Василий Эсманов:

«Интернет — это просто способ доставки информации»

Предела развития глобальной сети не существует, так как непрерывно совершенствуются информационные и цифровые технологии. Каждые полтора-два года основные количественные показатели — число пользователей и объемы информации — удваиваются. Рынок традиционных СМИ начал сжиматься — количество информации, которую нам может предоставить глобальная сеть, не поддается описанию. Как же выглядит информация в постгутенберговскую эру? Юрий Сапрыкин, редакционный директор журнала «Афиша», считает, что все мы имеем сейчас эпоху не буквы, а условной цифры, эпоху, когда единицей информации является не текст, не книга, не смысловое единство, а поток; и есть информационные потоки, с которыми абсолютно все мы наверняка сталкиваемся. Но все же следует помнить, что что-то действительно важное и новое каждый день не появляется, появляются лишь новые каналы доступа к информации.

«Новая в Поволжье» взяла интервью у Василия Эсманова, издателя знаменитого молодежного сайта Lookatme.ru. Василий — лауреат IX национальной премии «Медиа-менеджер России — 2009» в номинации «Новые медиа», а его веб-проект Lookatme.ru является одним из самых популярных ресурсов среди активной и думающей молодежи.

— Какой Вы видите пост-HTML среду? Считаете ли Вы, что мы уже оказались в постсетевой среде?

— Пост-HTML среды не существует. Есть пост-Web среда. Как писали журналисты Wired — Интернет из разрозненной децентрализованной сети превратился в канал доставки информации через «приложения». Мы перестали пользоваться сетью и все больше пользуемся приложениям: Facebook, Twitter и так далее. На мобильных телефонах та же ситуация, как вы видите.

— Согласны ли Вы с тем, что Интернет для современного человека стал обыденностью? В чём Вы видите причины такого явления, помимо происходящей технологической революции?

— Любая высокая технология рано или поздно становится частью быта. Сейчас огромное количество инфраструктурных составляющих завязано на Интернете. Автомобили тоже стали бытовым прибором: чтобы ездить, не надо копаться в двигателе. Чтобы пользоваться компьютером, не надо быть программистом. Ipad, например, находится в том же классе устройств, что телевизор и микроволновка.

— Многие исследователи и разработчики сходятся во мнении, что Web не является высшей ступенью эволюции информационных технологий. Сайты постепенно отмирают — это была атрибутика Web 1.0. Web 2.0 — это преимущественно социальные сети. Существует точка зрения, что новейшие медиа не будут технологически отличаться от предыдущих, они будут более интерактивными и удобными для пользователей. Что Вы вкладываете в понятие «новые медиа» и как, по Вашему мнению, они могут изменить нашу жизнь?

— Тим Бернс Ли, изобретатель Интернета, говорит, что сеть файлов и сайтов превращается в сеть данных. Наши учетные записи на сайтах — данные. Информация о пробках — данные. Новости — тоже данные. А значит, им легко можно придать какую-то структуру. При их помощи можно получать кардинально иные продукты. К примеру, в Америке все больше сайтов (например, о спорте) пишут роботы. Это здорово экономит время людей, позволяя им заниматься тем, что роботы эмулировать не могут.

— В одном интервью Вы говорите о том, что ЖЖ можно считать средством массовой информации, в котором нет единого центра. Можно ли считать блог полноценной единицей медийного пространства?

— Сам Живой Журнал — не средство массовой информации. Это средство массовой коммуникации. А вот некоторые блоги на нем вполне можно считать средством массовой информации. Это зависит от ряда объективных характеристик, к примеру: регулярность выхода, тематическая направленность, стилизация подачи информации.

— В настоящее время из-за огромного потока информации, которую, в первую очередь, мы черпаем из Сети, в Интернете становится сложно найти что-то стоящее и по-настоящему интересное. Какие новые подходы можно выделить в проблематике поиска достоверной и интересной информации?

— Таков окружающий мир, и следующий шаг разработчиков, ученых, дизайнеров, журналистов и всех, кто занимается Интернет-проектами, — это попытка структуризации и ранжирования информации. Именно из-за этого хаоса компании, которые делают чуть более простым потребление информации, зарабатывают миллиарды — те же Гугл и Яндекс.

— В последнее время много говорится о том, что традиционные формы журналистики постепенно начинают вымирать. Можно ли сейчас говорить о появлении такого понятия, как постжурналистика?

— Традиционные формы новостной и аналитической нейтральной журналистики только готовятся к расцвету. Просто журналисты лишились дурацкого ореола ретрансляторов «тайного» знания. Мнение, которое раньше могли выражать единицы, сейчас могут выражать все. Поэтому, чтобы ото всех отличаться, журналисту надо делать что-то качественно иное, а именно — выполнять свою работу лучше, подбирать информацию точнее, освещать тему более систематично. Задавать вопросы. Не лениться. В этом и есть главное отличие журналиста от блогера: блогер пишет когда хочет, а журналист пишет, когда не писать нельзя. И не важно, платят ли этому человеку, работает ли он в редакции. Журналистика — это метод познания мира: способ задавать правильные вопросы окружающему миру и транслировать людям ответы. Журналист — это нечто среднее между детективом и общественным психоаналитиком, который, задавая правильные вопросы обществу, помогает этому обществу самостоятельно меняться.

Интернет — это просто способ доставки информации, а в способах рассказать миру очередную историю ничего принципиально нового не появилось.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.