Самарская параллель Гастелло

Едешь на трамвае в сторону города. Позади остаётся ДК «Современник». Через несколько мгновений слышишь: «Остановка Гастелло. Следующая остановка – Потапова». От скуки механически срабатывает память: «Гастелло – лётчик. Воевал. Пошёл на таран. Взорвал фашистов, и сам умер». А вот по поводу «Потапова» в большинстве случаев такой фокус твоё сознание не проделывает. Вот и проезжает рядовой самарец мимо улицы, названной в честь его земляка, участника ВОВ, Героя Советского союза, который совершил точно такой же подвиг, что и Николай Гастелло. Потому эти улицы и параллельны.

_DSC2326

Давайте вылез из трамвая. Пройдём мимо частного сектора по улице Петра Потапова; мимо мемориальной доски, установленной в честь храброго земляка на одном административном здании. Остановимся на пересечении с Московским шоссе. А теперь немножко попристаём к прохожим. Поспрашиваем их, кто же такой Пётр Матвеевич Потапов.

«Какая-то знаменитость. Не с простым же человеком связана целая улица», – поясняет мне мужчина в возрасте. Обращаюсь к молодому человеку в строгом чёрном пальто и очках с не менее строгой оправой. «Врачом он был в военное время. Может, спас кого-то. Поэтому, и назвали в его честь улицу», – предполагает он. А вот мужчина средних лет с беременным ридикюлем классического стиля отвечает просто и понятно: «Хрен его знает!».

_DSC2316

И молодец этот хрен, что знает, кто такой Пётр Потапов. И вы знайте, что родился Пётр Матвеевич в революционный год – 1917, в Обшаровке. Отучился 7 классов, закончил школу фабрично-заводского ученичества №6 и рванул на завод Масленникова. Было это в 1935 году. В то время на этом предприятии трудился ещё один будущий Герой Советского союза, наш земляк, в честь которого тоже в Самаре названа улица – Иван Гурьянович Булкин. Потапов без отрыва от производства посещал курсы в Куйбышевском аэроклубе. В 1940 его направили в Энгельскую военную авиационную школу пилотов, где, кстати, обучение проходила ещё одна наша земляка, будущая героиня – Ольга Санфирова. С октября 1942 года Пётр Матвеевич в действующей армии.

Спрашиваю молодёжь, не зря ведь встал возле корпуса филологического факультета СамГУ. «Не знаю, кто он был. Я вообще не в этом университете учусь. Слышал, что их там первым делом спрашивают о Потапове», – рассказывает мне молодой человек. Выслеживаю студента филфака. «К сожалению, вынуждена признаться, что не знаю ничего про Потапова», – деликатно ретируется заочница с филологического факультета. Теперь интересуюсь у людей постарше. «Чёт знаю, но сразу не соображу. Лётчиком был. Участвовал в войне отечественной», – говорит мне одна старушка. Пожилой мужчина отвечает примерно так же. Он точно не помнит, какой подвиг совершил Пётр Потапов, зато делится своими наблюдениями: «У нас в городе все почти все улицы либо в честь революционера названы, либо в честь Героя войны».

_DSC2333

Пётр Матвеевич, и правда, успел много фашистов убить до того, как погиб сам. Он был старшим лётчиком, командиром звена, заместителем командира эскадрильи, штурманом авиаполка. Воевал на Калининском, Западном, 2-м и 3-м Украинских фронтах. Участвовал: в боях под городом Великие Луки – в 1942-43 годах; в Смоленской наступательной операции, в том числе в освобождении городов Рославль и Кричев – в 1943; в Ясско-Кишинёвской операции, в освобождении Румынии и Венгрии, в боях за город Будапешт – в 1945. И к сентябрю 1944 года совершил 146 боевых вылетов, из них 37 – на разведку, 109 – на штурмовку скоплений живой силы и техники противника, в которых им уничтожено: 24 танка, 42 автомашины с грузами и живой силой, 48 повозок, 3 склада с боеприпасами, 7 вагонов, 1 паровоз, 11 артиллерийских орудий, до 480 солдат и офицеров противника.

Некоторые самарцы всё же знают о главном (если, конечно, поступки Героев войны можно подвергать градации) подвиге Петра Потапова. Вот идёт мужчина средних лет с бутылкой пива в руках. Завидев меня, он прячет сосуд в рукав куртки, но на вопрос отвечает: «Потапов был лётчиком во время Великой Отечественной войны. Пошёл на таран фашисткой базы. Сам разбился и всех взорвал». Другой мужчина на вопрос не отвечает, но сообщает мне интересный факт: «А вы знаете, сколько наших лётчиков на таран пошли? 610 человек! Вот! Некоторые даже дважды». Правильно отвечают ещё несколько человек. Один из них философски замечает: «В принципе не суть важно, какой он подвиг совершил. Главное – он воевал. Я бы вообще все до единой улицы по всей стране назвал в честь Героев отечественной войны».

Потапов имел возможность носить звание Героя Советского союза ещё при жизни. Ему должны были вручить Золотую звезду в июне 1944 года. Но награждение задержалось. А в августе Пётр Матвеевич отправился на освобождении Румынии. В октябре полетел в Будапешт оказывать воздушную поддержку наземным войскам. Его штурмовик попал под зенитный огонь. Самолёт загорелся. Потапов был ранен. Но ведь и на земле столько раненых. А если он сейчас отступит, сколько пехоты поляжет?! Нужно помочь своим! Пётр направляет штурвал вниз. Горящий самолёт несётся на зенитную батарею врага. Последствия огненного тарана уничтожают фашистское орудие и все расчёты. Звание Героя Советского союза Пётр Матвеевич Потапов получает… посмертно.

Возвращаюсь обратно на Ново-Садовую к трамвайным путям. Последним респондентом на сегодня становится молодой человек. «Ловлю» его на трамвайной остановке. Он признаётся, что не знает ничего о своём знаменитом земляке. Объясняю ему вкратце, что Пётр Матвеевич сделал для своего отечества. Молодой человек в ответ: «Ну, блин! Такое сразу и не вспомнишь». И со спокойно душой ожидает прибытие трамвая.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.