Эффективные управленцы? Предприятие, приносящее огромный доход, передают в аренду, а фактически отдают навсегда, и за очень скромные деньги. Зачем дарить «Самарский водоканал» Вексельбергу? История с арендой «Самараводоканала» давняя. Еще в 2008 году команда Тархова пыталась слить его в аренду. Но тогда возмутилась область и при помощи прокуратуры все попытки провести конкурс были блокированы. Теперь история повторяется. И «новая» администрация, действия которой все сложней отличить от «старой», объявила о проведении конкурса на передачу в долгосрочную аренду муниципального предприятия «Самараводоканал». Правда, кое-что за эти годы все-таки изменилось.
Высокая цена
Главное отличие от прошлого конкурса — это высокая арендная плата. В стартовых условиях конкурса она оговорена как 86 миллионов рублей в год на 35 лет аренды. В итоге — три миллиарда рублей. Солидная сумма, которую официальные СМИ много раз с удовольствием повторили. Но много ли это? Три с половиной миллиарда — это годовой оборот «Самараводоканала». Бухгалтерский отчет за 2010 год хорошо показывает истинный масштаб происходящего. Компанию, которая имеет оборот три миллиарда триста девяносто миллионов и общий валовую прибыль в пятьсот миллионов, городская администрация готова отдать в аренду на 35 лет за 86 миллионов. Хороший бизнес. Для арендаторов. Конечно, речь идет об общем объеме, чистый доход все-таки поменьше. В 2010 году — 169 миллионов. Все равно больше, чем аренда! И нельзя забывать, что речь идет о деньгах, собранных в рамках тарифной политики. И когда у «Самараводоканала» из 500 миллионов валовой прибыли 282 уходит в раздел «прочие» — это вызывает у плательщиков тарифов законные вопросы. Ладно если только у плательщиков. И главный из них: зачем?
Что мы получим?
В условиях конкурса стоимость аренды «Водоканала» — всего лишь один пункт. Мы ведь отдаем наш «Водоканал» не ради прибыли.
А ради того, чтобы… снизить число засоров, количество прорывов и энергетические затраты на водоснабжение и водосбор. Электричество составляет большую часть стоимости воды. Соответственно, выполнение этих пунктов согласно требованиям конкурса приведет в итоге к повышению рентабельности и доходности бизнеса. Увеличению прибыли «Водоканала». Только получит эти деньги арендатор. А не город. Городу хватит 86 миллионов. Ну и сколько-то, наверное, пришлют победители конкурса сверху. За выгодные условия. А тарифы? Ведь по идее они должны, наверное, снизиться?! Потребление электроэнергии снижается на 15-20%, число прорывов и? как следствие, потерь воды, уменьшено, следовательно вода будет стоить дешевле? В условиях конкурса об этом ничего не сказано. Напротив, предполагается, что тарифы будут расти и на эту же сумму с коэффициентом увеличится арендная плата. Нестыковка. И еще интересный момент. В условиях речь идет о реализации в течение 6-9 лет. При этом задачи стоят обширные. Снижение засоров и прорывов — это огромный объем работы. На тысячах километров труб. Даже если делать, то долго. И так как мы имеем дело с конкурсом, то важная часть условий — это шаг. В части размера аренды (увеличение) он равен 100 000 рублей (<0,2% от общей суммы)? То есть участник конкурса может предложить и 86 миллионов 300 тысяч арендной платы. Типа поднял планку. В части решения реальных задач масштаб другой. И шаг — три года. То есть одна треть максимального срока. И никакого инвестиционного плана на конкурс тоже представлять не надо. Нужно другое.
В ожидании честной борьбы
Само по себе объявление такого конкурса дело для современной России обычное. Смущает торопливость городской администрации. Не успел одиннадцатого декабря директор «Водоканала» написать письмо в администрацию — и ему тут же приходит ответ, где все подробно расписано и согласовано. Потом (под Новый год!) объявляется конкурс, итоги которого будут подводиться в середине марта. Такой вот подвыборный маневр. Конечно, можно было бы и подождать — ведь речь идет о передаче огромного хозяйства на совершенно нереальный для современной России срок — 35 лет! Чтобы сравнить — отсчитайте 35 лет назад.
В этом году заканчивался бы договор, подписанный при живом и здоровом Брежневе! Экономическая целесообразность такого длительного договора для города очень сомнительна. Даже самые длинные инвестиционные планы не длятся больше 15-20 лет. В таком бизнесе, как водоснабжение, инвестпроекты гораздо короче. До десяти лет. И это тоже для России — длинные деньги. За это время арендатор, которого нам обычно преподносят как инвестора, успевает вложиться — отстроиться — отбиться. А здесь речь идет о трети столетия. Настолько длинных денег в России не было и нет. Зачем же отдавать свое стратегическое хозяйство за копейки на необозримый срок и даже без обещаний улучшения этого хозяйства? Да еще и с правом передачи третьим лицам. Огромного хозяйства, от которого зависит жизнь миллиона человек. Вода гораздо важнее нефти и газа, без них человек прожил тысячелетия, а без воды не протянет и двух недель. Выгода для города в размерах 86 миллионов? Это даже не смешно. Речь идет о предприятии с миллиардным оборотом. Кто же станет его счастливым обладателем?
Победитель известне?
По крайней мере, его имя можно предположить с высокой долей вероятности — это компания «Ренова» господина Вексельберга. А точнее ее подразделение, занятое в сфере ЖКХ. Уже сегодня эта компания управляет водными системами десятков городов. Хорошо или плохо им это удается — читайте в наших ближайших номерах. Почему «Ренова»? Мы хотели задать этот вопрос новому руководителю «Самараводоканала» г-ну Астраханцеву. Несмотря на волжскую фамилию, он приехал из Петрозаводска. Специально был приглашен городской администрацией на место не самого плохого менеджера Римера. Астраханцев даже по образованию водопроводчик, но почему вот так неожиданно в Самару из Петрозаводска? Не потому ли, что там «Водоканал» уже давно принадлежит «Ренове»? Возможны совпадения. Но креатуры «Реновы» фигурировали и в прошлом конкурсе. Будут участвовать и в этом. Конкурсную комиссию возглавляет… правильно, господин Астраханцев. Кроме него в состав войдут еще и министр Донской, и другие специалисты. Свежие новости о строительстве в Курумоче крупного хаба силами «Реновы» подтверждают, что ситуация под контролем.
Зачем наш «Водоканал» компании «Ренова» достаточно ясно. Из него можно выкачать миллионы и миллиарды. Из него — значит из нас. И хочется задать встречный вопрос: а зачем нам этот странный альянс? И есть ли у эффективных управленцев из городской администрации какие-то доводы в его пользу? Разговоры про инвестиции можно будет вести, только имея конкурсные предложения на руках. Пока же поверхностный взгляд замечает, что общий объем инвестиций в эту сферу (больше десяти городов) только в 2010 году превысил в компании три миллиарда. И большинство инвестиционных проектов компании связано со строительством новых сооружений. Сроки окупаемости проектов — семь лет.
А не 35! Да, нам новые сооружения нужны. Но в условиях конкурса о них нет ни слова. Зато много про засоры и прорывы. А это ежедневный процесс. Который осеществляют люди. Работники «Водоканала», специалисты, иногда довольно узкого профиля. Они что, будут в полном составе привезены в Самару компанией-победителем? Верится с трудом. Скорее всего, поменяется только управленческий аппарат и направление финансовых потоков. Мужики на аварийных выездах останутся, наверное, те же. Вода, наверное, станет дороже, но вряд ли вкусней. И только при каждом отключении будет приходить самарцам в голову известная в прошлом поговорка про то, что, если в кране нет воды, значит… а ведь это уже 282-я статья.