«Наличие в жизни ребенка — это не только счастье, но и возможность расширить свои личные горизонты!» — говоришь ты себе, раздирая глаза в утренней темноте выходного дня. «Совместный досуг с ребенком, не только сближает, но и интеллектуально обогащает», — убеждаешь ты себя парой часов позже, когда прыгаешь через трамвайные рельсы и бодро шагаешь вместе с этим самым ребенком по направлению к Станции юннатов. Ты проезжала мимо нее десятки раз, но заглянуть все как-то не было повода. А тут день открытых дверей, который просто обязывает.
Хорошо организованная группа детей и примкнувших к ним родителей бродит по зимнему, и непростительно зеленому для декабря саду. Лианы стройно ползут к потолку, листья травы-банан наводят на размышления о размерах скромной однокомнатной квартиры. Дети восхищенно ахают, аккуратно гладят листья и стволы. Родители пытаются одновременно запечатлеть своих чад во всей этой растительной роскоши и слушать рассказ экскурсовода. Та называет растения по именам, которые никто не может запомнить. Подробно рассказывает историю каждого из них – вот эта огромная красавица приехала к нам в виде семечка, а вот этот куст – в качестве отростка. Все оценивают размеры бывших семечек и отростков и снова восхищенное ахают. За окном, кстати, есть сад настоящий, с абрикосами и яблонями, но зимой приходится довольствоваться только рассказами про него.
Чуть позже, в кабинете зоологии, экскурсанты с увлечением рассматривают рыбок, тропических и не очень. Выясняют, что золотые представители этого подводного мира вполне могут считать домашними животными, ибо выведены специально для проживания во всяких там аквариумах. Усваивают информацию о том, что сомы дышат не растворенным в воде кислородом, а хватают его на поверхности воды. Дети с изумлением рассматривают чучела птиц (подарки юннатам), черепа животных (все настоящие), череп человека (к разочарованию некоторых – муляж). Одна уютная мама, чуть задержавшись у стенда с оленьими рогами, тихонечко сообщает другой, не менее уютной маме:
— В нашей семье такие украшения, черт бы его побрал, должна носить я. И сбрасывать каждую весну!
Вторая мама гладит первую по руке и тихо вздыхает. Экскурсовод обращает внимание собравшихся на скелет кошки (настоящий). Рассказывает о позвоночнике и костях. Демонстрирует заспиртованных навечно аскарид и читает лекцию и том, что подобные червячки могут завестись в организме тех детей, которые не моют руки. Родители встречают эту часть беседы почти овацией, доказывая общность проблем в разных семьях. Экскурсовод на всякий случай уточняет, что мамы ради безопасности семьи покупают только проверенное ветеринарами мясо. Ребенок за моей спиной, несколько подустав от попыток мамы обратить внимание на проблему аскарид, на всякий случай осведомляется о том, где родительница приобретает будущий гуляш и жаркое. В достаточно ли надежных местах? Мама вздыхает намекая на окончание просветительской беседы.
В живом уголке щебечут птицы, плещутся в мини-озере черепахи, крутят колеса хомяки и белки-дэгу, греется под лампой игуана. Почти всех можно гладить и кормить правильной едой. Работники станции юннатов агитирую родителей с малышами приходить просто так, особенно во время кормления животных, общение с братьями нашими меньшими, знаете — ли облагораживает и вдохновляет. Восхищенная мама пытается увлечь сына огромными улитками. Мальчик не хочет улиток, мальчик хочет крысу, желательно домой и немедленно. Сотрудники станции юннатов робко сообщают, что белок –дэгу они отдают просто так. Дети смотрят заинтересованно, родители с неодобрением.
— Мамочка, смотри, как хомячок на папу похож, — умильно произносит маленькая девочка. Окружающие разглядывают папу, папа втягивает живот, демонстрирую полное несходство с хомяком.
На улице восхищенные дети кормят козу с козленка и ослика. Чуть позже к коллективу подтягивается приличного размера свинья, ее просят не кормить, но куда там. В конюшне ахают при виде страусов, подробно выясняют породу местных кур, восхищаются у клетки с кроликами. У последнего вольера сотрудники Станции юннатов советуют быть острожными, поскольку именно там обитает «молодой и очень боевой козел». Козел, впрочем, оказывается весьма общительным парнем, и с готовностью меняет капусту на порцию ласки, подставляя под руки белую голову с ухоженной бородой. В другом крыле взирает на всех с некоторым презрением настоящий ворон, его отчего-то очень жаль. Еще в одной комнате снова щебечут птицы, смешно шевелит носом вислоухий кролик, носятся по клетке малыши морской свинки. Еще, например, можно погладить шиншиллу, утонуть пальцами в нежнейшем мехе. На родине, шиншиллы сохнут в вулканическом пепле. «Надо же!» — изумляются дети. На шубу нужно 200 таких шиншилл, — сообщает зоотехник, и дети возмущенно гудят: зачем такие шубы! На обратном пути родители фотографируют расписание занятий, сотрудники настоятельно рекомендуют приходить, и настаивают, что все это бесплатно, абсолютно бесплатно. Только нужно выбрать время, и будет очень интересно. Так что если вдруг, ваш ребенок просто жить не может без всяких хомяков или пытается вырастить на ананас на окне, есть смысл дойти до Станции юннатов не только в день открытых дверей.