Лето подкосило всех. Никаких содержательных событий не происходит (к сожалению, за исключением катастроф и форс-мажоров, обусловленных полной управленческой беспомощностью системы на всех уровнях). Ну, возможно, кто-то из автомобилистов ищет эвакуатор дешево — железный конь подвел. Политическая жизнь Самары и области на минувшей неделе также ограничилась парой скандалов, да некоторыми мелкотравчатыми благоглупостями представителей истеблишмента.
Минуты славы
Взирая на круговерть событий по линии Общероссийского народного фронта, хочется сказать огромное человеческое спасибо национальному лидеру Владимиру Путину. Одним мановением своей нацлидерской длани он подарил России в виде ОНФ идеальный индикатор человеческих качеств. Даже вспоминается Петр Первый, велевший чиновникам говорить «не по писаному, дабы дурость каждого видна была». Народный фронт, особенно после того, как туда стало можно вступать целыми организациями и предприятиями, проверяет сразу на все: на дурость, на раболепие, на честность и принципиальность, на безразличие. И неважно, что в основном в Нарфронте действует правило обратной селекции, то есть честные и принципиальные почему-то остаются вне его пределов, а внутри – либо карьеристы, либо безразличные, либо, мягко говоря, простодушные. Зато сколько прекрасных, но доселе неизвестных широкой публике людей мы узнали! И не потому, что они жаждали известности, а потому, что были вынуждены выходить с публичными заявлениями из-за всероссийской предвыборной акции под названием ОНФ.
Имена их множатся день ото дня. Оказалось, что многие архитекторы не хотят идти в стойло Народного фронта вместе с руководством своего Союза, композиторы – с руководством Союза композиторов, что свердловским дизайнерам, самарским и сызранским ветеранам собственное честное имя, независимость и репутация дороже благосостояния и обласканности властью.
А кому-то – наоборот, хочется вытянуться в струнку, взять под козырек и промаршировать прямиком в плотные безгласные ряды «фронтовиков». И тогда уж действительно становится видно отсутствие вкуса и чувства меры в желании угодить вышестоящим инстанциям во что бы то ни стало, даже с риском попасть в дурацкое положение. В этой номинации на прошлой неделе в Самаре несомненное лидерство принадлежит двум организациям: тюремному ведомству (ГУФСИН) и их историческим антиподам – региональной ассоциации жертв политических репрессий.
О каких карьерных высотах и благах грезило руководство Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области, подписывая соглашение с Народным фронтом, трудно сказать. Но эти грезы явно затмили здравый смысл, заставив «единоросов» вдогонку разъяснять, что речь не идет о присоединении к ОНФ всей массы подведомственных заключенных, а только о сотрудниках тюрем и зон. А ведь после того, как в соседней Саратовской области к ОНФ присоединилась сельхозартель «Содомская» и коллектив средней школы села Большой Содом, казалось, мы уже перестали удивляться чему бы то ни было, связанному с путинским фронтом. Но совместными усилиями ГУФСИН и Самарская ассоциация жертв политических репрессий все-таки смогли создать мини-сенсацию. Уж слишком велик диссонанс между этими двумя организациями. И отчего-то казалось, что, услышав о вступлении в ОНФ тюремщиков, бывшие политзаключенные тотчас должны были оттуда выйти, даже если всей душой поддерживают несуществующую пока программу Народного фронта. Но не случилось.
Вот за этот продолжающийся гигантский эксперимент по проверке населения России «на вшивость» премьер-министру и лидеру «партии жуликов и воров» и стоит выразить благодарность.
Демонстрация уверенности
Тем временем секретарь политсовета регионального отделения «Единой России» Александр Фетисов раскрыл некоторые подробности приближающихся единоросско-фронтовых «праймериз». В обширном интервью правительственной «Волжской коммуне» он для начала заверил, что «Народный фронт — это не формальность, это возможность для появления в политике новых лиц, которые еще вчера не ассоциировались с партией» (насколько эти «новые лица» не ассоциировались с ЕР, мы разбирали в прошлом номере «Новой» в материале «Казаться смешным не каждый может себе позволить»).
Датой начала праймериз, по словам Александра Фетисова, будет 21 июля, и продлятся они до 10 августа. Список кандидатов от ЕР и ОНФ для выборов в Губернскую думу будет представлен уже на этой неделе (а для выборов в Госдуму такой список от Самарской области обнародован 5 июля).
Затем по 25 избирательным округам области выборщики от «Единой России» и ОНФ (по 200 человек) проголосуют на праймериз за нужных кандидатов. Голосование будет тайным, что, как показали прошлогодние праймериз ЕР перед выборами мэра и Городской думы Самары, практически исключает любые неожиданные результаты.
Два места в интервью особенно примечательны. Вот что говорит руководитель реготделения ЕР об избирательном штабе: «Сейчас функции избирательного штаба исполняет исполком, где все без преувеличения говорят на одном языке. Раньше этот орган исполнял рутинную работу, а непосредственно на кампанию съезжались парни из всего СССР, пилили бюджет и потом разъезжались. Я считаю, что избирательными кампаниями должен заниматься непосредственно исполком».
Если расшифровать эти тезисы, получается следующее: «Единая Россия» не настроена на ведение креативной, яркой, оригинальной избирательной кампании, для чего, собственно, обычно и приглашают видных политтехнологов — «парней из всего СССР». Или господин Фетисов не знает, что «парни из СССР» давно уже здесь, в Самаре, с семьями и детьми и вовсю куют (или пилят?) будущую победу партии? Да и в самом списке ЕР фигурируют зампред Союза машиностроителей Гутенев и волгоградский сенатор, которым вдруг наша область стала настолько близка, что они вошли в список именно самарских кандидатов.
Оценивая готовность реготделения к выборам, Александр Фетисов заметил: «Что немаловажно — устранены межэлитные противоречия. Ранее все равно находились те, кто помимо «Единой России» оказывал поддержку другим политическим силам. Сейчас все шагнули далеко вперед. Но если это повторится снова, мы будем делать жесткие выводы». Надо ли понимать эти слова так, что теперь уже никаким иным политическим силам, кроме ЕР, поддержку оказывать нельзя? И точно ли это является шагом далеко вперед, а не далеко назад – к полному единомыслию не только в партии, но и в стране?
И какие, интересно, «жесткие выводы» имеются в виду? Жесткие как в 1937-м? Или как в 1964-м? Или как при Леониде Ильиче? Вопрос не праздный – от ответа зависит, стоит ли любым заинтересованным лицам вообще сейчас приближаться к «Единой России», если потом все будет по принципу «вход – рубль, выход – два».
Об успехах и головокружении
В уже упомянутом интервью Александр Фетисов тепло отозвался о Дмитрии Азарове и городской администрации: «В город пришла команда молодых управленцев с опытом работы. Это люди в хорошем смысле амбициозные, профессиональные. Конечно, в любой работе бывают недостатки и головокружения от успеха, но постепенно все становится на свои места».
О головокружении от каких успехов муниципалитета говорил спикер Городской думы, к сожалению, не уточняется. Бегло окинув взором ленты новостей за последнюю неделю, парочку несомненных «успехов» администрации Азарова все-таки можно заметить. К сожалению, успехи эти свидетельствуют, как минимум, о плохой управляемости и полной забюрократизированности городской власти.
Где еще, в каком городе видано, чтобы в течение нескольких лет невозможно было решить вопрос о переносе пары-тройки мусорных контейнеров от детской площадки из-под окон жилого дома на другое, более подходящее место? Ну хорошо, раньше Самарой управляла команда Виктора Тархова, на которого по-прежнему можно еще пока сваливать многие городские проблемы. Но вот контейнеры-то перенести – для этого ведь усилий, мозговых и физических, много не нужно. Нужно, чтобы система работала, чтобы чиновники принимали на себя ответственность за решения, а не перекидывали бы их друг другу и не переадресовывали бы куда повыше. В итоге долгих мытарств и обращений к муниципальным службам жители дома №212 по ул. Садовой нашли понимание у уполномоченного по правам человека в Самарской области Ирины Скуповой. После ее вмешательства проблема была рассмотрена (внимание!) аж на совещании при главе города, где и был найден типично бюрократический выход: нужно провести совещание с жителями по этому вопросу. Не передвинуть контейнеры, а «провести совещание»! Такими темпами, глядишь, «эффективные управленцы» все же решат месяцев за пять-шесть эту проблему…
Еще один индикатор качества городского управления – митинг работников предприятий ЖКХ «Металлург» и «Энергия», случившийся на прошлой неделе. По очень простой причине – они не видели зарплаты уже три месяца.
И надо же – немедленно после того, как люди вышли к администрации Кировского района в количестве нескольких сотен человек, их проблемы стали решаться. Насколько успешно – будет ясно на днях, но муниципальные чиновники зашевелились только после того, как «грянул гром». А если предположить, что чиновники просто не знали раньше об этой болевой точке, то это еще хуже – выходит, они ситуацию в городе вообще не контролируют?
Вот и думай после этого: о каких «успехах» муниципалитета все-таки вел речь Александр Фетисов? О тех, которые тиражируются информационной службой мэрии через СМИ? Но Дмитрий Азаров и его соратники должны прекрасно понимать, что все это – та картинка, тот «позитивный имидж», который создается под их чутким руководством и который достаточно далек от действительности.
И пропагандистская деятельность по созданию которого отнимает время от занятия действительно важными вещами, такими как налаживание информационного обмена с городским сообществом, организация заинтересованного обсуждения городских проблем, обучение чиновников адекватному общению с журналистами… Возможно, появившиеся в Интернете предположения о скорых кадровых переменах в сфере информационного обеспечения мэрии как раз и связаны с осознанием городскими руководителями того факта, что имидж – если и не «ничто», то уж явно и еще не «все».