ОРДА И РОЗА Х (ханша)

20 сентября вышла на широкий экран по всей России кинокартина режиссера Алексея Прошкина «Орда». Историческая притча, в основе которого лежит православная легенда о московском митрополите 14 века Алексии, по преданию, излечившем своими молитвами золотоордынскую ханшу Тайдулу от слепоты.

Картина участвовала в конкурсной программе 34-го Московского международного кинофестиваля, прошедшего в июне, и была награждена двумя призами «Серебряный Георгий»: за лучшую режиссёрскую работу и лучшую женскую роль, которую исполнила бывшая актриса самарского театра юного зрителя «СамАрт» Роза Хайруллина, с 2009 года работающая в московском Театре Олега Табакова. В фильме «Орда» ее всесильная ханша Тайдула, ослепнув, беспомощно находится в центре интриги. Обладая сокрушительным могуществом, она не может им воспользоваться, чтобы прозреть, и становится жертвой вереницы лекарей-шарлатанов. Верит ли она сама в чудо исцеления, остается за рамками фильма. У Хайруллиной главный стержень героини – фатализм восточного человека. Последняя фраза ханши в фильме «Этого не хочет бог! Но я не знаю почему» — словно подводит черту под мистическим отношением персонажа к власти. Ее роковому предназначению, в котором могущество оборачивается страхом.

Такая неоднозначная актерская работа поневоле вызывает ряд вопросов. Их я попытался разрешить в телефонном разговоре с Розой Вакильевной.

— Когда Вы работали над ролью, как для себя оправдывали жестокость нравов той эпохи и конкретно ханши Тайдулы?

— Я прежде всего играла человека, а не про что-то. Не какую-т идею, а живые чувства стареющей женщины, вдовы, матери. А разве она жестока?

— Ну, кровь на экране льется каждые две минуты.

— А разве сейчас крови мало? Может, мы ее не видим, но, мне кажется, сегодня крови больше. В ту эпоху кровь была, как это сказать…честная. Как-то люди честно сходились. Хотя бы знали, кто кого убил. А сейчас мы ничего не знаем. Все делается по-тихому.

— Многие кинокритики, еще перед премьерой, опасались острой темы столкновения христианства и ислама, которое было в период, изображенный в фильме. Но после выхода на экран большинство отзывов положительные, хвалят, что удалось избежать возможного разжигания межрелигиозной вражды. Это позиция только режиссера или и актерская тоже?

— Я об этом не думала. Это не актерская задача размышлять о том, какие религии сталкиваются. Полагаю, что Максим Суханов тоже играл прежде всего человека, а не тот смысловой пласт о столкновении культур. К сожалению, это всегда было и будет. Это не нами придумано. Кому-то, кто наверху, это было нужно. Я имею в виду не высшие силы, а людей, у которых возникла такая потребность. Кому-то это выгодно.

— В фильме все ждут чуда от главного героя. Но зритель его не видит. Это для достоверности или для развенчания сделано?

— Его нельзя рассматривать как просто фильм о чуде. Вы же смотрели картину? Вам как показалось, есть там чудо?

— Ну, с одной стороны — да, но все выглядит очень двусмысленно.

— Это хорошо, что получилась эта неоднозначность. Она есть еще и в сценарии Юрия Арабова. И мы с Максимом Сухановым этого хотели.

— А для чего?

— Нельзя задавать творческим людям такие вопросы. Мы не подходим к своей работе математически. Если бы я думала об этом, то не могла бы играть. И вообще не пошла бы в актрисы, если бы математически рассчитывала все или оправдывала свои актерские работы перед другими. Я сама адвокат, судья, свидетель и обвинитель своих ролей.

— В фильме Тайдула проявляет себя и сдержанно и жестоко одновременно. Чем для Вас лично оправдан такой парадокс?

— А как бы вы управляли государством?..

— Ну, я не пробовал этим заниматься. В Вашем персонаже власть не оставляет места для человеческих чувств?

— Почему вы так решили? Все не так однозначно. Ведь когда в финале фильма Тайдула отказывает давать благословение на ханство своему внуку, который только что убил своего отца, ее же сына, она говорит: «Я не знаю» — и уходит в степь умирать. Тут все неоднозначно. Я играла человека, играла мать. Но при этом Тайдула же документальный персонаж. Она же долго управляла этим Белым Сараем. Это сложно, все это очень сложно сочетать.

ОРДА И РОЗА Х (ханша)”: 1 комментарий

  1. Женщинам, которые не живут сексуальной жизнью, либо занимаются этим редко, приписываются такие качества, как эмоциональная холодность, неспособность любить. расчетливость и даже — коварство.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *