Сакральная шпана

Фураги-шоу – лучшее музыкальное представление, сделанное в Самаре на местном (почти!) материале. И несмотря на то, что слова «ироническое» и «ностальгическое» постоянно соседствовали с названием, Фураги-шоу – это гораздо серьезней и современней, чем оно хочет казаться.

ДУХ ЭПОХИ

Кто такие фураги? Это дети рабочей Безымянки. Локальная и уникальная субкультура, возникшая в индустриальном Куйбышеве в 70-х. Криминальная окраска и пугающая обывателя внешняя агрессивность так или иначе свойственна большинству «пролетарских» субкультур. Сложно оценить влияние таких явлений на жизнь нашего города и его общую культуру. Это в других странах уличные субкультуры питают мир моды и стиля. Британский панк в конечном итоге вообще изменил весь мир. Наши фураги на такое не способны. Блатной фольклор существовал в России и без них, а легкий флёр рабочей Безымянки…Знаете ли, в каждом крупном городе России есть такие районы и такие субкультуры. Чем же ценны фураги? Тем, что это очень хорошая и настоящая история нашей жизни. Не придуманная на заказ. Не спущенная сверху по разнарядке. Подлинная. Глубинная. Хтонь. В триканах и бабайках. Сентиментальная и криминальная, она очень ладно накладывается на локальную культуру и… это просто хорошо, потому что наше. А «всё наше – навсегда!» И ничего другого нашего у нас нет.

Конечно, ярче всего русский характер проявляется в песне. Потому для сохранения духа Куйбышева 70-х был избран 100% ход – трибьют фурагам, записанный самыми разными сегодняшними исполнителями в максимально возможном разбросе стилей и направлений. Ну и сама презентация этого диска, собственно, прошла в ДК «Звезда» завода имени Масленникова. Да-да, это и есть тот самый утраченный культурный слой. Фураги жили в могучем закрытом городе Куйбышеве, промышленность которого… Впрочем, от этой части нашей жизни осталось, кажется, еще меньше, чем от движения фураг. Где ЗиМ? Где 4 ГПЗ? Есть ощущение, что именно напоминание о былом величии этих маленьких людей особенно раздражало противников ностальгического шоу.

ВСЕ ПО НАТУРЕ

Надо отдать должное организаторам – огромным плюсом шоу была его максимальная достоверность. Подтанцовка из девиц с начесом, химией и в костюме для аэробики, настоящие бабайки, настоящие песни. Особо сильное впечатление произвели фильмы Куйбышевской студии кинохроники. Из них не просто сделали нарезку в стиле эпохи, но и тщательно и скурпулезно собрали документальный видеоклип практически для каждого выступления. Черно-белая хроника заставляла сжиматься сердца старых куйбышевцев. Этого города уже нет. Но мы его помним. Девушки вяжут на пляже. Милиционер беседует с юным правонарушителем. Смотрит с укором. Троллейбус сворачивает с Куйбышевской на Ленинградскую. Как тут не утереть тайком слезу?! И атмосфера вечера была очень чувственной. Продуманно сентиментальной. В фойе продавался советский буфетный ассортимент и бутылки лимонада стояли в тех самых железных ящиках. Не только атрибуты и свидетельства прошлой жизни создавали настроение и ощущение подлинности происходящего, но и живые фураги, изрядно постаревшие, но исправно выжимающие слезу исполнением песни «Есть на Толевом маленький домик». Или классикой пионерлагерей — вечным хитом про «Фантом». Впрочем, фуражеские песни и сама идея трехаккордного блеющего исполнения были восприняты участниками проекта как интересный материал для воплощения собственных стилистических изысков. Поэтому Фураги-шоу было, наверное, самым разносторонним событием с точки зрения именно музыкальной. И едва ли не единственной возможностью посмотреть, на что же способна «взрослая» самарская рок-сцена. Не вся рок-сцена, а какая-то ее часть, сегмент, определить который я даже не берусь. Потому что музыкальной общности тут нет и в помине. Скорее это разные взрослые люди, которые играют качественно, с душой и для души. Извините за банальность.

КУЙБЫШЕВСКИЙ РОК

Всех, конечно, не опишешь, но есть диск, который очень хорош и который я еще похвалю отдельно. На самом шоу фуриков было не меньше десяти выступлений, которые просто сразили аудиторию. Я, к сожалению, увидел не всё, и список мой не полон. Кроме того, не хочу раздавать места. Потому список лучших без приоритетов.

Стугерон Янсен.

Группа в красных костюмах, внешне это похоже на какой-то адский индустриальный вариант Daft Punk, замешанный с Laibach и НОМ. Тексты, напоминающие о Платонове и Хармсе. Шоу с элементами диаволиады. И, конечно, глубокие безымянские корни. Хотя к фурагам именно Стугерон имел наименьшее отношение, но это намного мощнее и плотнее, чем подавляющее большинство наших рок-звезд. Впрочем, это ничего не меняет.

Purple Fog Side.

Паша Золин – главный человек в группе – реальная звезда готической сцены европейского уровня. Сделал великолепную и очень страшную версию женской бандитской песни «Я убью его, милая мама» – с чудным девичьим вокалом, стоном, воем и аналоговым скрежетом. Ощутимый мрак и кадры из фильма ужасов, где мертвую девочку зовут Самара.

White Crow.

Ну это, конечно, короли тяжелого блюза. Сильно тяжелого и мощного блюза. В группе одни виртуозы и с очень большим опытом. Поэтому «Дом восходящего солнца» в их исполнении был не слишком узнаваем и излишне заморочно сыгран, но вот «Фантом» прозвучал так, как он должен звучать в самых смелых мечтах мальчишек семидесятых, подбиравших аккорды в пионерлагерях. С ревом двигателей, выжатым из электрогитары.

Хана.

?Настоящий рокабилли и новая романтика. Конечно, один из дворовых хитов прежних лет «Это было весной» сейчас звучит почти крамольно с его строчкой про недобитого чекиста. А вот песня «Прощай, молодость», кавер одноименной прекрасно-полузабытой группы с рефреном «Я танцую только за деньги», у многих в зале выжала скупую слезу.

Владимир Громов.

Вот это был главный сюрприз. Еще и не все ведь знают, что Громов – ответственный сотрудник энергетической компании. На Фураги-шоу он вышел на сцену в черном костюме с лицом второго секретаря райкома и спел про то, как «уезжал паренек далеко на Восток», а потом еще и про «голубые глазки». Мощным голосом с магомаевскими интонациями. Драйва в этом самом «любительском» выступлении было столько, что сразу становилось понятно — это энергетик.

Владимир Аветисян.

Выступил соло в полуакустической версии и остался верен себе и своему герою, вставив куплет из песни Клэптона со сходной гармонией. А потом та же песня, написанная, кстати, новокуйбышевским музыкантом и выученная Володей еще школе, прозвучала в студийной версии. И оказалось, что при мощной аранжировке «баллады с элементами хард-рока» песня звучит очень хитово, а у Аветисяна красивый и молодой голос.

Алькатрас.

Вообще весь проект Фураги-шоу придумал и сделал Михаил Альков, но этого ему показалось мало, и он выступил с трип-хоповой версией песни «Я родился в Самаре в семье рыбака», сохраняя при этом инкогнито. Фуражество и уличная культура черных соединились так крепко, что казалось, они были вместе всегда.

Дрова.

Играли каверы на русском языке, но так лихо и настолько попадая в стиль «группы, играющей на танцах», что зал обомлел. Особенно когда вместо «шизгары» спели про шесть гадов.

И под конец исполнили танец дрипапец, кажется, на мелодию «Дип Парпл». Фураги танцевали на сцене с девчонками. И все было по натуре.

Конечно, апофеозом вечера стало совместное исполнение великих фуражеских гимнов. «На сквер Калинина упал туман» спели все хором под маркой ВИА «Куйбышев». Это, конечно, не We are the world, но принадлежность к определенной географии отслеживается четко. Собственно, с той песни проект и начался.

И об этом хочется сказать отдельно. Фураги-шоу продемонстрировало, как нужно организовывать и проводить культурные мероприятия сегодня. Мощная промо-кампания началсь со съемок клипа на ту самую песню про сквер Калинина. Клип получился очень живым и непосредственным, с хорошими исполнителями и достоверной атмосферой. Потом был запущен сайт, на котором все участники проекта, «прикинутые» в стиле, фотосессия со съемок клипа и воспоминания о семидесятых. Потом кампания в социальных сетях, интервью в газетах, на радио и телевидении. Специально выпущенный к событию набор тематических открыток. Великолепного дизайна афиши (спасибо Лене Загородневой). Наконец сам диск – хорошо изданный. Прекрасно записанный, с уникальной концепцией и тщательно подобранным содержанием. Мощная и очень грамотная кампания. Но в результате зал ДК «Звезда» так и остался наполовину пустым, а в фойе «Звезды» за весь вечер продали не больше сотни дисков. Хотя на публику в тот вечер грех было жаловаться.

ЧИСТОДЛЯСВОИХ

Во-первых, это был вечер для тех, кто давно друг друга знает, но редко видит. Женя «Енот» Казаченко, который вел вечер и которому нужно быть особенно благодарным за душевную атмосферу, очень быстро почувствовал свою публику и провел шоу настолько расслабленно и с удовольствием, что можно ему позавидовать. В его общении с залом не было панибратства или заигрывания. Хотя кто в Самаре не знает Женю?! Это была душевность парня с улицы Рыльской, если вы, конечно, знаете, где это. Публика была счастлива и благодарна. Особенно удивило автора явное пристрастие к фуражеской теме самарских архитекторов. На шоу пришли все самые известные архитекторы города во главе с главным архитектором Виталием Стадниковым, который сам окончил 120-ю школу на Безымянке. Во время антракта в фойе я увидел Исая Фишгойта. По-моему, одного такого зрителя достаточно. Он намного нужнее, чем не пришедшие на шоу депутаты и чиновники. Впрочем, пустые места в зале были не только для них. С большим сожалением приходится констатировать – культура в Самаре, городе с миллионным населением, не слишком нужна. И дело даже не в фурагах и местечковом характере этого феномена. Пустые места были и в зале оперы на премьере «Павильона Армиды» — полной и скрупулезной реконструкции одного из знаменитых балетов «Русских сезонов», пустовато бывает на любых культурных мероприятиях. Самарская публика не испытывает особого интереса ни к суб-, ни к суперкультуре.

Но это не повод, чтобы останавливаться. Фураги-шоу стало памятником уникальному явлению из нашего недавнего прошлого. Сейчас мне опять придется употребить слово «постмодернизм». Так вот, это прекрасный пример современного постмодернистского искусства, когда традиционное явление, архаичное и полузабытое, вдруг становится удивительной призмой, через которую преломляется творческий метод современных художников, которое позволяет в легкой и ностальгически-иронической форме посмотреть на культурное наследие, оставленное нам городом Куйбышевом. Не нравится? Будем отрицать? Право слово, это самая нелепая позиция. Фурагу нужно понять и полюбить. Этот маленький человечек с Безымянки живет в каждом из нас. Или жил. Загляните вовнутрь.

О фурагах Георгий Kвантаришвили, поэт:

Для скина идеал Адольф Гитлер, для панка — Сид Вишес, для хиппи- Джим Мориссон…

А для фураги — Саня Косой. Не знаете? Когда встретитесь в Саней в тёмном переулке – пожалеете, что не знаете. Искренне, но запоздало.

Саня вышел совсем недавно, и у него ещё не успели волосы отрасти. Проявим с ним солидарность. Посмотрели бы вы на парикмахерш, которым мы бросаем с достоинством: «Под ноль!» Ну да, мальчики-хорошисты стригутся под канадку, спортсмены и курсанты под полубокс, мажоры ездят стричься в Дом быта «Горизонт» к Гарусу. А тут… Даже и ножницами работать не надо. Сразу – неторопливый гул машинки. Какой ещё одеколон? Это шутка? Самая дешёвая стрижка. Выгребаешь из кармана мелочь, и ещё остаётся на стакан газировки.

Джинсы на чёрном рынке – материнская зарплата. В советских магазинах джинсов нет. Стоп! А что есть? Брюки? Чёрт с ними, пусть брюки. Берём. Приходим домой. Защипываем почти вплотную к ноге. Выворачиваем наизнанку. Куском мыла проводим по штанинам, проходимся на швейной машинке, ещё раз выворачиваем, готово. Если ногу в штанину можно засунуть без мыла, то зауживаем ещё сильнее. Всё, ушито.

Скажете: так когда-то носили стиляги. Кто их сейчас помнит? Если угодно, стиляжья мода наконец-то пришла в народ. Народ не помнит, откуда это к нему пришло. Народ считает это своим. Исконным. Тем более что теперь сынки богатых родителей записались в хиппи. Волосатые носят клеша. Всё у них какое-то цветастое и яркое. А мы кладём на это кучерявый с пробором.

Невзрачный советский пиджачок. Белая рубашка. Галстук. Пацанский форс.

А можно и так: пиджачок сняли и повесили на спинку стула. Надеваем… как бы вам объяснить… синюю кофту с неглубоким вырезом на застёжке-молнии. Вот ведь какие словесные навороты. А тогда на всю эту кофту хватило бы всего одного слова: олимпийка! Полки в магазинах одежды синие от этих олимпиек. Неужели это кто-нибудь будет носить? Будем. Ещё как будем носить.

Молнию, само собой, тянем вниз. Галстук же! Стрёмно без галстука. Галстук, это то, что снимается предпоследним. Только после него – трусы.

Переходим к ботинкам. Были ботинки – станут коры. Берём сапожный нож, с внутренней стороны скашиваем каблук на хрен. Всё.

Ах, да, зимний вариант. Однотонное пальто. На шее белый шарфик. Я бы сказал кашне, но это я сегодняшний сказал бы так. А тогдашний я путает кашне с кашпо и говорит: шарфик. Что у нас, оттепель? Ну хотя бы мороз не под тридцать? Или мы в автобусе, электричке, кинотеатре? Снимаем пальто. Перекидываем через руку. Для демисезонных шатаний тоже подойдёт. Потом пальто переместится на вешалку. А шарфик не тронь, он останется почти до лета. Почему почти… Его и летом не западло одеть.

За что нас называют фурагами? А вот за это. За то, что остаётся даже тогда, когда сняты галстук и трусы. За твою фурагу, пацан. Всегда в фураге – это твоё. Сущностное, бытийное. Твоё alter ego (чёёёё?). Всегда в бабайке. Дома, на пляже, в ПТУ.

ПТУ? Профессионально-техническое училище. Так написано на табличке каблухи, в которую ты, пацан, пойдёшь после восьмого класса. А маменькины сынки, дети директоров баз, завлабов и завклубов останутся в школе ещё на два года.

Ты уже поломаешь пару целок, когда они будут получать аттестаты. Ага, аттестаты.

А не ту бумажку с печатью, какую дали тебе для каблухи.

Нет, на самом деле. Перекур у дачного домика, в очереди к широко раздвинутым и, кажется, уже никогда не сдвинущимся ляжкам. Серый вышел, вынул пачку «Примы», прикурил от твоего бычка. Улыбнулся. «Давно девочки не попадались». Послезавтра следующая пьяная сикуха твоя. Вкус: портвейн «Агдам», плавленый сырок «Дружба». Запах: пыль, кровь, рвота.

Ломанул пару ларьков. Научился мотать клей БФ на сверло. Снимать ватным тампоном радужную плёнку с блюдечка с синей лужицей денатурата.

Когда бывший одноклассник, пошедший в десятый, спросит: «Ну, как там, в каблухе?» – ты ответишь вопросом на вопрос: «Я чё, кобёл, бля?!»

Внутренне спокойный и собранный, ты профессионально подводишь ситуацию к хорошо отработанной истерике: Чё, кобёл, бля, в натуре?!

В кармане у тебя лежит выкидной нож. Может быть, ты как раз сейчас пырнёшь им. В отутюженный чехословацкий костюм.

Сакральная шпана”: 16 комментариев

  1. мне знакомый один говорил, что для фураги идеал — Ленин. Может шутил, конечно.

  2. Да-да, это просто шпана пыталась себя с вождем каким-то образом связать, типа, мы Ленина уважаем, он для нас идеал. Он же тоже в картузе ходил и прикид у него, там, лепень…! — на площади революции — Этож там фураге памятник стоит!!!!! Я понял…….

  3. Отличная статья! На мой взгляд лучшая о "Фураги — шоу". Огромное спасибо автору!

  4. фураги ещё раз доказывают, что в СССР было классовое общество! а значит и госкапитализм, правда в форме социального государства

  5. Написана статья неплохо — в плане промо. Но вот фразу "Этот маленький человечек с Безымянки живет в каждом из нас. Или жил. Загляните вовнутрь." считаю оскорбительной. Не живет и не жил, ни во мне, ни, слава богу, в тех, кто меня окружает и с кем общаюсь ежедневно. И на "безымянке" всегда проживало достаточное количество интеллигентных людей. Культура — не территориальное понятие. Не стоит за всех приумножать культ "серого быдла" называя его "субкультурой", возводя в ранг культурного явления обычных гопников, от действий которых пострадало довольно много людей.

    1. а помните? в советское время не говорили "субкультура", а в Самаре не говорили "гопник". Фураги, как явление, классифицировалось, типа "молодежное течение"… а это уже ближе к ВЛКСМ. То есть это и была ВЛКСМ, только криминальная. Они же носили с собой ножи и могли запросто порезать интеллигентного человека в хорошей одежде.

  6. Все это, конечно, прикольно. Фураги, Ностальгия. Только вот смотрите на фото — где они по скверу бегут… Сергей Медведев в кепке-то какой?! Бабайка должна быть! Как у остальных. А у него какая-то вообще не "форменная" канитель на голове.

  7. Да, в Самаре не говорили "гопник", но сути это не меняет. Мне лично, как и очень многим, дико читать о "романтичном" образе фураг, при этом про откидной нож авторы тоже помнят. Интересно, а организатором не страшно, что сынуля вчерашнего фураги, выросший в атмосфере, по которой вы тут ностальгируете, не огреет вас куском арматуры на улице в сумерках, возжелав получить айфон или кожаную куртку. Мне удивительно — культивируя эту "ностальгию" вы правда думаете, что у вас все будет хорошо.

    1.  В нашей стране только очень самонадеянные и неумные люди думают, что у них всё будет хорошо.

  8. Отличная статья! На мой взгляд лучшая о "Фураги — шоу". Огромное спасибо автору! — согласен. А для Konstantin (не проверено): организаторам не страшно — iPhone & armatura — это чья-то судьба

  9. Почему же в статье не упомянуты группы Волжский разлив и Два льва, выступавшие на концерте?

  10. Я вырос на сквере 70-80 год хотя было мало лет но всё прекрасно помню у нас во дворе коорый выходил на сквер все пацаны от 10 до30 ходили в фураге и белых шарфах через наш двор невозможно было чужому пройти незамеченым и целым драки были постоянно тагже проводились бои на деньги прям во дворе и никакких красных аленпиек как в клипе не было и никаких значьков про сквер знали все во всех районах города и при любом наезде другого района достатчно сказать что ты с сквера или почты назвать пару старших и тебя никто негде нетронет

  11. Странная статья о более чем странном мероприятии. А странность заключается в том, что собралась группа неглупых вобщем-то, образованных и творческих людей, чтобы почтить память культуры советской молодежной криминальной среды. От того, что простое слово "гопник" (сиречь уличный малолетний преступник) маскируется под романтичным "фурага", сути дела не меняет.

    Меня всегда поражала эта патологическая тяга представителей мира литературного, музыкального творчества к блатному, к асоциальному и девиантному. Причем ведь, те, кто воспевал в своих трудах блатных, первые же пострадали бы от рук того, кого воспевали, повстречайся они в подворотне со своими героями — со всеми этими гаврошами, корсарами, удалыми атаманами и вот теперь "фурагами". И вот автор с серебряным перебором в голосе вещает нам о том, как пришедшие на представление пускали скупые слезы, как дружно пели блатные песни, как старые гопники все еще "ого-го" (слава Богу, лишь только в плане сохраненного умения бряцать на гитаре пару аккордов).. Сетует на то, что мало пришло зрителей, что, стало быть. населению нашего города чужды столь высокие изыски, что самарчане малокультурны.

    Пафосный монолог г-на Kвантаришвили и вовсе стал гимном гопнику — и "целки" первый "рвет", и нож лихо всажывает в чешский костюм, и вообще за ним правда. а правда — в кепке. Более того, гопник не виноват, что всаживает ножи в животы людей — это социальная среда такая. Господин поэт как апологет дискурса "Чё, кобёл, бля, в натуре?!".. Занавес, народ безмолствует.

  12. Да, вот раньше интересно было… А теперь вот какие "фураги-шоу" — чем-то напоминают сходняки с дубинами…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *