Ничья. Осипенко

«Он был… нет! стоп! Она. Осипенко была…. женщиной… или всё-таки мужчиной» – путались сегодня самарцы. А ведь нужно было всего-то ответить на один единственный вопрос: «В честь кого названа улица Осипенко». Приставал к людям на пересечении Осипенко и пр. Ленина. Прохожих много. Мнения разделились.

А Осипенко была женщиной. Первые несколько человек отвечают правильно – называют Полину Осипенко, Героя Советского союза, лётчицу. «Участвовала в Великой Отечественной войне. Наверное, там и отличилась», – предполагает одна бабушка. Мужчина средних лет отвечает шутливо: «Была такая лётчица. Полькой её звали. Бомбила фашистов». Ещё несколько человек отвечают подобным образом. Когда спрашиваю, за какой подвиг Осипенко присвоили звание Героя. Никто не может вспомнить. Одна женщина замечает на это: «Вообще, когда женщина-лётчик – это гениально, это подвиг!».

Абсолютно естественно, что, услышав фамилию Осипенко, прохожим на ум первым делом приходит «лётчица». История знакомства Полины и самолёта красивая, похожая на сказку, где принцесса после долгого ожидания встречает принца. В 1907 году появилась она на свет. Появилась в семье очень бедной. Отучилась два класса, у родителей деньги кончились. Отдали Полину в няньки. Девочка подросла и пошла батрачить. Грянула революция. В селе, где работала Осипенко, организовали колхоз. Она пошла на птицеводческую ферму. Однажды на соседский ферме луг опустились два самолёта. За штурвалом одного из них, сидела женщина. Мало того, что впервые за 20 лет своей жизни Полина увидела самолёт. Так здесь ещё и женщина руководит этой невиданной машиной. Глаза загорелись. Отправилась в военную авиационную школу.

Полина Осипенко 2

Куда же в Самаре без исторически неграмотных людей. Вот идёт девушка в узких джинсах и коротенькой ветровке, волосы развиваются на ветру, глаза обуты в солнцезащитные очки. Интересуюсь, знает ли она, в честь кого названа улица Осипенко. «Без понятия», – выдаёт она ожидаемый ответ. А вот женщина средних лет делает мне целый экскурс в неправильную историю: «Осипенко был революционером! Куйбышев в Самаре советскую власть основал. В честь его город назвали. Осипенко был соратником Куйбышева». Версию, что Полина Осипенко революционер-мужчина выдвигает ещё несколько человек.

_DSC2369

Полина провела в обществе мужчин довольно много времени – училась у них лётному мастерству. Правда, долго ей не выпадала возможность сесть за штурвал. В 1931 году приехала Полина из села в Качинскую военную авиационную школу. И продолжительный период времени работала официанткой в столовой, каждый день упрашивая начальника школы записать её в ряды курсантов. Добилась своего! Вскоре освоила пилотирование самолёта По-2. Того самого, на котором всю боевую практику летала Ольга Санфирова. В 1933 году Осипенко оканчивает школу. Идёт на службу в армию.

«Осипенко… летчица! Да, точно лётчица в 30-е годы!» – напрягая память, вспоминает женщина средних лет. Следом за ней старушка утверждает, что Полина воевала в ВОВ. На вопрос, какой подвиг Осипенко совершила, моя пожилая собеседница отвечает: «А, по-вашему, лётчицы на войне, чем занимались?». Радуясь, что большинство знает о том, кто такая Осипенко, продолжаю опрашивать прохожих. Но тут «выстреливает» целая очередь неграмотных самарцев. Кто, отнекиваясь, уповает на то, что «неместный». Кто обзывает Полину «какой-то знаменитый мужик». А кто и вовсе: «Не имею представления».

_DSC2351

В армии Осипенко служила командиром звена в строевых частях ВВС (в Харьковском, Киевском и Московском военных округах). За время службы установила четыре мировых авиационных рекорда на гидросамолёте МП-1: в мае 1937 года – три рекорда высоты и грузоподъёмности, в июле 1938 года – рекорд дальности полёта. Смешная такая ситуация возникла перед главным полётом Полины. В сентябре она (в качестве второго пилота) должна была совершить беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток. Нужно было быть готовой ко всему. А тут выяснилось, что Осипенко не умеет плавать. И что вы думаете, сделала Полина? После одного-двух уроков она уплыла так далеко в открытое море, что забеспокоился даже военный врач. Вернувшись, сказала партнёрше по дальнему перелёту: «Видишь, страх не так уж трудно побороть. Вот и научилась плавать».

О главном полёте в жизни Осипенко знают несколько самарцев. «За что улицу назвали? За то, что дальний перелёт совершила», – отвечает пожилой мужчина в очках с толстыми линзами и седой, непричёсанной бородой.

В сентябре 1939 года три лётчицы (в их числе Осипенко) отправляются из столицы в Комсомольск-на-Амуре. В небе девушки находятся 26 часов 29 минут. Пролетают почти 6,5 км. Без единой посадки добираются до цели. Советские лётчицы устанавливают мировой рекорд. В октябре того же года Полина Денисовна становится лётчиком инспектором по технике пилотирования управления ВВС Московского военного округа. В ноябре ей присваивают звание Героя Советского союза. Благополучно проходит почти год. В мае 1939 она отрабатывала полёты вслепую вместе с Анатолием Серовым (тоже Героем Советского союза). Это был последний полёт Осипенко. Что-то пошло не так. Самолёт разбился. Оба лётчика погибли.

Начиная приставать к людям, получив первые положительные результаты, хотел написать позитивный текст. Потом, когда несколько человек подряд ответили неправильно, понял, что снова выйдет негатив. К концу опроса мнения разделились 50 на 50. В обще сложности опрошено 20 человек. 10 из них знают о Полине Осипенко. Другие 10 человек не имеют представления. Ничья.

Нет! Полина Денисовна Осипенко наша! Наша Героиня!

1 thought on “Ничья. Осипенко”

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.