Администрация Самары отказала в проведении митинга «в поддержку политических заключенных и против политического террора» на пяти площадках, включая гайд-парк. Тем не менее мероприятие состоялось, но в формате одиночных пикетов, не требующих согласования. Отказы организаторы собираются обжаловать.
«В первую очередь это касается сквера Пушкина, — комментирует гражданская активистка Екатерина Герасимова, — объявленного территорией гайд-парка. По определению, в гайд-парках вообще не требуются никакие согласования для проведения протестных акций».
Екатерина с товарищами появляется на Самарской площади ровно в полдень. К ним присоединяется Людмила Кузьмина, глава региональной общественной организации «Голос», только что вернувшаяся из судебного заседания, где пыталась оспорить решение следственного комитета о прохождении психиатрической экспертизы. Судья решения не опроверг, и Кузьмина экспертизу прошла; официальные результаты пока неизвестны.
Площадка рядом с фонтаном полнится народом: это выстраиваются рядами и колоннами трудовые коллективы, свезенные туристическими автобусами с разных концов города для возложения цветов к Вечному огню. Цветы начали возлагать уже вчера, 5 мая, продолжат вплоть до 8-го, когда в 12 часов дня лично губернатор пройдет и возложит сам. Цветочные корзины роскошны — сотни гвоздик, десятки роз. Венки из лилий и чуть не орхидей.
«Мне бы такие цветы, — с горечью говорит женщина в гуще трудового коллектива на марше, — хоть бы вот пяток розочек надергать».
«Тебе сейчас это, надергают», — резонно предостерегают ее коллеги. Женщина прячет руки за спину.
Учащиеся политехнического колледжа живо интересуются содержанием листовок.
«Покажем учителям, — говорит девочка с выкрашенными в иссиня-черный цвет волосами. — Нам вообще ничего про это неизвестно. Я в первый раз слышу фамилию — Сердюков».
Фамилию экс-министра обороны школьница в первый раз видит, поскольку пикет не предусматривает выступлений ораторов. «Украл 3 миллиарда рублей — амнистирован, — гласит транспарант. — Написал на стене: лес общий, — 2 года колонии».
Маленького роста полицейская при исполнении докладывает в яблочно-зеленый телефон: «Пришел тут один. Стоит молча». Зачитывает текст с плаката. Зачитывает еще раз, под запись. Рядом озирается человек в штатском. Лицо его выражает неудовольствие.
Через дорогу, на площади Славы плоховидящий мальчик из активистов тоже раздает листовки. «Свободу политзаключенным», — читают горожане призыв о поддержке.
Тут же второй человек с плакатом. «Путь к свободе в России лежит через тюрьму», — читают браво шагающие мимо трудовые коллективы с цветами и корпоративными флагами. Многие соглашаются.
Вторая часть пикета назначена на вечер.
фото: Михаил Борисов