Безграничная эмаль

В гале­рее «Вави­лон» откры­лась выстав­ка Дины Богу­со­но­вой, масте­ра рос­пи­си по эма­ли. Худож­ни­ца согла­си­лась побе­се­до­вать с кор­ре­спон­ден­том «Новой в Поволжье». 

- Дина, рос­пись по эма­ли – тех­ни­ка мало кому зна­ко­мая. Наде­юсь, в Сама­ре ты не един­ствен­ная, кто этим занимается? 

- Нет, не един­ствен­ная. Есть мастер­ская на ул. Ели­за­ро­ва. Мы как раз вме­сте езди­ли в 2007 году в Яро­славль обу­чать­ся. Там есть такая мастер­ская – «Эма­лис», кото­рую орга­ни­зо­вал худож­ник Алек­сандр Карев, пред­се­да­тель мест­но­го Сою­за худож­ни­ков. Есте­ствен­но, мастер­ская него­су­дар­ствен­ная, хотя ее под­дер­жал город, даже зда­ние им на это дело выде­ли­ли, но печи стро­и­ли сами худож­ни­ки. Мно­гие худож­ни­ки при­ез­жа­ют туда из раз­ных горо­дов Рос­сии, что­бы обу­чать рос­пи­си по эма­ли у дру­гих масте­ров, кото­рые в боль­шей сте­пе­ни вла­де­ют тех­ни­кой. Все про­ис­хо­дит при­мер­но так: чело­век 10–15 рабо­та­ют над кар­ти­на­ми, там же сто­ят боль­шие печи, в кото­рых худож­ни­ки отжи­га­ют все разом…

11289388_845351972187393_545354771548745070_o

- Рас­ска­жи, как ты этим нача­ла заниматься?

- Эмаль я уви­де­ла еще в 90-ые годы в Москве, когда после учи­ли­ща при­е­ха­ла туда. Я уви­де­ла эту тех­ни­ку, и она меня потряс­ла, заво­ро­жи­ла, пото­му что я пони­ма­ла, что это сде­лать ни мас­лом, ни с помо­щью гра­фи­ки нель­зя. То есть это что-то нере­аль­ное… И я ста­ла искать, где это­му учат, но, как выяс­ни­лось, у нас – нигде. Это я гово­рю не толь­ко про Сама­ру. Даже в Пите­ре и Москве един­ствен­но, где мож­но встре­тить такую тех­ни­ку, это каки­ми-то кур­са­ми у юве­ли­ров. Эмаль – это же финифть, ста­рая рус­ская народ­ная! Когда я посту­па­ла в Муху, я про­чи­та­ла, что вхо­дит в про­грам­му обу­че­ния и так поня­ла, что эмаль тоже, так как это свя­за­но с метал­лом. Поэто­му и пошла туда, и тут мне гово­рят: «Девоч­ка, у нас ков­ка!», ока­за­лось, совсем не туда при­шла. В это же самое вре­мя, в 90-ые годы, те самые масте­ра из «Эма­лис» сами впер­вые уви­де­ли рабо­ты при­бал­тов и вен­гер­ских худож­ни­ков… Они толь­ко начи­на­ли зани­мать­ся эма­лью, про­бо­вать, как это может быть… И тогда они съез­ди­ли в Вен­грию, где ста­рей­шие мастер­ские, там обу­ча­лись и когда вер­ну­лись, по сво­ей ини­ци­а­ти­ве орга­ни­зо­ва­ли ана­ло­гич­ные мастер­ские в Ярославле.

- Но вна­ча­ле у тебя все-таки была живопись?

- Сна­ча­ла я зани­ма­лась гра­фи­кой, потом уже живо­пи­сью… Хотя, мне кажет­ся, что это все у меня было одно­вре­мен­но. Эма­лью я заня­лась толь­ко в 2007 году, тогда об этой теме я даже и не меч­та­ла. Эмаль – это не про­сто взял холст и кисть, нуж­но осо­бое обра­зо­ва­ние, нуж­ны печи, обо­ру­до­ва­ние… Про­сто сде­лать мастер­скую – это уже пол­де­ла, это слож­но. Кста­ти имен­но бла­го­да­ря яро­слав­ским худож­ни­кам рос­пись по эма­ли ста­ла немно­го раз­ви­вать­ся в стране. Сего­дня у нас все­го три точ­ки, три оча­га раз­ви­тия эма­ли. Это Яро­славль, Санкт-Петер­бург и Мин­во­ды. Там рабо­та­ют и обу­ча­ют ста­рей­шие масте­ра, кото­рые и пере­да­ют свои зна­ния ученикам.

- Инте­рес­но, что ты назва­ла имен­но эти горо­да. Пото­му что извест­ный факт, что финифть (та же эмаль) «вышла» из Росто­ва Великого… 

- Да-да, там, конеч­но же, была и есть финифть, но это немно­го дру­гое… Финифть исполь­зо­ва­лась имен­но в юве­лир­ной тех­ни­ке, цер­ков­ные окла­ды, мини­а­тю­ра… А после того, как ста­ли воз­мож­ны боль­шие печи, за рабо­ту при­ня­лись худож­ни­ки-мону­мен­та­ли­сты. И ста­ли делать уже кар­ти­ны, боль­шие кар­ти­ны. Здесь уже и направ­лен­ность дру­гая, и тех­ни­ка дру­гая. Я в сво­их рабо­тах, конеч­но, тоже исполь­зую юве­лир­ные эма­ли, кото­рые идут на укра­ше­ния, но созда­ет­ся-то совер­шен­но другое.

11109036_845351948854062_5042405748914913919_o

- Дина, а укра­ше­ния ты тоже делаешь?

- Делаю. Если обра­щать вни­ма­ние, то мно­гие сего­дня в зале на выстав­ке ходят в моих укра­ше­ни­ях! Но это лишь как малень­кая части­ца моих работ, так как пер­во­сте­пен­ны для меня все-таки картины.

- Можешь рас­ска­зать о самой тех­ни­ке рос­пи­си по эма­ли? Что это, как это происходит?

- На мед­ную пла­сти­ну нано­сит­ся эмаль и отжи­га­ет­ся при тем­пе­ра­ту­ре 700–750 гра­ду­сов. Отжиг про­ис­хо­дит 1–2 мину­ты, и каж­дую пла­сти­ну ты можешь отжи­гать от 1 до 25 раз, смот­ря како­го эффек­та ты хочешь достичь.

- Как тебе уда­лось в Сама­ре орга­ни­зо­вать соб­ствен­ную мастерскую?

- Это муж мне помог, соб­ствен­но гово­ря, он мне ее постро­ил. Так полу­ча­ет­ся, что и мастер­ская – хенд мейд, сво­и­ми рука­ми. Он кста­ти и дом постро­ил. При этом он не то что­бы про­сто вдох­но­ви­тель и под­держ­ка основ­ная моя, он, как мне кажет­ся, тоже буду­щий худож­ник, ну или если мож­но так ска­зать – вооб­ще худож­ник по жизни.

- Что для тебя пер­во­сте­пен­но: живо­пись или эмаль?

- У меня и то, и дру­гое идет одно­вре­мен­но. Для меня есть те или иные мате­ри­а­лы, кото­рые выра­жа­ют раз­ные состо­я­ния. Мате­ри­а­лы могут быть раз­ные, глав­ное, что­бы они мог­ли доне­сти мою мысль, мои чув­ства. То есть я под­би­раю раз­ные сред­ства для выра­же­ния опре­де­лен­ной мыс­ли. Вот эма­лью мож­но выра­зить все что угод­но. Эмаль без­гра­нич­на и фее­рич­на. Эта тех­ни­ка — откры­тие для худож­ни­ков. И мне она безум­но нра­вит­ся. Но я еще толь­ко начинаю…

- Но ты же ею зани­ма­ешь­ся с 2007 года, срок уже немаленький!

- Да нет, это все рав­но немно­го счи­та­ет­ся. Я счи­таю, что это немно­го. Есть место для раз­ви­тия. Пол­но! В этом направ­ле­нии мож­но дви­гать­ся куда угод­но. Ты же все­гда о чем-то дума­ешь, пред­став­ля­ешь какие-то новые вещи, рож­да­ют­ся идеи, кото­рые ты потом воплощаешь.

- Полу­ча­ет­ся ли общать­ся с кем-то из единомышленников?

- Да, мы выез­жа­ем на выстав­ки, в Питер, Вен­грию… В Вен­грии соби­ра­ют­ся худож­ни­ки из раз­ных стран. Ты при­ез­жа­ешь и рабо­та­ешь там 12–15 меся­цев, нахо­дишь­ся с людь­ми, видишь, как дела­ют они, что-то про­бу­ешь сам… Идет обмен. Обмен энер­ги­я­ми. Это всег

да инте­рес­но. Это не про­сто при­шел, пооб­щал­ся… Ты рабо­та­ешь с ними бок о бок.

- Есть ли отли­чия рус­ской эма­ли от венгерской?

- Конеч­но, есть. Вен­гры, они очень деко­ра­тив­ные, почти все абстракт­ные. А наши рос­сий­ские собра­тья, как мне кажет­ся, склон­ны ско­рее к реа­лиз­му, к объ­ек­тив­но­сти. В нас, в рус­ских, еще оста­лась клас­си­че­ская шко­ла, она у нас вез­де, все­про­ни­ка­ю­щая. И это, навер­ное, хоро­шо. Наша шко­ла в этом плане все­силь­ная, в то вре­мя как запад­ные худож­ни­ки утра­ти­ли стрем­ле­ние к реализму.

- А про себя ты тоже можешь ска­зать, что в тво­ем твор­че­стве пре­об­ла­да­ет «рус­ская тема»?

- У меня тоже. Обра­зо­ва­ние – клас­си­че­ское же. Ака­де­мич­ная осно­ва: рису­нок, живо­пись – это вез­де. Любо­му худож­ни­ку она нуж­на для того, что­бы доне­сти до зри­те­ля то, что он хочет, то, что у него нахо­дит­ся в дан­ный момент в голо­ве. Эле­мен­тар­но он дол­жен уметь рисо­вать, уметь рас­ска­зать о сво­ем виде­нии. Ведь когда у тебя есть база, когда ты можешь рабо­тать с раз­лич­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, когда у тебя руки уме­ют делать что-то, тебе про­ще высказаться.

- Ста­рая финифть – это в основ­ном рас­ти­тель­ные узо­ры, цве­точ­ные орна­мен­ты. Но есть и совре­мен­ная – та же абстрак­ция в духе вен­гер­ских масте­ров по эма­ли. По-тво­е­му абстрак­ция это шаг впе­ред, раз­ви­тие или упрощение?

- Я счи­таю, что раз­ви­тие. Конеч­но же, худож­ник дол­жен вос­пи­ты­вать­ся, дол­жен знать про­шлое, но он не дол­жен тупо копи­ро­вать. Повто­ре­ние одно­го и того же губи­тель­но. Даже скуч­но ста­но­вит­ся. Ты дол­жен при­вно­сить частич­ку себя, что-то делать по-ново­му. Так что дви­же­ние обя­за­тель­но. Без это­го никуда.

- А на твой взгляд кар­ти­ны в тех­ни­ке рос­пись по эма­ли – это все-таки при­клад­ное искус­ство или худо­же­ствен­ное искусство?

- Сей­час все гра­ни­цы стер­ты. Искус­ство, совре­мен­ное искус­ство – может быть совер­шен­но раз­ным. И эмаль может быть совре­мен­ным искус­ством. Я, напри­мер, уже дав­но хочу свя­зать эмаль со стек­лом, с дере­вом, най­ти новые спо­со­бы выра­же­ния твор­че­ской мыс­ли. Я думаю, рано или позд­но у меня это полу­чит­ся. Это слож­но объ­еди­нить, но что я гово­рю – надо про­бо­вать, смотреть!

10828146_845351958854061_3419720993824144271_o

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.