Детские мечты о небе сделали известного в Самарской области предпринимателя Валерия Безрученко спортсменом-экстремалом. Из директорского кресла он пересаживался в кабину пилота самолета или вертолета. Снимая строгий деловой костюм, он надевал экипировку парашютиста или парапланериста. Эта история о том, как увлечение человека переросло в профессиональную карьеру.
Школа воздушных видов спорта, аэротруба, Музей авиации — что общего, кроме принадлежности к Самарской области? Создание центра подготовки спортсменов, строительство инженерного сооружения и открытие культурно-познавательного объекта — инициативы Валерия Безрученко на разных этапах его карьеры.
Взлетные огни Байконура
Профессиональная деятельность родителей порой задает жизненные ориентиры их детям. Валерий Безрученко родился в семье специалистов, готовивших решения для покорения космоса. И не где-то, а в городе Байконур!
Надо ли пояснять, что уже в школьные годы Валера грезил небом. Желание юноши стать пилотом было логичным. Молодой человек действительно стал курсантом вот только не летного, а ракетно-зенитного училища. До начала предпринимательской деятельности и, соответственно, спортивной карьеры Валерий Безрученко был кадровым военным специалистом по ПВО.
Рекорд через год
В 1998 году вместе с первым прыжком с парашютом Валерий Безрученко приобщился к экстриму. Причем новичок сразу же захотел освоить непростую воздушную дисциплину — групповую акробатику. Это когда группа спортсменов, находящихся в свободном падении, должна, сцепившись руками, «построить» в небе несколько фигур.
Развитию спортивной карьеры сопутствовало везение: в Самарской области тренировалась сборная России. Опытные мастера допустили начинающего парашютиста, к тому времени завершившего обучение на ускоренных курсах Accelerated Free Fall, до совместных прыжков. И не прогадали: через год Валерий Безрученко в составе команды из 100 экстремалов установил один из рекордов по групповой акробатике.
Уже в ранге рекордсмена Валерий Безрученко решил создать и возглавить в Самаре парашютно-акробатическую команду Samara Free Fly. На российских соревнованиях коллектив спортсменов-единомышленников поднимался и на пьедестал.
Первый воздушный фристайлер в стране
С 2008 года одна из достопримечательностей Самарской области — аэротруба. Экстремальный тренажер Валерию Безрученко понадобился для оттачивания мастерства еще в одной дисциплине — freestyle. Подобное сооружение он увидел во время соревнований в США. Дома при его участии были составлены чертежи, по которым вскоре и возвели объект для подготовки спортсменов.
Валерий Безрученко может по праву себя называть первым российским воздушным фристайлером. О существовании дисциплины он узнал, просматривая видеоотчеты с различных зарубежных турниров. Уже набравшегося прыжкового опыта мастера заворожило, как во время 40-секундного свободного падения спортсмены выполняют серию элементов.
Позже в России подобрался состав участников первого национального чемпионата по фристайлу. Имя Валерия Безрученко открывает список победителей этого турнира. За домашними успехами последовали и международные. Уже на мировом первенстве дебютант сразу занял четвертое место.
Именно на том дебютном для себя турнире россиянин увидел аэротрубу. Тренажер сначала использовался для персональных занятий спортсмена-конструктора. Позже объект сделали местом подготовки вообще отечественных парашютистов.
От параплана до вертолета
За четверть века Валерий Безрученко основательно «освоился» в небе. Несколько отойдя от карьеры парашютиста, спортсмен научился управлять парапланом и овладел техникой купольного пилотирования SWOOP. В тот же период состоялось его знакомство с фотографом Андреем Востровым, благодаря которому у героя материала возникло новое увлечение.
Позже на российских фотовыставках демонстрировались работы Безрученко и Вострова с видами Северного Ледовитого океана, Хибин, гор Алтая, Кавказа, Урала и др. Здесь важно сказать, как проводилась аэрофотосъемка. Аппаратуру поднимали на высоту в салоне вертолета, который пилотировал…
Да, в 2013-м Валерий Безрученко начал учиться на пилота вертолета. Для собственных нужд он тогда приобрел винтокрылую машину марки Robinson. На следующий год покоритель неба уже выполнил норматив для получения звания мастера спорта.
Взять в руки штурвал вертолета пришлось, как говорится, по состоянию здоровья. Говоря строго, его детская мечта о полетах в небе к тому времени, когда вместе с Андреем Востровым он проводил аэрофотосъемку, уже сбылась. Ведь до этого асс парашютного спорта и мастер парапланеризма научился управлять самолетом и выполнять фигуры высшего пилотажа.
Последовательно были выиграны пилотажные турниры в третьей и второй российских лигах. Выступить в перовом дивизионе помешало как раз здоровье. Однако физическая форма позволяла участвовать в показательных выступлениях. В составе пилотажной группы Безрученко Валерий в Самаре несколько раз летал на параде Победы.
По мере увлечения пилотажным спортом у Валерия Безрученко возникала потребность в месте под размещение техники. Так в Самарской области возник еще один аэродром, ставший местом под размещение экспонатов созданного по инициативе предпринимателя Музея авиации. На обозрение посетителей выставлены вертолет Ми-26, самолет МиГ-21 и другую военную технику.
Например, истребитель времен Второй мировой — И-16. Сохранившуюся модель реставрирует и собирается поставить на крыло Безрученко Валерий Александрович и за штурвалом истребителя-моноплана участвовать в городском параде Победы 9 мая.
Парашютный спорт, парапланеризм, высший пилотаж. За четверть века Валерий Безрученко состоялся как спортсмен в разных воздушных дисциплинах. И можно не сомневаться: если вдруг возникнет какой-то новый вид экстремального спорта, то и здесь герой материала добьется высот!