Ещё на подходе к фонтану на Осипенко стало понятно, что в шествии решили активно поучаствовать политические партии. Жёлтые знамёна «Справедливой России» и красные кумачи коммунистов теснились практически на перекрёстке Ленина и Осипенко, образуя левый фланг мероприятия. Как известно, жёлтый и красный при смешении дают оранжевый, но об этом цвете 4 февраля было принято говорить на совсем другом мероприятии в другом городе. Правый фланг колонны ограничивали жовто-блокитные биколоры «ЛДПР» вперемешку с воздушными шариками тех же цветов, сгрудившиеся у партийного автобуса. Между правым и левым флангом стоял народ. У народа были видны флаги «Крыльев Советов», шарфы хоккейного клуба «Лада», портреты Путина, с надписями, прогнозирующими нынешнему премьер-министру печальное будущее, белые ленточки и шарики…
Мимо народа пробежал народный депутат Михаил Матвеев в шарфе цветов самарской футбольной команды, громогласно предупреждая о том, что колонна должна начать двигаться через 4 минуты. Через полминуты после этого колонна двинулась.
Во главе кроме главных организаторов шествия каким-то образом оказались в большом количестве националисты с имперскими флагами. За ними двигались «яблочники». Далее следовало полное видовое разнообразие. Замыкала же шествие публика с символикой «ЛДПР».
В этой пестроте и изобилии партийной символики явственно чувствовалось: скоро выборы. А выборы – это большой бизнес. Просто так «слить» такой агитационный повод нельзя. «Мироновцы», «зюгановцы» и «жириновцы» показали себя на шествии в полный рост. Не были замечены только сторонники ещё одного важного игрока на этом предвыборном рынке – Михаила Прохорова. Впрочем, к тому моменту уже было известно, что на московском шествии журналисты рассмотрели плакат «Самара за Прохорова». Видимо, крупный бизнесмен решил, что выгоднее стянуть свои политические активы в столицу, не распыляясь на провинцию.
Заметной новой «фишкой» мероприятия стали представители пиратской партии. Под Весёлым Роджером шли несколько юношей, которые были внешне похожи на хрестоматийных сисадминов. Впрочем, компьютерные сети у нас в стране работают нормально. Не так же как суды, избиркомы и парламент.
Сотрудников правоохранительных органов, кажется, было больше, чем обычно. По их собственной информации – около 500 человек. Шествующих и митингующих было приблизительно в 3-4 раза больше. Когда колонна добралась до места проведения митинга у Дворца спорта ЦСК ВВС, некоторые шествующие разворачивались и уходили. Нужно заметить, что через рамки, установленные на площади люди, проходили довольно быстро и репрессивных мер к ним не применялось. К Дворцу спокойно пропускались люди с термосами, которые в Москве запретили. Сам же митинг не запомнился ровным счётом ничем.
А теперь хочу рассказать о главном наблюдении. Социальный состав шествия очень сильно поменялся по сравнению с первым несанкционированным митингом, проходившим на том же месте. Молодёжи стало меньше в разы. А профессиональных организованных сытых борцов в разы больше. И это очень тревожный симптом для всего оппозиционного движения. У него не может быть будущего, пока люди, пламенно говорившие со ступенек Дворца спорта, не научатся общаться с молодёжью в реальном и виртуальном пространстве. Увы, могу констатировать, что многословные рассуждения о будущем и прошлом в группе, посвящённой шествию в «Facebook» появлению молодёжи на подобных мероприятиях поискам общего языка не способствуют. Уровень того, что принято нынче называть словом «креатив», у нынешних самарских вождей движения «За честные выборы», крайне низок. А многочисленная символика партий, которые либо созданных теми же людьми, что и помогали фальсифицировать результаты выборов, либо готовых активно прислушиваться к позиции Кремля, отталкивает людей, далёких от этих организаций, ещё больше.
Мне кажется, что только мораторий на партийную символику и работа с Интернет-аудиторией может спасти общегражданское движение, зародившееся в декабре, и становящееся всё больше похожим на классическую оппозиционную тусовку образца прошлого десятилетия. Увы, на данный момент через призму сети самарские оппозиционеры выглядят даже более казённо, нежели представители власти, с которой они борются. А терпеть казённость в Интернете теперь не принято. Её хватает на синих экранах телевизоров.
А вот что может спасти общегородской «Вечер встречи выпускников» на площади Куйбышева на 20-градусном морозе, выдуманный городской администрацией, я затрудняюсь предположить. Под русские народные песни и хиты восьмидесятых и девяностых на альтернативном собрании горожан в этот день отплясывали и перетаптывались пару сотен горожан. Хотелось бы узнать, во что обошлись установка сцены, тепловых пушек, гонорары музыкальных коллективов и главной звезды вечера – почти стёршегося из народной памяти Сергея Минаева, а также салют в финале мероприятия. А затем поделить эту сумму на количество пришедших на площадь. Если у Дворца спорта у людей деньги собирали, то тут можно было бы и раздать их, не тратясь на культурную программу. Было бы меньше горожан, заполучивших после этого простудные заболевания.
уважаемый Молодежь! в следующий раз обязательно принесу тебе "креатив" на блюдечке, что бы мог гедонистически сопротивляться режиму! ака Любимая мамуля!
Саша! Почему ты все время хамишь?
Ну всё. Автор позволил себе без восторга отозваться о митинге, следовательно сейчас налетят голуби протеста и заклюют автора. :)
А пираты, это любопытно!