Парад в честь 65-летия Победы очень наглядно показал, в каком странном обществе мы живем. И здесь же становилось ясно, что внутренние связи, скрепляющие это общество, зачастую еще странней и крепче, чем мы думаем.
Уже на входе за ограждение напротив магазина «Сюрприз» нас чуть не задержали. Я попросил Сашу сфотографировать памятку с шестью различными видами пропусков, и был немедленно задержан бдительными ребятами в штатском. Лучше бы они с таким рвением осуществляли поиск людей, которые пропали без вести или находятся в розыске. Они долго изучали фотоаппарат и наши документы, ничего не обнаружили. Велели не снимать милиционеров. А военных можно? – не удержался я. Это вы сами поймете – философски ответил парень в штатском. Ровно через десять шагов, мы начали снимать все подряд, в том числе и милиционеров, но больше нам никто ничего не сказал. Хотя ребят в штатском хватало. Охраняли они, видимо, ветеранов. Главные герои праздника были, без преувеличения, счастливы. Думалось ли им тогда, в 1945, что прекрасным весенним утром они встретят 65-годовщину этого дня?
Парад и в самом деле выглядел не совсем обычно. Во-первых, не было техники. Не то чтобы хотелось услышать лязг имперских гусениц. Но, по нашему глубокому убеждению, Самара (и Куйбышев!) достойны большего, нежели уготовили нам президент и его администрация. Парад, половину времени которого все присутствующие смотрели большой телевизор с московской трансляцией, выглядит, конечно, гораздо инновационней, чем традиционные танки и ракеты. Но разглядывать бледное из-за сияющего солнца и не слишком качественное изображение было не очень празднично. Возможно, эти два экрана пришли на смену традиционным портретам вождей, но, право слово, металлический Куйбышев, под плащом которого уместилась вся трибуна с высокими гостями, выглядел намного натуральней пикселированного, отсвечивающего президента. Не самая лучшая придумка АП РФ. С трибуны, кроме набора стандартных для такой ситуации военных команд, не было произнесено ни слова. Говорил только телепрезидент. Внешне это выглядело, как еще один триумф центризма (говорит Москва – Россия слушает), но нам показалось, что в этом есть более глубокий символизм. Ведь сегодня телевизор, в частности, и экран, вообще, стали самым эффективным оружием. Гораздо более мощным, чем танки или баллистические ракеты. Обычное оружие порабощает только тела побежденных. Экран порабощает дух и сознание. Поэтому одновременное выступление президента на сотнях экранов по всей стране было самой эффективной демонстрацией нашей обороноспособности.
Ветераны внимали президенту, были счастливы и высоко оценили строевую подготовку частей самарского гарнизона. У некоторых героев праздника было припасено. И радость их была так велика, что нам стало по-человечески завидно. И грустно. Когда они встали и запели гимн России про «Союз нерушимый». А солдаты в строю уже пели другие слова в той же песне. Смена вех. Ведь это последний большой парад, в котором еще участвуют, пусть и в качестве гостей, ветераны той самой великой войны. Люди, прошедшие великие испытания, не превозмогут время. И к 70-летию в живых останутся единицы. Дай Вам Бог здоровья сейчас и всегда. Спасибо за то, что мы живы и можем ворчать на президента-модерниста прекрасным солнечным утром 2010 года в свободной России, когда вашей Победе уже исполнилось 65 лет.