Мои знакомые, родители выпускника, с удовольствием вспоминают времена, когда их сын был совсем ребенком. Говорят, да, денег было не много. Но зато никаких проблем при устройстве ребенка в детский сад или школу. Выбирали из нескольких дошкольных учреждений, а воспитатели в полупустых группах были рады любому пополнению. Для пап и мам нынешних малышей подобные рассказы звучат как фантастика. Сейчас за место в детском саду идут настоящие войны. Тут уж не до экономии сил и средств. На родительских форумах озвучиваются рекордные суммы взяток, которые, впрочем, не гарантируют заветного места. Да и кому давать их, не всегда понятно – заведующие даже при виде больших денег разводят руками: мест нет. Возле еще не открывшегося детского сада на проспекте Карла Маркса с марта родители день и ночь стоят в живой очереди.
А «льготники» и не «льготники» готовы сойтись в рукопашной. И кажется, выхода из ситуации нет. Возвращать старые детские сады – по большей части не реально. Кто рискнет, например, выселять из зданий православные церкви и сносить купола? Или начинать войну за собственность с судами и полицией? Идея с семейными детскими группами большого отклика не нашла. Пускать в свою квартиру чужих детей и брать за них ответственность отважились немногие. Кажется, остается единственное решение — строить новые садики. Впрочем, осуществлять его власти особо не стремятся. Возможно, потому, что к моменту, когда сады заработают, ходить в них будет особо некому. Демографический подъем логично сходит на нет.
А в ближайшее время грозит снова перерасти с демографическую яму.
В прошлом году Самара поставила антирекорд по количеству выпускников 11-х классов. Прощальный звонок со школой прозвучал для 4748 тысяч человек. Чиновники от образования сокрушались – это почти в 3,5 раза меньше, чем в 80-е годы. Кстати, в этом году в первые классы в городе пойдут около
11 тысяч детей. Все в те же восьмидесятые новичков было почти 20 тысяч. В общем, демографическая яма, в которую страна провалилась в 90-х, — очевидна. Как и то, что выбраться из нее пока до конца не удалось. Пройдет еще немного времени, и именно вчерашние выпускники станут мамами и папами. Рассчитывать на то, что все они выберут путь многодетных родителей, – наивно. А значит, детей снова будет катастрофически мало. И следующий бэби–бум, увы, настанет не скоро. Во времена, когда влюбляться, жениться и рожать детей будут те, для кого сейчас родители всеми правдами и неправдами добывают место в садике.
Зато можно спокойно прогнозировать: в ближайшее время Самара будет задыхаться от недостатка школ. Благо каждый год на реконструкцию закрывается несколько учебных учреждений.
А состояние зданий десятка городских школ близко к катастрофическому. Значит, есть все шансы вспомнить и про вторую, и про третью смену. И классы по сорок человек. В общем, нынешний бэби-бум плавно и логично переползет из садовских групп в школьные коридоры. Прихватив с собой целый хвост нерешенных проблем. И еще раз доказав, что к демографическому даже не взрыву, а росту никто не готов.
Понятно, что родителям, чьи дети стоят сейчас в бесконечной очереди в садики, от этого не легче. Им нужны места в заветных группах. И именно сейчас. И возможность спокойно зарабатывать. Благо мизерное пособие на ребят, не посещающих детский сад, в нашем регионе заканчивают платить именно в тот момент, когда малышу исполняется три года. И маме нужно либо выходить на работу, либо писать заявление об увольнении. О том, что и сумму пособия нужно увеличить, и время его выплаты продлить, говорят уже не первый год. Но пока, увы, ничего не меняется. В общем, получается – хождение по замкнутому кругу. Хотя, выход из него, возможно, есть. Разрабатывать проекты зданий, которые потом можно будет легко перепрофилировать. Из сада — в школу, детский центр или что-то другое, что окажется востребованным через несколько лет. Решение, казалось бы, простое и лежащее не поверхности. Правда, при условии, что строить будут быстро. Пока же все планы по возведению садиков выглядят так: «год – на выбор подходящей площадки, еще год – на разработку проекта». И если схема эта не изменится к тому времени, как сады наконец появятся, в городе придется срочно решать проблему нехватки вузов и, вскоре после этого, мест в роддомах.