В Самаре открылся и работает промышленный форум (неожиданно международный), и если кто-то не поверит, что в плане мероприятий есть «панельная дискуссия: женщина и бизнес», то зря, потому что именно так дискуссию и называется.
Вообще выставка «Платформа для развития бизнеса» производит странное, мистическое впечатление. Кажется, что иные палатки впихнули в павильон «Экспо-Волги» только для того, чтобы подчеркнуть абсурдность заявления, что бизнесом в Самаре и области вообще может заниматься кто-то посторонний. Не тот, кто уже прикормил чиновника-другого-третьего, а человек с улицы. Как еще объяснить присутствие у стенда «фермерское молоко» человека неясного пола в костюме коровушки и правоверной мусульманки в хиджабе и глухом платье до полу? Рядом приютилась мастерица батика, ловко вписывающая в каждый отрывок орнамента церковь с куполами, крестами и всем остальным. Плетки-семихвостки удачно позиционируются как оборудование для детских игровых и спортивных площадок.
Юля: года три назад у нас с мужем идея такая возникла — завтрак с художником. Ну, это рабочее название, конечно, может, мы бы как-то поинтересней потом придумали, но смысл в том, чтобы создать кафе, куда человек приходит, ест-пьет, а на выходе получает свой портрет, вместе с чеком. Мы с мужем – художники, и могли бы на пару все это делать, я вообще очень быстро пишу портреты, портреты – это вообще моё, удается сразу сходство схватить и передать. И вот, арендовали помещение на Садовой, там и раньше было что-то типа ресторанчика, думали, что особых сложностей с регистрацией и оформлением не будет, но девять месяцев! Девять месяцев платили аренду и пытались уладить вопросы с саниэпидемстанцией или как там это называется сейчас, роспотребнадзор? В общем, легальным путем нам ничего не подписывали, а «благодарить» было нечем. Так мы и не узнали, жизнеспособен ли был наш план насчет завтрака с художником, или нет, и это очень жаль.
В аквариуме средних размеров юрко снуют остроносые осетры, небольшие. Сопровождающая осетров девушка рассказывает, что продукция хозяйства «Волжский осетр» – это рыбы осетровых пород, черная икра и посадочный материал, то есть мальки, а известно, что посадочный материал — фундамент рыболовства. Миссия хозяйства дальновидно предполагает «возвращение осетровых в рацион россиян» для, естественно, «оздоровления нации и сохранения культуры питания русской кухни» в рамках – ура! – импортозамещения рыбы – основной задачи экономики страны.
Ашот: десять лет подряд держал киоск около метро Гагаринская. Торговал хлебом и молочными продуктами. Последние три года деятельности дополнил ассортимент выпеченными в тандыре лепешками. Тандыр для этих целей специально прислала моя мама из деревни: сначала автомобилем до Еревана, потом самолетом до Москвы, потом поездом в Самару. Два года назад киоск, хорошенько попинав бульдозером, снесли с лица улицы Гагарина. И нам с тандыром буквально нечем теперь кормить семью, у меня четверо детей. Всегда подписываю петиции и другие бумаги в поддержку предпринимателей, да
Лариса: Мне предложили пойти работать кондуктором в трамвае, вы представляете? Я педагог по образованию, работала в школе. Когда началась перестройка, с деньгами стало совсем плохо, чтобы не голодать, пошла торговать в палатку. Со временем выросла в крупного оптовика, всё сама, всё своими руками. Сейчас у меня остался один магазин из трех. Остальные снесли. Приходят люди с погонами и управляются за 15 минут. А ты молча стоишь и наблюдаешь. И понимаешь, что тебе больше нет места в жизни.
Бегло ознакомившись с основной задачей экономики страны, можно отдохнуть душой у столика сети частных домов для престарелых номер один. Частный дом для престарелых, объясняет представительница головного московского офиса, это наше будущее, особенно если сотрудничать с государством насчет социальных услуг, тогда за размещение старичков будет платить оно. Государство. Правда, пока никакому из 16 филиалов сети частных домов для престарелых этого сделать не удалось, потому что поди договорись с государством. А так сутки пребывания оцениваются в зависимости от региона. В Самаре — от 980 рублей. Многое зависит, поясняет представительница, от физического состояния пожилого человека. Есть такая градация: «ходит, адекватен» и «лежит, не адекватен». Во втором случае, конечно, выйдет дороже, но.
Элла: мне в наследство досталось три четверти низа крепкого старинного дома на Чапаевской. Общий метраж солидный, двести с лишним метров, а еще я выкупила у соседей их часть, чтобы владеть полностью первым этажом.. Жить я там не собиралась, я вообще этот исторический центр недолюбливаю, ни припарковаться, ни гастронома нормального, ничего, да и все коммуникации старые, вода плохая из-под крана. Жить, в общем, не хотела, а хотела устроить гостиницу. Зарегистрировала ИП. Далее нужно было перевести площади в нежилой фонд, вот тут все и началось. Рассказывать долго, но возникла путаница с планами этажа, новые заверяли через суд, причем перепланировку под гостиничные номера не утвердили и статус нежилого фонда я не получила до сих по, хоть занимаюсь этим уже более полутора лет. Я уже не знаю, что нужно сделать еще, и это очень странно, когда в городе только и делают, что трындят о чемпионате мира по футболу, и типа нужно строить отели, а мне не дают возможности. А сколько денег я уже угрохала на это на всё! Не спрашивайте.
Иван: одна из моих торговых палаток была на три метра больше, чем площадь арендованного участка. На мои обращения в министерство имущественных отношений с просьбой о том, чтобы эти три метра включить в договор аренды, мне отказали. Рекомендовали «устранить нарушения», то есть три метра как-то отрезать, интересно – как? Мы приняли решение снести павильон. И если бы это только меня коснулось — еще ладно. Но у меня работали три продавца, которые имеют семьи. Киоск не просто убрали, а наказали при этом три семьи.
Чистую воду разливают на стенде в мини-стаканчики. Ароматические эфирные масла предлагают прекрасным дамам, пористый кирпич и объемные деревянные буквы для декоративных целей. Из деревянных букв можно сложить любое слово, и даже устойчивое выражение: предпринимателям в России нелегко. Предпринимателей едят сетевики, глотает ритейл федерального уровня, прижимает к ногтю городская администрация. Государство в принципе прилагает массу усилий, чтобы сделать занятие малым бизнесом адски сложным, бюрократически выматывающим и неприбыльным.
Зато форум проводится, международный. Еще два дня будет идти, приходите, навестите осетров. Главное, помните, что импортозамещение рыбы – основная задача экономики страны.