Сборная России по хоккею одержала победу на чемпионате мира. В понедельник губернатор Самарской области поздравлял Семена Варламова и его отца Александра Игоревича с победой. Во вторник мы встретились с Александром Варламовым в парке Дружбы. Было тихо и спокойно, и даже как-то не верилось, что в это же время в центре Москве царит праздничная эйфория, перекрыто движение, гудят клаксоны и болельщики аплодируют победителям. Ощущение какой-то нереальности происходящего — это, наверное, нормально, особенно когда случаются события такого масштаба. И есть еще в этом какой-то парадокс. Наша сборная – чемпионы мира, наш земляк – чемпион, и это никак не соотносится в сознании с тем, в каком состоянии находятся сейчас спортивные объекты в Самаре. Сегодня хоккей в России находится на высоком профессиональном уровне, но что ждет нас завтра? Об этом мы и говорили с Александром Игоревичем — о возможностях и перспективах недалекого будущего и о том, что нужно сделать, чтобы держать планку и готовить профессиональных игроков.
?«В понедельник меня и Семку принимал Николай Меркушкин, также на встрече присутствовал врио министра спорта, туризма и молодежной политики Олег Саитов.
Губернатор поздоровался сначала со мной, сказав: «с папой в первую очередь». Потом вручил нам памятные подарки: Семену почетную грамоту за подписью губернатора за заслуги перед Россией, хоккеем и Самарской областью. Затем подарил симпатичные часы с гербом области.
Мы общались полтора часа. При этом о чемпионате мира говорили только первые минут 15, потом перешли к проблемам спорта и, в частности, хоккея. Оказалось, что Меркушкин мало похож на Артякова, не помню, чтобы последний вот так же интересовался проблемами спорта в регионе. К тому же Меркушкин не политик в чистом виде, он хозяйственник, и меня удивило, что он хорошо разбирается в спорте. Он с гордостью рассказывал о спортивных достижениях Мордовской республики, при этом называл всех спортсменов по именам и фамилиям, знал, как зовут их тренеров. По сравнению с нами, Мордовия убежала далеко вперед в строительстве хоккейных сооружений – у них достойный дворец спорта, около восьми катков с искусственным льдом и водный стадион. На такой почве там формируется прекрасная олимпийская база. При том, что бюджет у них гораздо меньше, чем у нашего города. Конечно, и сама территория меньше, но тут все-таки дело не в этом.
Наш сосед Тольятти, например, небольшой город, но у них вместе со строящимся сейчас объектом дворцов будет уже четыре (два в новом городе и один в старом), а в Самаре только один, и тот похож больше на сарай (здесь стоит уточнить, что это не камень в огород директора или обслуживающего персонала).
Губернатор рассказал о своей поездке в Тольятти, в целом он остался доволен тем, как идет строительство, но предложил немного ускорить этот процесс. Мы также сошлись во мнении, что нужно было строить дворец не на 6 тысяч мест, а на десять. Но, несмотря на это, там еще есть возможность поставить дополнительную трибуну, так что количество мест можно увеличить до 8 тыс. Они брали за образец уфимский дворец, это, конечно, не идеальный вариант, но лучше, чем ничего. На вопрос Меркушкина, какие три дворца можно было бы взять как пример образцового строительства, я назвал ярославский, казанский и дворец спорта в Минске (Белоруссия).
Еще Меркушкин рассказал о том, как встречался с Вячеславом Фетисовым, и тот высказал мнение, что на сто тысяч населения должен стоять дворец на тысячу мест. В Самаре население больше миллиона человек, поэтому губернатор сказал, что в в областном центре необходимо построить дворец на десять тысяч. Это меня удивило, потому что никогда на моей памяти не возникало инициативы от власти в этом вопросе. Наш единственный дворец спорта устарел морально и физически. Его ввели в эксплуатацию в 1966 г. Прошло 46 лет, и ни разу капитальный ремонт не проводился. Дворец ржавый, на нем нет живого места. Как минимум, там нужно заменить борта у площадки, они рассыпаются, крыша тоже в плачевном состоянии. Проводились только текущие работы, заменили холодильные установки, отремонтировали туалет, и то потому, что к нам приезжала Алла Пугачева, а позднее Костя Дзю. На самом деле наш дворец спорта нужно сносить и строить новый, это обойдется гораздо дешевле. А сейчас туда даже грустно заходить, обстановка оставляет мрачное впечатление.
На этой встрече мы также затронули вопрос о выстраивании грамотной системы подготовки хоккеистов. Обсуждали финансовую сторону, проводя параллели с Мордовией: там денежные потоки в спорте прозрачные, чего нельзя сказать о Самаре. До последнего времени мы пытались добиться того, чтобы и у нас была подобная система, ведь мы не знаем толком, как распределяются средства. Например, в прошлом году выделялись деньги на строительство спортивных объектов, даже суммы озвучивались (1,5 млрд и 1, 800 млрд ), а на сайте министерства спорта висит список объектов, введенных в 2011 году в эксплуатацию, но их никто не видел, так же как и эти деньги. К тому же существует путаница в терминологии. В документах прописывается «плоскостное сооружение», или «объект», а на деле это огороженная забором территория. Между «возвели» и «огородили площадку» большая разница, в том числе и финансовая, установка забора ведь стоит не так уж и много.
Поэтому мы очень ждем, чтобы министром стал человек, который не только разбирается в спорте, но любит его и помогает его развивать. По моим источникам, решение по министру будет принято в течение месяца.
В Самаре всегда ссылались на отсутствие участков под строительство. Когда я сказал об этом Меркушкину, он посмеялся и махнул рукой со словами «Все у нас есть, просто нужно сейчас разобраться, наладить связь с бизнесом, а землю всегда найдем».
Такое внимательное отношение к проблемам спорта удивило, появилась надежда на то, что ситуация с хоккеем начнет меняться. Я не говорю, что Меркушкин сделает область-сад, но опять же если провести параллель с Мордовией, рывок в области спорта у нас произойдет. Конечно, не сразу, понадобятся примерно года два, чтобы разобраться, что в городе происходит со спортивной инфраструктурой, а потом начать строительство объектов.
Мы отметили, что хотелось бы, чтобы такие встречи происходили чаще и чтобы на них присутствовали специалисты в области спорта, ветераны хоккея. Губернатор сказал, что после того, как он разберется с хозяйством в области, в обязательном порядке будут устраиваться круглые столы со спортсменами и федерациями, чтобы определиться, в каком направлении двигаться.
Еще Меркушкин задал мне вопрос, почему спорт у нас не развивался, не строились объекты. Я ответил, что здесь – простая формула, если первое лицо захочет, то спорт будет развиваться. На это он только улыбнулся.
Впечатления от встречи остались позитивные, появилось ощущение, что скоро наступят долгожданные перемены. А если никакого движения в спорте не будет происходить, значит, я очень плохо разбираюсь в людях».
У самарского хоккея появилась надежда и первый самарский чемпион мира, получивший звание заслуженного мастера спорта!
Президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк во время парада победителей рассказал, что Кубок мира начал путешествие по стране и уже побывал в Ульяновске, он также сказал, что если ребята из команды захотят, то они отвезут трофей в любой город.
К слову, 2 июня Кубок мира по хоккею привезут в Тольятти, а с 15 по 21 его ждут в Самаре, сообщает «Парк Гагарина».