Как стать писателем за 48 часов

Дмитрий Аксенов – автор  9 книг, который не считает себя писателем. По мироощущению он – поэт, художник и монах-отшельник. Пишет сам и учит других писать стихи. Прошел через самарскую журналистику, около пяти лет отработав в «Самарской газете» и «Самарском обозрении», теперь занимается, в основном, тренингами и ведением таких курсов, как «СтихоТворчество». Читает курс на журфаке РГГУ в Москве и в Центре Поддержки и развития чтения при СОУНБ в Самаре. Проводит лекции «Книга за 48 часов». Об этом и многом другом он поговорил с корреспондентом«Новой газеты».

 

— Действительно ли возможно написать книгу за 48 часов? Это ваша личная методика? В чем она заключается?

— И да, и нет. Конечно, тут есть немного лукавства, ну чуть-чуть. Обычно за 48 часов я помогаю людям скомпоновать основные элементы, идеи, свой опыт, написать подробный план своей книги, выработать все идеи. И, как правило, людям этого хватает, они довольны. Но если кто-то действительно «упрётся» и захочет написать полновесную книгу за двое суток, т.е. 48 часов, — то это вполне реально. При наличии некоторого запаса кофе (чая) и бутербродов, разумеется.
Да, это методика моя. Началось всё в 2008 году, тогда появился мой курс «Своя книга за 31 день» и молодежно-студенческий проект ЯПисатель.ру.
В чём заключается методика? По сути, я просто разложил на составные свой и чужой писательский опыт. Задался целью определить, а из чего состоит писательский путь. И оказалось, он действительно «состоит». Оказалось, даже в этом бесконечно таинственном творчестве можно вычленить технологию, шаги, как в каком-нибудь производственном процессе, типа варки стали.

— Что является самым важным в написании книги?


— Желание написать. Технология, навык, опыт крайне важны, но ещё важнее огонек в груди, который не дает спокойно жить. Еще важно понимание своей идеи. Сути книги. Важно чётко понимать — ЗАЧЕМ ТЫ ХОЧЕШЬ ЕЁ НАПИСАТЬ. Что ты хочешь этой книгой сделать хорошего для других людей. Книги ведь пишутся для других людей. Немного для себя, конечно, но одного «себя» мало. Книга — шикарный инструмент для а) спасения человечества, б) создания революций. Я немного шучу, но в целом, действительно так думаю.

— Сейчас есть специальные программы для писателей… Evernole, Scrivener… В чем отличие этих программ и того, что предлагаете вы?

— Чем отличается автомат Калашникова от живого автоматчика? Чем отличается кухонный комбайн Мулинекс от живого повара? Все программки и программы для писателей – хорошие и удобные помощники, но главного — понимания процесса письма и чувств, которые вкладываются в слова — они не заменяют. По мне самая лучшая программа для писателя — ручка и блокнот. Ну да, наличие компьютера делает процесс  более удобным, но это дополнительная деталь, не главная.
Программы помогают лучше организовывать свои мысли.  Хотя иногда и наоборот — мешают, некоторые писательские программки навязывают уже кем-то оформленный жёсткий шаблон. Замыкают творческую мысль и… приводят в ступор. Хотя, честно признаюсь, перепробовал огромное количество программ и программок. Из интереса и любопытства. В итоге остановился на профессионально-простом текстовом редакторе Writer для айпада. Изумительная вещь — дизайн очень напоминает текст старых пишущих машинок. Вот, где была радость…

 

— Наверное, есть какие-то более простые и подручные методы. Например, для тех, кто не дружит с компьютером. Раньше, например, когда писали научные работы в университетах, использовали бумажные карточки для планирования структуры текста. Это удобно на ваш взгляд или уже устаревшее?

— Карточки, записнушки, блокноты – всё, что фиксирует мысль, всё удобно и полезно.
Я кстати, довольно часто использую ещё маркерные доски — на них очень удобно рисовать схемы и просто даже вести записи. Из опыта других писателей и авторов — каждый делает по своему, кто во что горазд. Кто-то увешивает квартиру стикерами, кто-то ведет огромные каталоги-картотеки. Мозгу нужна бумажная поддержка, любая, которая удобна.

— Есть ли творческие мучения у писателя, который может написать книгу за 48 часов? Если есть, то какие?

— Куда ж без мучений. Не роботы же мы. Но понимание технологии, шагов, упрощает процесс творчества, раскачивает мысль, помогает довольно легко стартовать с «мертвых точек» и избегать ступоров. Хотя муки белого листа бумаги, мне, по-прежнему, знакомы, как и 20 лет назад, когда я только начинал свою тогда ещё журналистскую карьеру.

— Как избежать нехватки мыслей в процессе работы над книгой? Ваши советы!


— Тут, в общем-то, как кашу варить. Чтобы было хорошо — нужно много крупы.
Текст рождается от изобилия информации и избытка чувств. Он, в общем-то, как и ребёнок, вынашивается человеком каждый предыдущий до написания своей книги день.
Но, можно ответить и по-другому.
Нехватка мыслей, творческий ступор, затык — по сути, всё это неправильный способ обработки человеком, той информации, которая у него в голове уже есть. Человек испытывает не те эмоции, ну нет в нём творческого порыва, а есть тысячи сомнений. С такими утяжелителями и правда — трудно писать.
Как избежать… Творчество всё-таки настолько тонкий процесс, что боязно подсказывать. Впрочем, вариант толчка мысли при помощи предлогов, связок, союзов, как правило, помогает выйти из мёртвой точки.
Просто сформулируйте свою мысль (можно даже совсем просто): «я хочу здесь написать о…»  и вставьте то, о чём хотите написать, а потом дополните свой текст союзом «потому что». Получится «я хочу написать о…, потому что…». И посмотрите, куда дальше ринется мысль. Она ринется. Человеческая мысль как птица. Она больше любит летать, чем ходить.

— Если выстроить «по шагам» написание книги, то какие главные пункты, шаги, вы можете выделить?

— Ну, всё-таки написание книги это не трасса «Москва-Санкт-Петербург» с промежуточной остановкой в Бологом и прочих пунктах. Хотя, в целом, похоже. Может быть, я правда сейчас в силу любви к разнообразию, каждый раз стремлюсь прокладывать всё новые и новые маршруты, но попробую дать «классику».
Первое — самое важное. Чёткое понимание, зачем вы хотите писать. Этот «договор о намерениях» с самим собой крайне важен. Когда человек, твёрдо и детально знает «зачем» — у него рождается огромное желание творить. И много-много творческих сил.
Второе — понимание, а для кого я собственно пишу? Кто мой предполагаемый читатель. Хорошо если этот предполагаемый читатель будет достаточно конкретным. Ну, то есть я твёрдо знаю, что делаю книгу для студентов. Или для топ-менеджеров. Или для блондинок… Когда знаешь в кого целишься — гораздо проще в него попасть. Книга ведь пишется не просто, чтобы написаться, она пишется для людей.
Третье — хорошо бы чётко понимать, в чём суть того, что вы хотите написать. Суть, идея, главная мысль. Книга по большому счёту это послание одного человека окружающему его человечеству. И если человек точно просто и конкретно может сформулировать свою мысль, свой посыл, свою идею, то писать будет проще. И книга, скорее всего, будет хорошей. А пока твёрдо не понимаешь, что именно ты хочешь написать, какую мысль донести до людей — не стоит браться за авторучку или стилус айпада.
Четвертое. План, план, план. Ну да, есть поговорка «война план покажет», я её и сам очень люблю. Но какой-то предварительный план, набросок основных тезисов и мыслей должен быть. Он потом тысячу раз ещё может в процессе поменяться, но если он есть в начале работы — это колоссально облегчает жизнь. И, кстати, сильно сокращает количество творческих ступоров.
Пятое. Всё что написано — может быть улучшено. Саморедактура, самоисправление, самоулучшение — великая вещь. Если вы не пишите текст к утру под угрозой расстрела, дайте ему отлежаться. Сутки, двое. Потом перечитайте, дайте прочитать написанное другому человеку и подумайте, что хорошо, а что не очень. Где сильные и слабые места. И как слабое можно улучшить.

— Что может мешать или наоборот помогать в написании книги за такой короткий срок?

— Пистолет, приставленный к виску. Я серьезно. Когда над человеком висит осязаемая угроза — это очень дисциплинирует. Тут надо понимать (хотя бы внутри себя), что книга –это важно. Это очень ВАЖНО. Это МЕГА ВАЖНО. Это важнее чая, кофе, сигарет. Книга как ребёнок — когда вы решились его завести (её написать), важно понимать, что она потребует много вашего внимания, сил и времени. Ей НАДО выделить ГАРАНТИРОВАННЫЙ кусок своей жизни. И выделять каждый день. Не через раз, не хаотично, не от случая к случаю. Каждый день. Иначе этот ребёнок умрёт. И, поверьте, жить со своими загубленными, не доведенными до конца творческими планами — тяжело.
Но как-то я слишком грустно, давайте веселее. Да, дел у нас много, у современных людей в голове такая внутренняя коммуналка из дел и желаний — каждое требует себе место. Но вот книгу как-то надо обязательно «прописать». Гарантировать ей место под своим внутренним Солнцем. И она вас обрадует. Может быть не сейчас, но чуть позже. Книга — это волшебно, она поменяет вашу жизнь. Очень сильно и очень хорошо. И вы ей потом «спасибо» ещё скажете.

— Говорят, что если вы хотите сделать что-то быстро в краткосрочной перспективе, то надо начинать с конца. Так ли это?


— Э-э-э… Не уверен. Ну, если вы так можете, и у вас так получается, то ради Бога. В конце концов, у каждого из нас свой сугубо индивидуальный способ познания Мира. Но всё ж таки, я предпочитаю начинать с головы. С буквы А. Но, опять-таки, тут дело лично моего вкуса (и опыта). Если у вас выходит как-то по-другому, то здорово. Жёстких стандартов нет, есть лишь приёмы, принципы, правила, опыт. Азбука у нас на всех одна, но почерк в итоге у каждого человека вырабатывается свой.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.