Недавно мы с одноклассницей пытались вспомнить, откуда она взялась в нашем «В». В начальной школе, кажется, ее не было, а вот в средней – уже точно была. Но выделить момент, когда она появилась на пороге нашего кабинета, память отказывалась. Возможно, утром ее привела за руку классный руководитель. Или даже завуч. А может, просто учитель усадил ее за парту, в начале урока сообщил, что вот у вас пополнение. И все посмотрели на некрасивую девочку: жирные волосы-сосульки, обычная школьная форма, большие зубы. Походка, напоминающая движения робота из мультика. Понятно, что кличка «робот» приклеилась к ней моментально. И стала одной из самых безобидных. За все время совместного обучения, ее, кажется, ни разу, никто из одноклассников не назвал по имени. Но оно у нее было. Ее звали Женя. Нелепая девочка, которая кроме всего прочего, неизменно пахла чесноком (подозреваю, что ее родители таким образом понимали профилактику всяческих заболеваний), появилась в нашем классе исключительно для того, чтобы с первого дня стать объектом всеобщей необъяснимой ненависти.
Давайте только сразу оговоримся — мы не были монстрами. Мы были обычными детьми, мы обязательно навещали заболевших одноклассников и приносили им домашнее задание и свежие новости из школы, делились друг с другом на уроках труда дефицитной бархатной бумагой, рыдали над Белым Бимом, у которого черное ухо. Мы вместе утешали девочку Наташу, которая, оказывается, очень стеснялась, что мама родила ее в 16 лет, мол ерунда, смотри какая у тебя хорошая мама, и ты сама; мы брали шефство над отстающими, вместе негодовали на несправедливость учителей. Мы были обычным, не слишком дружным классом, просто у нас была странная девочка Женя, которую никто ни разу не назвал по имени.
Даже самые смелые девочки класса ни разу не рискнули заговорить с ней просто так, без повода. Да даже и по поводу, мол, дай ручку или списать домашнее задание, с ней не заговаривал никто. При этом она совсем не была невидимкой. Выброшенный из класса портфель, порванный карман фартука, толпа мальчишек, обступавших ее на перемене за партой, с неизменным списком гадостей, которые можно предпринять, пока не видит учитель. Мешок со сменной обувью, превращенный в футбольный мяч, попробуй потом, собери все эти сапоги по длиннющему коридору этажа. Громкие скандалы, в случае, когда учитель пытался пересадить кого-то с ней за одну парту, и только авторитет педагога мог заставить оскорбленного ученика занять место рядом, старательно отделив свою территорию от этой, которая «робот», которая с сальными волосами, и от нее так воняет. Я, кстати, не помню, чтобы они плакала – собирая разбросанные по всему классу ручки или тетрадки, оказавшись загнанной в угол дразнящимися мальчишками, в момент, когда девчонки проходили мимо нее демонстративно зажав нос, выковыривая из волос жеванную бумагу, или падая в проходе от подножки, или открепляя со спины листочек с написанными на нем обидными словами.
Однажды, кстати, кто-то увидел ее с родителями, и класс изумленно обсуждал, что оказывается у «робота» красивая мама, вполне, приличный папа, и милые младшие брат и сестра – близняшки. Мы все изумлялись, конечно, и даже немного сочувствовали родителям, надо же все такие красивые и вот. Странно, что мы их ни разу не видели. Обычно мам и пап одноклассников мы если не знали по именам, то могли опознать внешне. Вот у Женьки, но только не девочки, а мальчика, красивая мама с белой косой, она потом будет проводить для девочек классный час о том, как правильно реагировать на бесконечно дергающих за косички мальчиков; у Наташи мама – строгая хрупкая блондинка, у Маши, наоборот –улыбчивая и большая. У Сергея – измотанная жизнью мама-дворник, она приходила как-то в класс и рассказывала, что привязывает сына к стулу, чтобы он делал домашние задания, а он на этом стуле прыгает, как кузнечик. Учителю, рассказ понравился, учитель осмотрела детей, явно сожалея о том, что нельзя так поступить со всеми и на уроке. Родителей «робота» мы не видели ни разу, так получилось.
Красивая мама с красивыми близнецами не приходила в класс, пытаясь призвать нас к порядку или устраивая скандал учителям. И никто из педагогов не собирал нас за партами и не выступал с призывом оставить в покое странную девочку Женю. Хотя, сейчас, я не верю, что никто из учителей не замечал того, что происходит в конкретном классе «В» с конкретными детьми. Но так получилось, теперь уже не спросишь, почему. Тем более, что постепенно дети в конкретном класс «В» становили старше, и было уже не так интересно дразнить кого либо, или во время урока тихонько воровать чужой портфель, передавая его по цепочке под партами. Потому, что пришло время влюбляться, например, строчить записки о чувствах, пытаться осветлить в домашних условиях пряди волос и научиться красить все лицо одним карандашом «Искусство». И Женя, наверное, тоже в кого-то влюблялась, но кому это было интересно? Ее продолжали сторониться, могли по привычке, проходя мимо свалить вещи с парты, и девочки недоуменно шикали ей: нельзя ли вот взять и помыться? Все это стало рутиной.
Будь я немного пококетливее, то должна была придумать какой-то поступок, который совершила лично я по отношению к странной девочке, но честное слово, это была –бы отчаянная ложь, а мои тексты нет-нет, да читают бывшие коллеги по классу «В». Тем более, что, кажется на биологии, я тоже сидела с Женей за одной партой, и нет-нет мне в волосы прилетала жеваная бумажка или в спину –кусочек ластика, и кто-то из мальчишек разводил руками, мол извини, промахнулся. И мне, конечно, тоже не нравилось, что от нее так плохо пахло, и жирные сосульки волос маячили и перед моими глазами. Что, впрочем, не оправдывает меня вообще. Но когда я выросла, то окончательно забыла про Женю. И сидя на кухне с моей одноклассницей, мы уже давно не вспоминаем школьные дни, куда там до них, когда общаешься постоянно, и дружба обрастает подробностями реального времени: всеми этими сложными отношениями на работе, рецептами пирогов, детьми и племянниками, новыми туфлями, мечтами вместе поехать в Израиль. Наверное не вспомнили бы, если бы я однажды не попросила у мужчины во дворе зажигалку, а он оказался моим однокашником, которого я вот не опознала, а он меня вполне. И мы разговорились, и тут возникла эта самая Женя, которая сейчас живет тем, что собирает металлические банки и немного бутылки, и как-то вот существует. И я была вынуждена признать, что видела ее аж несколько раз, странную женщину в одежде не по росту, с недоверчивым взглядом. Однажды, например, в магазине, она была чуточку пьяна, и смешно требовала у спутника в нелепой, потертой одежде купить ей стаканчик мороженого, имеет же она право на мороженое, и покупатели отводили взгляд от этой сцены. Я тоже, кстати, отводила, старательно ее не узнавая. И вот недавно, она опять прошла мимо, все той – же нелепой походкой, не по погоде и явно с чужого плеча одетая, агрессивная женщина. И да — без шапки, являя всему миру чистые и изумительно пушистые волосы.
Я знаю, что вы в курсе того, как ваши дети ощущают себя в школьном коллективе. Что вы готовы защищать их до последнего, и воевать ради них со всем миром. Но попробуйте понять, возможно, в благополучном с виду классе «В», или «А», или «Б», есть вот такая Женя. Возможно, ее просто некому защитить и остановить ваших, вполне приличных, детей. Не только ради чужой детской судьбы. Возможно, именно ваше вмешательство спасет вашего выросшего ребенка от чувства вины и стыда. Оно того стоит, правда.
кадр из кинофильма «Чучело»