?На митинг и шествие я пришел сразу после фильма «Диктатор». Всем советую. Саша Коэн не просто упоительно смешон, но и очень актуален в наших условиях. Напоминает. А уж некоторые детали, вроде золотых пистолетов и палача, который работал на сопротивление и казнил всех не по-настоящему… Но вернемся из воображаемой Вадии в реальную Самару.
Численность, неподдающаяся подсчету
На митинг и шествие, учитывая летний, жаркий и праздничный день, пришло неожиданно много народу. Подсчитывать у нас желающих много, некоторые даже точно назвали число демонстрантов — 270, на совести останется такая арифметика, но визуально людей было много. Не Москва, но чувствуется, что процесс пошел по всему нашему обществу, а не только в Зажравшейся Нерезиновой. На Сипе это было очень заметно.
Светское мероприятие
Большая часть шествующих хорошо знакома друг другу. Политически активные граждане в российской провинции — это своего рода клуб, где интерес и участие важнее убеждений. И даже важнее, чем столичные принципы рукопожатности. Поэтому и болтали мирно у фонтана совершенно оппозиционные и вполне себе пропутинские деятели. Не озираясь и не стесняясь. Почти как друзья. В этот раз отстраненность всегдашних активистов даже показалась мне нарочитой. Шествием и митингом руководила молодежь. Гражданские активисты, как отрекомедовал их Саша Лашманкин, демонстративно сосредоточившийся на прямой трансляции событий в сети Интернет.
Племя младое, незнакомое
На мой вопрос, адресованный еще одному старому бойцу: откуда эти молодые люди? — я получил чудесный ответ: съездили в Москву, набрались на Абае. Студенты, едва под двадцать лет, правили бал: молодой человек с мегафоном, выкрикивающий лозунги, некоторые из которых невозможно разобрать, не то что понять, студент аэрокоса, предложивший начать митинг с минуты молчания по российской конституции, неформального вида молодежь под черным с черепом флагом и архаичным лозунгом «Воля або смерть!». Говорят, что это студенты СГАКИ, режиссерский факультет. Ну что же, интересно участвовать в режиссуре такого спектакля. Особенно, если к минуте молчания все волей-неволей присоединяются и среди этих всех очень много людей, знающих, что эта конституция была похоронена, когда молодой человек ходил в начальную школу. Но все играют по предложенным правилам. И если молодежь сумела навязать свои правила протеста, то и отцы самарской демократии послушно пойдут на поводу у юношеского максимализма. Солидарность. Гражданское единение. Манипуляция с помощью эмоций. Этот юношеский диктат вызвал у меня, и, похоже, не только у меня, противоречивые чувства. С одной стороны, молодежь гораздо перспективней с точки зрения реального достижения целей. У них больше шансов, чем у наших профессиональных борцов с системой и за свободу. С другой… Как сказала одна умная и культурная девушка: мне за некоторые лозунги стыдно. В политике сегодня очень много шоу и театр остался. Но это не подмостки. Эпатаж не пройдет. И сегодня полиция благодушно улыбалась, но, можно не сомневаться, если молодежь для пущего драматизму что-то устроит (специально не буду никаких аналогий приводить), то реакция будет. И вряд ли она будет слишком доброжелательной.
Лозунги
Кроме чудесного слова «або» в лозунгах попадались и другие не менее удивительные вещи. Например, призыв к отставке Меркушкина. Он вроде перед нашей молодежью еще ничем не провинился. Или любая власть — плохо? Непонятное в лозунгах попадалось чаще, чем хотелось бы. То есть когда идешь на такое мероприятие, как-то по старинке хочется, чтобы лозунги на нем отражали и твою личную позицию. А не то, что гражданином быть обязан. Я, например, очень поддерживаю лозунги по теме образования. Вот кричалки про Путина и Магадан, в которых узнается старое националистическое про «вокзал и кишлак», кажутся менее понятными и совсем уж для красного словца, ради которого не жалеют и отца. Нации в данной ситуации. Но лишнее это и симпатий не прибавит.
Запрос и ответ
Конечно, в таких ситуациях большинство молчит. Большинство на самарском шествии составляли вовсе не видавшие виды политбойцы неясного окраса и блогеры на содержании. И даже не представители креативного класса, которых пока в такой формат уличной акции не затянешь. (Можно, конечно, отнести к creative class многочисленных фотографов, но это, скорее, повод для очередной шутки.) На митинге заметно увеличилось число «простых людей». Обычных домохозяек, крепких молчаливых мужиков, пенсионеров, родителей с детьми. Они пришли потому, что соглашаться с происходящим как-то совсем уж позорно и стыдно. У них пока нет лозунгов, хотя вот про платное образование — это всем важно. Они не готовы кричать: «Свобода или смерть!» только потому, что это революционно и романтично звучит. Но для этих людей нет политического предложения. Почувствуйте себя свободными? Жулики и воры, пять минут на сборы? Куда им собираться? Да и про пять минут уж больно казарменно. Нормального обывателя на этом митинге никто не ждал. Ему ничего не предложили. По крайней мере, ничего такого, за что он готов бороться сейчас. Требования? Выполнимые? Мы знаем, что власть на требования манифестантов реагирует совсем ассиметрично, и обыватели, наши сограждане, россияне, тоже знают. Но они уже пришли. Здесь нет Абая. Нет Навального. Нет лидеров, а есть попытки что-то сделать самим, типа свободного микрофона и отказа от заготовленной резолюции. В итоге выходит к микрофону Тучин и предлагает ту же резолюцию, что приняли в Москве. Поумней нас люди писали? Тоже верно. Но уже есть понимание, что от каждого отдельного гражданина что-то зависит. Если, конечно, он действительно гражданин и патриот. Не квасной и православный, а вполне себе обычный. Патриот своей страны, в которой он вырос и которой сейчас нужна его помощь. Есть запрос. Значит, должен появиться ответ. Варианты ответа, предлагаемые властью, нам уже хорошо известны. Хотелось бы, чтобы общество подготовило свои варианты. И без «або смерть». В конце концов, у всех есть дети и выходим мы на митинги ради их будущего в свободной и гордой стране.
P.S. Меня лично больше всего обнадежило то, что впервые со мною пошла жена. Как она утверждает, из любопытства. И не нужно недооценивать роль этого чувства в истории человечества.