На заседании губернской думы 23 ноября депутаты решили отклонить протест прокурора в отношении того, что резервный фонд губернатора является незаконным.
Напомним, в начале ноября прокуратурой самарской области был вынесен протест по резервному фонду губернатора: «статья 81.1 БК РФ предусматривает возможность создания резервного фонда субъекта Российской Федерации, но никак не предусматривает полномочий по созданию резервного фонда высшего должностного лица субъекта РФ. Поэтому положение о формировании резервного фонда губернатора Самарской области нарушает пределы компетенции и противоречат требованиям федерального законодательства». Резолютивно: «создание и расходование резервного фонда губернатора Самарской области являются незаконными формами бюджетных ассигнований с целью ухода от законных форм, таких как размещение государственного заказа, социальное обеспечение населения, предоставление межбюджетных трансфертов».
Прокуратура дополнительно указала, что средства резервных фондов должны направляться исключительно на «финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций». Перечисленные статьи расхода средств резервного фонда губернатора Меркушкина не носят непредвиденного характера.
К примеру, областное правительство в октябре этого года планировало выделить из резервного фонда губернатора Самарской области 12,2 миллиона рублей на проведение «торжественных мероприятий «Самара – время созидать». Об этом празднике мало известно. Средства на его проведение выделили общественной организации по содействию развитию физической культуры и спорта «Атлет». На официальном сайте регионального правительства говорится, что руководит этой организацией Павел Гаршин, основана она 27 декабря 2013 года. Цель и направление деятельности «Атлета» не указаны.
Рассмотрение протеста прокуратуры в губернской думе депутаты несколько раз откладывали. Наконец на очередном заседании комитет по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике рекомендовал протест отклонить.
Назвали причины:
- «Одним из принципов, на котором основана бюджетная система РФ, является принцип самостоятельности бюджетов, который означает, в том числе, право субъекта РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета». Отсюда вывод, что федеральный законодатель не запрещает формировать в составе бюджета резервный фонд высшего должностного лица. Расходы ведь всё равно «устанавливаются за счет собственных средств бюджета субъекта РФ».
- В Бюджетном кодексе «установлен прямой запрет на создание резервных фондов только законодательных органов и депутатов законодательных органов». При этом «отсутствует соответствующий запрет на создание резервного фонда высшего должностного лица субъекта РФ».
- Законом «предусматривается создание резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». А так как высшим должностным лицом субъекта у нас является Меркушкин, и раз он получил «свои полномочия от народа на основе свободных выборов», значит, он осуществляет государственную власть и является исполнительным органом государственной власти в субъекте. Отсюда следует, что права на создание личного фонда у него имеются.
«Кроме того, правовое управление обратило внимание на то, что резервный фонд высшего должностного лица субъекта РФ в настоящее время предусмотрен законодательством других регионов России: Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Мордовия, Чеченская Республика, Республика Татарстан», — сформулировали депутаты еще.
И вообще, чтобы прокуратура к ним больше не лезла со своими глупостями, депутаты губдумы указали ей, что решение о признании резервного фонда губернатора незаконным может принять только суд. Наверное, верховный. Или в Гааге.