Гейдар Джемаль написал статью «Осквернение святынь и борьба с идолами».
Долгое время мне было очень интересно читать его статьи – неглупо, необычно, интересно. И тут вдруг: «Я приветствовал, когда талибы расстреляли в Бамиане статуи Будд» или «Буддизм — одна из наиболее опасных форм заблуждения, поскольку эксплуатирует некоторые моменты истины», и «Запад превратился в мир «тушканчиков»… А что жалеть этих европейских недотыкомок и вырожденцев».
Люди, значит, выколачивали из горы огромные статуи и делали они это неправильно.
Мда, что же касается святынь, то, разумеется, как следует из статьи, они есть и они в Исламе – вот такая немудрящая философия.
Все мы когда-то образовались из космической пыли, но потом у части этой пыли появились правильные понятия и святыни, в то время, как у другой части пыли появились и святыни, и понятия не совсем верные. Исламский мир стремится к совершенству – тут святыни просто дивные, все прочие загнивают, превращаясь в тушканчиков.
Ну, поскольку с тушканчиками особенно церемониться не стоит, то к ним на жительство приезжают правильные, «нетушканчики» и приезжают они не одни – вместе с диаспорами, и они же привозят и правильные святыни.
Ну, а уничтожение статуй Будд – это дело, повторим, благое, естественное.
Интересно, а наскальные рисунки пещерных людей его тоже раздражают?
Все-таки, похоже, предки-то наши общие, поклонялись всем этим мамонтам и быкам, прежде чем употребить их в пищу.
Господи, ну, почему все так примитивно? Ведь во всех религиях одни и те же заповеди.
И первая заповедь всюду переводится примерно, как: «Я – Бог твой» или «Бог – един», остальное – трудности перевода. А уж кто кому и как поклоны бьет – это вообще вопрос обустройства личного молельного пространства. Это вопрос удобства. Кто-то носит халат – ему удобно молится так, кто-то пиджак – он это делает этак. Но обязательно найдется кто-то, кто укажет как тому или иному народу молится. Не правильно молишься – и вот ты уже тушканчик. Откуда столько злости взялось у космической пыли?
Шаткость, хрупкость этого мира когда-то понимали арабы. И вот эта заповедь: «каждый мусульманин должен прочитать Коран» – выполнялась неукоснительно. То есть, все мусульмане обязаны были быть грамотными. Отсюда, подозреваю, необычайный расцвет в арабском мире того времени искусств и ремесел. А какие тогда были математики, астрономы, врачи, архитекторы, ирригаторы, зодчие!
Но потом как-то решили, что всеобщая грамотность – неоправданная роскошь, и достаточно, чтоб грамотен был бы только один мулла, остальным все остальное он объяснит кратко и доходчиво. И немедленно все скатилось вниз – будто никогда на вершине и не было.
Но зато есть правильные ориентиры.
С ними можно даже в гости съездить к неправильным и остаться там навсегда.