Прогуливающиеся по улице Фрунзе воскресным утром 4 июля жители и гости города могли наблюдать необычную для Самары сцену – католическую мессу под открытым небом. Погода стояла чудесная, и собравшиеся у торцовой стены костела около 50 католиков были отчасти довольны такому сценарию. Не каждый день приходится слушать мессу не в интерьерах неоготического храма, а у его стен. Естественно, были и неудобства. Грохот проезжавшего трамвая, звон колоколов располагающегося через дом православного храма Казанской Пресвятой Богородицы, а так же снующие взад-вперед «местные жители» (эмигранты из Средней Азии), проживающие в здании ЖЭУ №1 – бывшем католическом молельном доме, возведенном еще до костела и входящем в ансамбль зданий, имеющих статус федерального памятника архитектуры. В остальном же, все было камерно и спокойно, и лишь под конец процессии к костелу подъехала группа туристов, сопровождаемая экскурсоводом, которая, однако, вела себя тихо и скромно, стараясь не помешать богослужению. Выступив перед собравшимся Приходом, настоятель храма Пресвятого Сердца Иисуса отец Владислав Клоц сообщил, что мессу сегодня совершит прихожанин храма, ныне живущий во Франции, доминиканский монах, отец Павел Сысоев. После мессы, сомкнув несколько скамеек, вынесенных из здания для прихожан, люди собрались вокруг отца Павла, чтобы послушать рассказ о его жизни и службе в Европе.
Немало удивило отсутствие на мероприятии журналистов и фото-видеокамер. СМИ, живо интересовавшиеся скандалом вокруг закрытия здания костела, не проявили интереса к тому, где и как будет проходить богослужение в это воскресенье. Думаю, что этому факту был удивлен и Дмитрий Грешнов, консультант управления по связям с общественностью областного правительства, осуществляющий работу с религиозными организациями, который так же присутствовал во время воскресной мессы.
Напомню, что 18 июня этого года Ленинский районный суд Самары принял решение о закрытии здания костела на 60 дней из-за несоблюдения требований пожарной безопасности, а 30 июня судебные приставы опечатали здание. После трагического случая в Пермском клубе «Хромая лошадь», пожарные службы тщательно проверяют объекты массового скопления народа на предмет соответствия нормам противопожарной безопасности. Если раньше чаще всего выявленные нарушения заканчивались штрафом, то сейчас МЧС все чаще решает эти вопросы в судебном порядке. Требования к Римско-католическому Приходу Самары выдвигались пожарниками неоднократно, и в этот раз дело закончилось судом, поскольку никаких действий по устранению нарушений Приходом предпринято не было, но на это есть и объективные причины.
Как оказалось, до сих пор права собственности на здание католического храма не было оформлено. Юридически костел никому не принадлежал. Лишь в этом году, средствами Прихода начался процесс оформления и принятия здания и участка земли на баланс Росимущества, а затем передачи его в пользование Прихода. По словам Дмитрия Грешнова, областное правительство готово оказывать Приходу всестороннюю помощь, губернатором принято решение о выделении средств на ремонтно-реставрационные работ по замене кровли и приведению ее в соответствие с правилами противопожарной безопасности. Однако, использование бюджетных средств на нужды объекта, не имеющего ни собственника, невозможно. По прогнозам юриста, занимающегося оформлением соответствующей документации, вполне возможно, что уже в августе здание будет иметь весь пакет соответствующих документов. Об этой проблеме настоятель храма отец Владислав Клоц сообщал в районное отделение государственного пожнадзора, однако эта информация не была принята к сведению во время судебного слушания. Это одна сторона вопроса.
Вторая сторона касается самих нарушений, выявленных Управлением Госпожнадзора, которые по решению Ленинского районного суда Приход должен устранить в течение 60 дней. Невзирая на то, что костел является памятником культурного наследия федерального (общероссийского) значения, и изменение его внешнего облика, равно как и замена оригинальных деталей, неприемлема согласно законодательству об охране объектов культурного наследия, Госпожнадзор в судебном порядке требует: установку ограждения кровли по периметру высотой не менее 0,6 метра, замену кованых глухих решеток на открывающиеся на окнах цокольного этажа, часть из которых были установлены при строительстве храма и имеют историко-культурную ценность, замены оригинальной двери в цокольном этаже из-за того, что она открывается не по направлению выхода, заменить деревянную лестницу на второй этаж, так же установленную при строительстве костела. Это всего лишь часть требований. Всего их насчитывается двадцать. Самым же абсурдным нарушением, выявленным Госпожнадзором является отсутствие противопожарного расстояния, не менее 10 метров, между зданием церкви и зданием МП «Коммунальник» (ЖЭУ №1). Получается, что устраняя это нарушение, должно быть снесено либо здание бывшего католического молельного дома, либо само здание костела? Кстати говоря, комплекс музея-усадьбы Алексея Толстого так же находится на расстоянии менее 10 метров от костела. Совершенно очевидно, что в процессе решения этих вопросов должны били участвовать и органы, занимающиеся охраной памятников, в данном случае Управление Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу, однако надзорный орган не проявил интереса к судьбе федерального памятника, а если и проявил, то никак не повлиял на неприемлемое с точки зрения охраны памятников решение суда.
К счастью, в понедельник, 5 июля, Самарский областной суд рассмотрел кассационную жалобу настоятеля Прихода. Заседание длилось около 5 минут. Областным судом было отменено принятое прежде решение Ленинского районного суда о временном прекращении деятельности Прихода в здании костела. В среду здание было распечатано приставами. Вскоре Ленинский районный суд будет рассматривать дело еще раз. Надеюсь, что суд подойдет к этому вопросу более вдумчиво и учтет все особенности сложившейся ситуации, а Росохранкультура подключится к процессу хотя бы на этом этапе, и облик памятника архитектуры федерального значения останется прежним.
По всему ПФО полный развал в системе охраны культурного наследия. В Нижнем уничтожается историческая часть. Шуховскую башню уродует какая-то фирма. В Саратове и Оренбурге зверствуют черные копатели. Памятники археологии грабятся в Перми и Мордовии и т.д. О каком участии Росохранкультуры в самаре можно говорить? Все отдано на откуп спецам из минкульта и Агенства по СОКРАЩЕНИЮ культурного наследия Самарской области.