«Мир-это мост. Не строй на нем дом. Все, что остается, не имеет цены», – сказал Великий мудрец, император моголов Акбар. Эта мысль все время приходила мне в голову, когда мы осматривали бастионы и внутренние покои Амбера – величественной крепости средневековья. Могущество и величие, превосходство и самолюбование – это сквозило в каждом повороте дороги в цитадель, в каждом сказочном покое дворца.
Приходили на ум и слова царя Соломона: «Все пройдет». И нет такой цитадели, которая бы пережила время. Также проходят и власть, и триумфы. Остается только красота. И мудрость. Благодарность за то, что люди сохранили до нашего времени такую красоту, и мы ее смогли увидеть, не покидала нас в Джайпуре. С первого взгляда Амбер форт производит, конечно, впечатление неприступной крепости, вызывая ассоциации с войнами, штурмами и прочей военной тематикой.
Словно гребень на спине огромного дракона вздыбились стены и расползлись по горным кряжам, окружающим древнюю деревню Амер. Так на местном наречии называется и форт. Но чувство гармонии может уравновесить любую мощь. Здесь когда-то был сад. Перед изящным павильоном среди цветущих деревьев струились фонтаны, томились (или не томились) наложницы за ажурными мраморными окнами. Суровый форт начинался с романтической «прихожей».
Неприступные бастионы, полно охраны на входе. Памятники в Индии не очень активно реставрируют, но охраняют серьезно. Правда в Амбере не было металлоискателей и сканеров, как во всех больших храмах, но военный народ проницательно нас обглядывал. Вон там, на самом верху находится великолепный дворец правителей Амбера. И представить себе не могли, что нас там ожидало.
По величине главной площади Амбера можно судить о его размерах.
Попадая внутрь, вдруг открываешь для себя один из самых изысканных дворцов – Шиш Махал с мраморными ажурными решетками, чудесными фресками, изящными колоннами, с потрясающим своей красотой зеркальным залом, в котором гармонично сочетаются и чудная резьба по мрамору, и цветы, инкрустированные самоцветами. Говорят, этот зал можно осветить одной свечой. Легко поверить в это, видя сияние стен и потолков.
Дворец огромный, одно его крыло – Диван-и-Ам, зал для публичных приемов и аудиенций махараджи Манг Сингха. Он был не только лучшим военачальником при могольском императоре Акбаре, но и блестящим политиком и правителем. Когда в 1592 году началось строительство крепости Амбер, одновременно строилась вся система укрепления на горах, в том числе и форт Джангарх, расположенный еще выше на вершине хребта. Единая оборонительная система была настолько эффективна, что ни разу не была взята противником. Обычно все решения принимались путем политическим переговоров.
Красиво, прохладно и впечатляет.
Более ста лет этот дворец был центром управления Джундхарским княжеством. Несмотря на грозный вид крепости, внутренние покои Амберской цитадели поражают утонченностью пышной отделки. В этом чудном дворце правителей прекрасные росписи: нежные цветы и орнаменты, мягкие краски, словно источающие ароматы сандала и роз. Словно слышишь, как шелестят легкие ткани, яркие, словно оперенье райских птиц. И прекрасные женщины сераля, как драгоценные камни в короне их владыки, легкой стайкой выпархивают из ворот дворца.
Я подумала сейчас, наверное, не так уж плохо жилось в сералях женщинам. Конечно, вопрос относительный, все всегда зависит от характера конкретного владыки и т.д. Но ведь и в любой семье так же обстоят дела. Огромный гарем Акбара состоял не только из жен, но и из 500 наложниц. И это был отличный шанс дать возможность многим женщинам достойно жить. И не голодать. Если знать, каким достойным человеком был император Акбар, какие космические идеи проводил в Жизнь, будучи правителем, очень толерантным к чужим верованиям и взглядам, то совсем по-другому воспринимаются нашим строптивым и свободолюбивым норовом и большие гаремы, и многочисленные дети, имеющие возможности расти и учиться в отличных условиях. Ну, если останутся живы в междоусобицах за трон..Как сказал Цицерон в своей речи против Катилины: «О, времена, о нравы!» Были. Да и остаются, что уж греха таить.
Можно себе представить, насколько яркими были росписи стен, инкрустации из полудрагоценных камней и перламутра в те времена!
Зал тысячи свечей. Зеркальный зал. Красота неописуемая. Даже не полностью отреставрированный, он потрясает. Во всех мозаиках фрагменты зеркал, все блестит и переливается. Понятно, что одной свечой можно весь зал осветить. Сердце мое все время тихо приговаривало: «Боже, как красиво!»
Такой чудесный вид из окна купальни. В приятном месте омывались одалиски. Ванна мраморная не очень большая, но глубокая, со ступеньками. К ней ведут два прохода из разных помещений. Удобно.
Нет слов!
Постепенно реставрируют покои. И сразу видно, как нарядно выглядели узоры в те далекие времена. Справятся! Восстановят. Уже стараются.
Цветы мраморные-столько изысканности. На контрасте с массивными стенами, бойницами и башнями выглядят особенно тонко. Однако какие прекрасные мастера-рукодельники!
Во внутренних покоях притаился этот фонтан. Ощущение в этой комнате такое, словно в последние века народ сюда не заходил, очень интимно и потаенно. Еще с тех времен атмосфера.
Живописный вид на деревню Амер. Внизу дороги для слонов, которые привозят в Амбер туристов. Джайпур – одно из немногих мест в Индии, где слонов можно увидеть на улицах. Есть даже специальная слоновья ферма, где этих мощных красавцев обучают и холят. Удовольствие не из дешевых. И слона вырастить. И покататься стоит немалых денег.
Как в басне Крылова: по улице слона водили. Мы решили не тратить время на ожидание в очереди на слоновьем вокзале. Очередь большая, слоны – животные медлительные. К тому же слонов оберегают и в жару не эксплуатируют. Мы же бодрой рысью обежали весь Амбер и поехали наверх в Джайгарх форт по самой жаре. А она стояла немалая, далеко за сорок, марево от раскаленных камней вызывало ощущение финской сауны в запредельном режиме. И хотя мы привыкли к знойному лету, равнинная Индия все же прожарила нас изрядно. После равнин мы улетели в горный Сикким, где влажно и ночью прохладно. И жутко мерзли в отелях, грея себя мыслью, что мы еще вернемся в жаркий Дели, перед тем, как в очередной раз отправимся в новые места. Так что, все познается в сравнении. И умение приспосабливаться, также, как и терпение – это показатель зрелого опытного Духа, прожившего много трудных жизней. Молодые Духи нетерпеливы, поскольку еще не успели накопить эти замечательные качества. Так говорит восточная мудрость. Которой, между прочим, десятки тысяч лет. А это что-то да значит.
Гаремная часть крепости. Это бы все да привести в порядок! Хотя… На всем вуаль печали и веков. И, слава Богу, что все проходит. Иначе не будет ОБНОВЛЕНИЯ, а, значит, новых энергий. И новых возможностей.
Строительство Амбер форта завершил внук основателя Ман Сингха, махараджа Джай Сингх I. Он имел 8 или 9 жен, построил для каждой во дворце изолированную квартиру (мудрый был мужик) со всеми удобствами, летними и зимними резиденциями, благо места хватало. Эти апартаменты имели туалеты и прекрасные мраморные ванны. Соединялись двумя коридорами, один был для общего пользования, другой для раджи. Удобно и меньше разговоров. Система кондиционирования устроена прекрасно, талантливый архитектор был у властителя. Цветы, вода, павлины, фонтаны, яркие ткани, ковры и сады – не только укрепленные башни, но прекрасные условия для роскошной жизни. Этот форт считается одним из самых значительных в Индии.
Красивые люди. И любящие – сразу видно. Нам всем так понравились эта чудесная пара, что их фотографировали все без
Насколько органично вписалась эта женщина, даже с веником, в дворцовую красоту.
Умаялись, сердешные! Шутка ли – прошло всего полдня, а мы столько уже повидали. Без обеда на жаре – да с удовольствием! Поражалась нашим девчатам: я в легком арабском платье тихо таяла, а они в джинсах прекрасно себя осознавали. Вот что значит молодежь! А, если серьезно, то так не хотелось уходить из этого волшебного места.
Понимали, что возможно больше никогда не увидим этот поразительный дворец.
Женщины Джайпура. Эко подбоченились – умеют за себя постоять.
В каком-то документе прочитала, что когда-то под Амбер фортом текла подземная река, от этого и пруд, в котором полно рыбы. Мы их сами кормили – кишмя кишит. Поэтому и водоемы были огромные. Ведь дожди летом, а большую часть года стоит засуха. Дождем такие резервуары не наполнишь. Вода – это ценность. Ею дорожат. Когда мы жили высоко в горах, в Лехе, столице Ладакха, нас вежливо просили воду экономить. А в Сиккиме, хотя там везде текут родники, надо было видеть, как высоко с гор тянутся тонкие металлические трубки, иногда резиновые, чаще алюминиевые, собираясь в толстые связки, провисая над пропастями, образуя пучки, тянущиеся на много километров. Это и есть городской водопровод, где каждый хозяин таким образом проводит воду в свой дом отдельной трубкой. На равнине вода – это жизнь. И роскошь.
Эти прелестные бурундучки резвились на зеленой лужайке к всеобщему удовольствию. Их много в парках Индии, и мы всегда останавливались, чтобы понаблюдать за их резвостью и любопытством.
Нам рассказывали, что это очень красивый храм, но времени осматривать его уже не было.
Мы дошли до самого верха. Мы – это три Лены: Лена Колосова – химик, кандидат наук; Лена Цыганкова – юрист международного класса, прекрасно владеющая английским языком; Лена Пищаева – врач с целым букетом специализаций. И я – бывший инженер, философ, эзотерик.
С детства обожаю крепости. Закоулки в них, переходы. Ну, мы, естественно не все осмотрели, не всюду проникли. На много километров тянутся неприступные стены. Но в Амбере мы постарались сунуть свои носы в самые потаенные уголки. Ощущения очень интересные, словно кто-то рассказывал о жизни прежних обитателей неспешно и обстоятельно. Замечательная сопричастность. А уж какие скрытые лестницы, вертикально ведущие наверх. В одном месте поразились полам, которые напоминали стиральную доску времен молодости наших бабушек. Полы были каменные, отполированные тысячами подошв и веками прошедшей истории. Как делались эти округлые бороздки и для какой надобности придумать трудно. Но факт остается фактом. Старинные деревянные двери, несущие таинственность, словно скрывающие тайны прошлого. Заметила: даже, если интерьеры обновляются, двери, как правило, остаются нетронутыми. И от этого впечатление только усиливается любопытством – что же они там такое хранят? Как жаль, что нельзя показать все эту интересность. Многое я постаралась показать в своих альбомах в одноклассниках. Чтобы заинтересовать и приобщить.
Форт Джайгарх. Единая система обороны. Неприступный форт. На главной башне-национальный флаг. Все серьезно.
Крепость была построена очень грамотно с целью дать лучникам огромные преимущества перед осаждающими. Говорят, что раджа Магх Сингх зарыл здесь несметные сокровища. Ну, и правильно говорят, потому как такие сведения более других украшают цитадель. И привлекают туристов. А это весомая статья дохода в Джайпуре. Хотя город индустриальный, много производств, в том числе самых современных, традиционные ремесла развиты по-прежнему. Однако заводов мы не видели, да это и замечательно. Иначе бы вся средневековость пропала.
Вид на Джайпур с самой вершины холма.
Посреди озера Маота находится Озерный дворец, Ман Сагар – охотничий домик раджей. Где они и уток стреляли, и от жары прятались всей семьей. Дворец восстановили снаружи, но внутри пусто, туристов туда не возят. Случайно Володя на дереве попугаев сфотографировал. Они, в основном, зеленые. И их очень трудно разглядеть в листве. А тут, как на ладони!
Самая большая пушка в Азии- Джай Бан. Отлита местными мастерами в 1720 году. Стреляла однажды. Но очень эффектна. Как выяснилось уже дома, снимать ее почему-то было нельзя. А мы и не знали. Очень удачно не прочитали табличку. Поэтому на пушку теперь могут посмотреть все желающие.
Раньше Джайгарх форт был центром производства артиллерии. Это производство и высота, на которой расположен форт (последняя линия обороны), требовали наличия больших запасов воды. Поэтому в форте имеются три подземных резервуара для воды. Самый большой мог хранить 270 миллионов !!! литров воды. Подземные резервуары мы не видели, а вот бывший пруд впечатлил.
Даже если под хребтом текла подземная река, каким же способом такие массы воды подняли наверх? Наверное, тем самым, известным с древних пор: «Терпение и труд – все перетрут». Судя по огромным храмам, покрыты кружевом каменной резьбы, несравненной красоты и величия, индийцы очень давно уже овладели и мастерством, и терпением. И, если в Европе такие шедевры считаются единицами, то в этой древней стране счет идет на сотни. Эх, как мало мы видели!!! Дай Бог, не последний раз. Едва отъехали от Амбер форта, как увидели черную дикую свинью, которая легкой трусцой следовала вдоль дороги, по которой ездили машины. Мы могли бы еще и усомниться, что свинья дикая, но водитель уверенно подтвердил нашу догадку. Видимо наличие большого числа вегетарианцев продлило свинье жизнь. Пока ехали по безлюдной дороге в военный форт, увидели бродящих среди жухлой зелени несколько павлинов. Очень эффектное зрелище. Оказалось, что на горе организована павлинья ферма для привлечения туристов. Смешные в Индии козы: поджарые и длинноногие, словно борзые. На мясо не пойдут, шерсти нет, оказалось, что молочные. В Индии больше половины населения– вегетарианцы. Буддисты, индуисты мяса не едят. Спиртное запрещено всеми религиями, продается в специальных магазинах которые еще нужно найти. Когда у нас со Светой случился день рождения в один день, мы были в Калимпонге. И долго искали бутылку шампанского по этому поводу. Народ у нас непьющий, найденного напитка хватило на 13 человек. Веселиться мы умеем и без допинга. Было отрадно, что пьяных на улицах нет. Один раз в метро в Дели увидели шатающегося парня, так вся очередь на перроне смотрела на него не с осуждением и с состраданием. А он и впрямь не вписывался в спокойно-деловитую атмосферу. Но это я отвлеклась.
В Джайпуре мы впервые увидели обезьян, да еще так близко. Они сидели целым семейством на площадке для автомобилей, не обращая на людей ни малейшего внимания. Наш народ дорвался до экзотики и нащелкал этих прелестных животин в разных ракурсах. Потом мы часто встречали лангуров в других городах, но всегда это было событие, потому что смотреть на обезьян можно часами, не уставая. Так же, как на воду или на огонь. Однажды мы ехали по горной дороге над пропастью, сверху свисали лианы, а по ним карабкались, на них раскачивались обезьянки. Это было так смешно и лихо, что хотелось остановиться и понаблюдать, порадоваться. Но автобус понесся дальше. И мы не успели их заснять. А в памяти так и остались эти шустрые гимнасты на канатах.
В Индии очень распространена взаимовыгодная система освобождения туристов от излишков денег. Гид привозит путешественников в магазин сувениров, тканей, экзотики, или, как было с нами – на текстильную фабрику (гиду это выгодно, потому что он имеет процент от продаж). Нам продемонстрировали вначале, как красят ткани растительными красками, вручную, конечно. Наряды были весьма сомнительной красоты и яркости. Продемонстрировали, как при помощи оттиска отпечатывают изображение на изделии. Мы заворчали, зачем нас усталых сюда завезли. Но когда мы зашли в торговый зал, где на стеллажах лежали сотни красивейших (и дорогущих) покрывал и прочего текстиля, мы были поражены. На этот эффект и рассчитывали. Показ во дворе был затравкой. Мы многое осмотрели, народ кое-что выбрал, теперь радуется.
От множества таких лавок разбегаются глаза. Товары есть на любой вкус и кошелек. Для нас было все ново, в диковинку. А уже побывавшие в Индии Амир и Лена Цыганкова тактично нас успокаивали, что этого добра…! Оказалось, что действительно немерено. Однако в каждом городе есть какие-то свои особенные изделия, которых в другом месте не найти. Они будут встречаться, но уже другие. В Агре, например, замечательный текстиль. А еще красивые украшения. И драгоценности. И не драгоценности. Но очень эффектные. А в Дели они будут стоить раза в два дороже. Так что не следует все откладывать на потом. В Сиккиме прекрасное литье. Мы там купили чудесные статуэтки Зеленой и Белой Тары, Будды, прекрасные произведения. А в Ладкхе, в Малом Тибете, литье тяжелое и более грубое. Хотя Маша купила там такую статуэтку Будды, что мы радовались, как дети, глядя как она прижимает ее к сердцу. Мои трекинговые ботинки в основном использовались, как контейнеры для хранения священных для меня изображений. Отлично пропутешествовали в целости и сохранности.
Смешной фургончик, украшенный цветами шафрана, служит для перевозки детей , например, в школу. Я помахала им рукой из машины и задорно крикнула: «Hi !» и в ответ последовал взрыв веселых эмоций.
К храму Лакшми Нараяна мы подъехали, когда уже стало смеркаться. Был один длинный день, до самых гланд, как говорят в Одессе, полный впечатлений. И после текстильной фабрики мы уже настроились на прозу жизни и с легким волнением обсуждали, где и как мы поужинаем (нам обещали отвезти в экзотический ресторан, где будут выступать артисты). Как вдруг жизнь опять всколыхнула наши восторги, мы увидели чудесный светло-серый храм на холме, ажурный красавец в честь богини Лакшми – богини изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. В индуизме Лакшми имеет много имен в разных воплощениях. Старшая супруга Вишну, как Сита она была женой Рамы, как Рукмини – женой Кришны. Храм называется Бирла Мандир, был построен супружеской четой на свои деньги. Памятники им из светлого мрамора стоят в беседках на краю большой мраморной площадки. Мы мысленно поклонились им за такой чудесный Дар. Храм подсвечивается, и словно лебедь парит в темном небе. Издалека видно его свечение.
На мраморных колоннах изображены Иисус Христос, святые христианские. Китайский мудрец Конфуций и многие другие святители из разных религий. В Индии чтут все Высшее. Нам еще до них очень далеко. Опять же, по вместимости оценивается мудрость накопленная. «Нет религии выше Истины», – сказала Елена Петровна Блаватская, великая женщина, большой Учитель. Если это понимать, то жизнь становится яснее и радостнее.
Эта крепость Моти Дунгри находится на холме, который является частным владением. Построена она в виде шотландского замка. Зрелище незабываемое, когда в темноте освещаются бастионы и башни средневековой крепости, а справа, совсем рядом, возносится к небу сияющий храм Лакшми Нараяна. В храме Ганеши, бога-слона, символа счастья, мы не успели побывать. Да уж и трудно было вместить все одним разом.
Когда видишь потрясающей красоты дворцы, совершенно незнакомой тебе архитектуры, или природные красоты, от которых восторженное сердце готово выпрыгнуть из груди, описывать эти пиршества для чувств практически бесполезно. Нужно смотреть фото, а еще лучше – фильмы. После Индии я месяца три не могла смотреть свои фотографии, коих сделала несколько тысяч. Плюс еще несколько тысяч снимков моих друзей (архив у нас получился общий, чтобы всем было интереснее. И переписывали всем желающим, а их тоже немало оказалось). И только переболев, переварив колоссальный объем впечатлений, понемногу стала составлять отчет о поездке. Получилось 25 альбомов, интереснейших, с комментариями. Да и заслуги моей тут нет, потому что такие фотографии сами за себя говорят. Так и получилось, что моя страничка в одноклассниках раздулась неимоверно. Мне кажется, что Индию можно сопоставить с Россией, где на огромных расстояниях вмещается столько культур, самых разных, неповторимых. Где, как в калейдоскопе при малейшем повороте событий, переплетается и изменяется вся картина в целом. Индия – неимоверной мощи страна. И тот, кто говорит, что нищета и грязь угнетают, а интересного мало. (мой сосед на Лексусе сильно удивился: «А что, там еще что-то можно смотреть?». И ведь искренне удивился!). Не слушайте их. Даже, если они там были, Индию они НЕ видели.
Первая часть здесь
Тагил рулит!