Валентина Ивановна Матвиенко озвучила недавно идею создания постоянной военно-морской группировки в Средиземном море. Мол, в Средиземноморье варится большая политика и хорошо бы там иметь своего повара. Это все очень и очень здорово, но в это море надо еще сначала попасть.
Проход через Босфор пока все еще контролируется Турцией, насколько я понимаю, а через Геркулесовы столбы мышь не проскочит без Великобритании. Но все преодолимо – во всяком случае, во времена СССР так и было. Тогда Черноморская группировка была так велика и основательна, что Турции ничего не оставалось, как только выпустить наши корабли в теплые воды, а вот мимо Гибралтара то и дело шастали многоцелевые атомные подводные лодки Северного флота. Да и дизельные лодки с Севера и Балтики были там нередкими гостями, но тогда у нас были базы – в Югославии, да и в Болгарию заходили безо всякого ограничения.
И Ливия готова была нас принять, не говоря уже о Сирии. Теперь же в Танжере мы имеем только ржавеющий пирс, а вокруг гражданскую войну, и весь выход военно-морского флота России в нынешнем его виде в Средиземноморье равносильно самоубийству флота – и так невеликий моторесурс кораблей будет измолочен на подходе.
США поступает по-другому: у них есть базы, скажем, в Италии и флот там только подскакивает в нужное время в нужное место за считанные часы.
Нам же придется все делать так и через то самое место, через которое и как делать это совершенно нецелесообразно.
Конечно, незаметно пройти мимо Гибралтара современные многоцелевые атомные подводные лодки способны – шумность их находится теперь в нужных пределах – да и дизельные тоже прорвутся, но как, хочется все же уточнить, насчет баз-то? Греция нам сочувствует ужасно – это все очень православно и традиционно, тем более, что она давно хромает в Евросоюзе на обе ноги, но она, все-таки, член НАТО. Кипр? Несмотря на всю нашу недавнюю любовь и все эти финты с банками и нашей помощью, немереной, Кипр остается членом Евросоюза. Сирии не до того, а север Африке теперь весь в огне правоверных войн. Про Болгарию и речи быть не может – она нам теперь не друг, а Югославии давно уже на карте нет. Так, где же базироваться-то, господа, собираемся, все уточнить хочется?
Или мотаться будем из Севастополя? Или из Мурманска будем шляться? Из из Балтийска? Или из Владивостока, удивляя даже годовалых младенцев?
Моторесурс-то добивать недобитый – все же, наверное, не самая лучшая идея.
То есть, как я понимаю (еще раз), прорываться в Средиземное море будут многоцелевые атомные подводные лодки Северного флота? Все так?
У нас больше-то ничего нет. Да и лодок таких тоже уже почти нет – модернизация имеющихся вопрос недешевый и пока висящий в воздухе.
И современные «Ясени» с приемом на вооружение ой как запаздывают.
Вот и получается ситуация, называемая в простонародье «раздвигающимися стульями», а мы на них сидеть собираемся.
И в Объединенной судостроительной корпорации у нас очередная смена директоров. То есть, за что ни возьмись – только чехарда.
Так что декларация – это, конечно, очень хорошо, это потрясающее воздействует на воображение.
И все же – хорошо бы сначала все сосчитать, а потом уже народ-то пугать.
А то они сами сосчитают и рассмеются.