Самара уже которую неделю занимает лидирующие места среди регионов России по отсутствию осадков и аномальной жаре. Столбик термометра каждый день фиксирует все новые и новые рекорды, давно разменяв четвертый десяток. Гидрометцентр не спешит с оптимистичными прогнозами, обещая жаркий сухой август. Засуха и неурожай – привычная для этого лета картина. Чтобы выяснить реальное положение дел с урожаем, мы отправились в село Алькино Похвистневского района, на фермерское хозяйство Исхаковых.
«Новая газета» уже писала о селе Алькино. 29 мая здесь состоялся первый Всероссийский сельский Сабантуй, на котором присутствовало руководство области и высокопоставленные гости из Татарстана. В этом году село отмечает 400-летие. В отличие от многих сел Самарской области, переживающих не самые лучшие времена, Алькино село зажиточное. «Сельчане не стремятся уехать в город, — рассказывает Рамиль Исхаков, проводящий студенческие каникулы на ферме у дяди, — работы здесь всем хватит». Если молодые алькинцы и уезжают учиться в город, то непременно возвращаются, ведь имеющееся здесь хозяйство позволяет содержать семью и жить вполне успешно. Почти у всех есть в семье машина, а то и не одна. Сельская школа третья в районе по числу учащихся, в селе четыре мечети, сельский клуб, имеющий даже секцию греко-римской борьбы. Одним словом, есть все условия для физического, интеллектуального и духовного развития. В прошлом году Алькино посетил министр сельского хозяйства и продовольствия республики Татарстан Марат Ахметов. Впечатлившись ухоженностью села, министр отметил в интервью «Агро-информу»: «Если бы я сказал сейчас, что у нас в республике совсем нет таких сел, это было бы неправдой. У нас их много. Однако такого масштабного опыта, чтобы все село тем или иным сельхозтрудом на собственных подворьях успешно занималось, у нас, должен признать, нет». Но в этом году ситуация изменилась, к сожалению, не в лучшую сторону. Жара нанесла значительный ущерб сельхозугодиям.
Въезжаем в Алькино. Вдоль протяженных сельских улиц тянутся ряды ухоженных, аккуратных домов, нет и намека на запустение или разруху. Подъезжаем к двухэтажному кирпичному дому, выделяющемуся на фоне соседних деревянных. Перед домом многолюдно, мужчины собрались после работы обсудить происходящее в селе и в мире. Пока мужчины обсуждают интересующие их темы, женщины хлопочут по дому, а во дворе слышен звонкий детский смех. Дом, к которому мы подъехали, принадлежит нашему гостеприимному хозяину, Камилю Бакеровичу Исхакову. Строили его всей семьей, тем более в ней есть профессиональные строители. А собственное дело Камиль начал практически с нуля, получив участок земли после раздела колхоза. Со временем площадь обрабатываемой семьей Исхаковых земли увеличивалась. На сегодняшний день посевы фермерского хозяйства Исхаковых занимают около 3,5 тысяч гектаров земли бывшего колхоза имени Тарзеева без учета лугов и сенокосов. Выращивается озимая пшеница, рожь, яровая пшеница, ячмень, подсолнечник, кормовые культуры и др.
Поговорить с Камилем удалось не сразу, лишь вечером, освободившись от забот, хозяин нашел полчаса времени для беседы. Мы расположились в просторной уютной гостиной перед широкоэкранным монитором «домашнего кинотеатра». Первым делом Камиль развернул региональную прессу: «Читай отсюда, — показывает хозяин, — они пишут, что в прошлом году дали по сто рублей за списанный гектар. Эти деньги до нас даже не дошли. Нам сказали: кому надо – тот получил».
По словам Исхакова, никто еще не знает, чем обернется эта засуха. Запасов у фермеров практически нет, нет и кормов. С посеянных двух центнеров убирается вместо минимальных 30 центнеров, всего 10. «Даже 10 нет, вчера убрали 3 центнера с посеянных двух. В прошлом году озимые более-менее вырастили. А в этом году рожь вообще ничего не дала, 7-8 центнеров, некоторые поля даже забросили. Пшеница 10-12 центнеров. В прошлом году у меня рожь под 30 была, а пшеница 25. Яровые более-менее были, а сейчас 3,5 центнера убираем», — жалуется фермер.
Плачевное состояние урожая видно даже невооруженным глазом. На следующее утро сын Камиля Салават «оседлал» красную «Ниву», и мы поехали по знойной дороге смотреть угодья Исхаковых. Еще по дороге из Самары мы заметили, что пшеница в этом году низкорослая, но вблизи это видно еще более отчетливо. Обычно высокие колосья пшеницы достают до колен. Камиля с нами не было, он уехал по делам, поэтому, увидев в поле его машину, мы сразу же направились к фермеру. На вопрос о состоянии подсолнечников фермер ничего не ответил, предложив съездить на поля и самим убедиться в их состоянии. Мы сели в «Ниву» и поехали по холмистой местности к подсолнечным полям. Но даже отечественный внедорожник не хотел ехать по раскаленной дороге. Нам пришлось несколько раз остановится и «напоить» машину, после чего она бодренько потрусила в нужном направлении. На потрескавшемся от засухи подсолнечном поле слышалось неприятное шуршание. Низкорослые полузасохшие подсолнухи качались на ветру, «скрежеща» сморщенными желтыми листьями. Эта картина и правда не нуждалась в комментариях Камиля.
Как выяснилось, система полива не спасает ситуацию. Основная часть мелиорационной системы была разорена после банкротства колхоза в 1990-х, а для ее восстановления нужен не один год, к тому же это стоит немалых денег. «Это ведь не дачный участок поливать. При коммунизме все это было, выделялись огромные деньги, а сейчас, чтобы восстановить, десятилетия нужны», — говорит Камиль.
Последствия неурожая уже сказываются на жителях области. Воспользовавшись ситуацией, продавцы подняли цены на крупы, муку и сахар. Выросла цена и на зерно. Еще в мае закупочная цена за килограмм пшеницы составляла 2,7–3 рубля. На сегодняшний день за килограмм предлагают уже 6 рублей, т.е. подорожание составило почти 110% за два месяца. Несмотря на уверения экспертов, что цена на хлеб не повысится, стоимость его уже возросла в среднем на 2 рубля за буханку, т.е. приблизительно на 5 рублей за килограмм хлеба. Однако подорожание хлеба не единственное последствие засухи. Фермеры опасаются сеять в этом году озимые. Если до 20-х чисел сентября не будет хотя бы недельных дождей, то не будет и посева. О какой-либо прибыли в этом году никто даже и не задумывается, одни убытки. Хозяйства, которые не занимаются животноводством, еще имеют возможность выставить собранный урожай на продажу, но в хозяйстве Исхаковых все собранное пойдет на корма скоту. Тем не менее Камиль Бакерович уверен, что из-за нехватки кормов в хозяйствах перережут 30% скота. Раньше в таких случаях выручал Татарстан, необходимый для скотины корм закупался там. Но сейчас и в Татарстане достаточно тяжелая ситуация, а это значит, что, скорее всего, там будет запрещен вывоз, тем более, что поголовье скота в Татарстане в два раза больше, больше и потребность в кормах.
Приезжавший недавно из Самары куратор заявил фермерам, что списано 3 миллиона гектаров и на это уже выделено 3 миллиарда рублей, т.е. по 100 рублей за гектар. В то же время на внеочередном заседании Самарской губернской думы были названы совсем иные цифры – 450 рублей за списанный гектар.
«Я уже никому не верю, — говорит Камиль Бакетович, — никто никому не обязан, конечно, но если уж деньги выделили, то пусть они до нас доходят». Два года назад в аналогичной ситуации Камиль дошел до «горячей линии» губернатора. Узнав о субсидировании, фермер позвонил по номеру «горячей линии» и объяснил ситуацию оператору. Ровно через неделю позвонил еще раз. Еще одна неделя, и опять звонок в Самару. После третьего раза ему позвонили из района и сообщили, что в Алькино приезжает съемочная группа с самарского телевидения, чтобы снимать сюжет о сложившейся ситуации. Буквально сразу же после этого последовал звонок из Самары с заверениями, что в течение недели сумма будет перечислена на счет предпринимателя, а встречу с журналистами предлагалось отменить. Телевидение все же приехало, и фермер рассказал о происходящем. Надо сказать, что в течение недели на расчетный счет предпринимателя поступила обещанная сумма. В тот год в Похвистневском районе субсидии получили только два хозяйства, Исхакова и «Северный ключ». И сейчас Камиль ожидает перечисления субсидий по процентным ставкам и краткосрочным кредитам. Пока обещают перечислить лишь половину суммы. Вторую часть суммы, судя по всему, фермеру придется занимать под проценты, чтобы погасить кредит. Камиль утверждает, что выплата второй части субсидий однозначно затянется, как затягивается выплата любой помощи, если она вообще доходит до района.
Прощаясь с семьей Исхаковых, вместо привычных пожеланий удачи мы пожелали им дождей и скорейшего получения финансовой помощи от государства. На наш взгляд, это сейчас самое актуальное для жителей села. Двигаясь по направлению к Самаре, мы наблюдали многочисленные следы от сгоревшей вдоль дороги травы. Березы, выстроившиеся в ряд вдоль магистрали, вяло помахивали нам высохшими пожелтевшими листьями, а температура на табло упрямо не хотела опускаться ниже отметки 39-40. В дороге еще раз вспомнились слова Камиля: «Никто еще не знает, чем обернется эта засуха». И правда, чем она обернется, если не выпадут осадки и фермеры не получат своевременную помощь?
Выделенные по решению правительства 300 миллионов рублей на субсидирование местных сельхозпроизводителей, пострадавших от засухи, будут распределены между хозяйствами в среднем из расчета 450 рублей на один списанный гектар посевов. Как отмечает Геннадий Демченко, министр сельского хозяйства и продовольствия Самарской области — это достаточно серьезная поддержка для аграриев, так как в прошлом году хозяйства просили субсидии из расчета 100 рублей на гектар. Впрочем, в этом году потери от засухи оказались более серьезными.
«Волжская коммуна» 27.07.2010
Крупы, мука и сахар резко растут в цене. Засуха в губернии спровоцировала небывалый спрос на товары первой необходимости, что, в свою очередь, вызвало значительный рост цен на них.
Власти всех уровней активно призывают население не паниковать, заявляя о том, что ситуация на потребительском рынке на сегодняшний день остается стабильной. Рост цен, по их мнению, вызван недобросовестными предпринимателями, и в ближайшее время эта проблема будет решена.
Министр сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Геннадий Демченко видит в сложившейся ситуации лишь «спекуляцию на погодных условиях». Он не находит объективных причин для роста цен, объясняя, что область не испытывает дефицита в зерне. «Ситуация с засухой сложная, но делать из этого трагедию не нужно. Мы обеспечили область продовольственным зерном в объеме, необходимом для того, чтобы накормить население хлебом и хлебобулочными изделиями», — рассказал министр.
«Самарские известия» 30.07.2010