Когда я узнал, что мои тольяттинские знакомые собираются организовать фестиваль современного искусства в бывшей прачечной, то первое что пришло в голову – предложить им назвать мероприятие «Министерство культуры». Но оказалось, что тот самый грустный анекдот вспомнил каждый второй наш общий знакомый и не преминул поделиться остротой. Вслух. Поэтому к моему моменту она была уже не свежая. Несвежая, как и впрочем, и ситуация, если ты сам не займешься организацией, и не походишь по кабинетам местных департаментов, то чиновник этого за тебя не сделает тоже. Да и не его это барское дело. Лишь бы не мешал. В этот раз повезло. Не помешали. Все-таки здесь еще не Пермь, где экспозиции запрещает местный министр культуры Игорь Гладнев, как «непатриотичные».
«На прошлом фестивале у нас было больше тысячи зрителей. На этот думаю, должно быть не менее трёх тысяч зрителей. Пять меня устроит больше», заявила мне в январе Алена Бударина
«Ну-ну», — подумал я. Не зло так подумал, но с сомнением. И с пожеланием, чтобы так все и сбылось.
Алену я знаю несколько лет. И считаю лучшей тольяттинской поэтессой. Помимо этого был на фестивале «Пятый угол», который Алена и ее муж Дмитрий Чевозеров проводят уже девять лет, по два раза в год. Небольшая компания энтузиастов – поэтов и музыкантов(человек тридцать и групп с полтора десятка) в саду около тольяттинского театра кукол «Пилигрим» устраивают однодневную «территорию свободы». Выступают с небольшой сцены, играют совершенно разную музыку: от этно до панка, и от джаза до рок-н-ролла. Литераторы тоже разностилевый народ, читают от щепетильных сонетов до макабрических верлибров. Целый день, с утра и до вечера. И все удовольствие за сто или двести рублей – плата за вход. И никто не пьет алкоголь перед сценой. И очень уютно, что вокруг не дикая толпа пивного фестиваля на площади Куйбышева, а вполне себе интересная и душевно открытая публика. В общем чудесно.
Но превратить такое в трехдневный фестиваль, да еще оккупировав заброшенную двухэтажную прачечную в тысячу квадратных метров? Такое звучало авантюрно, как и название мероприятия – Поволжский региональный фестиваль актуального искусства «SQUAT: дефрагментация». По-английски squat — нелегально занятое помещение. Термин получил известность в 70-е в Италии, а затем и в других странах Европы, когда молодежь образовала массовое движение «Захваченных самоуправляемых общественных центров». Заброшенные промышленные здания в депрессивных районах городов занимали целые коммуны, сходящего на нет, поколения хиппи и творческая интеллигенция. Последние размещали там художественные мастерские и концертные площадки, открывали небольшие галерей и театры. Затем кафе и магазинчики. А после десятилетия-другого, как только депрессивный район оживал за счет публики, посещавшей выставки и концерты, всегда приходят банки и крупные сетевые магазины… Тут свободному искусству и наступал конец, так как начинала расти арендная стоимость.
На первый день фестиваля я, увы, не успел. Все-таки пятница, работа, и уехать трудно из Самары. В обед, субботнего дня, во дворе, загрязно-молочной, блочной многоэтажкой предприятия «Автозаводстрой» на улицеНовопромышленная 24, наконец, увидел прачечную. Ничем не примечательная развалюха, где с первого взгляда на окна ясно, что не проводили ремонт ни снаружи, ни внутри лет уже двадцать. Тольяттинская мэрия дала попользоваться на время — три дня фестиваля и две недели выставки. Перед раскрытыми настежь воротами, выстроившись в шахматном порядке, полдюжины юных девиц в одежде для танцевальных репетиций извлекали из себя грозные гортанные звуки – репетировали горловое пение. Первый же зал, то бишь, бывший «цех приемки» сразу обращал внимание семиметровой высотой и множеством дверей в более мелкие комнаты и коридоры. Между ними на фоне фактурно облезлой штукатурки висели яркие картины и черно-белые фотографии. Свои серии и инсталляции представили более тридцати художников и фотохудожников. Среди них, известные в Самаре Михаил Лёзин, Фрол Веселый, Дина Богусонова, Александр Зайцев, Лена Крашкова, Мария Кузьмина. Работы в самых разных жанрах: от абстракции до комиксов, от наивного искусства до соц-арта. Работы расположены так, что заброшенное помещение преображалось и переосмысливалось. Что в другое время показалось бы следами запустения приобретало благородный дух архаики, пусть и тридцати-сорокалетней выдержки, но все-таки с благородной патиной. Даже деревянная декоративная решетка, прикрывающая батарею отопления. А в качестве арт-объекта в полу, где не хватало бетонных плит, будто самозародился газон. Чье авторство не понятно – аннотационные таблички теряются. Зато приятно рассматривать как он сытно-зелеными квадратными пятнами словно извилисто струится от стены к стене. А на другой стене, сбоку топорщится своими углами двухметровый картонный объект «Флаг» авторства Екатерины Железняк. Бумага жесткими углами выпирает на зрителя, апоплексически распухнув от сознания собственнойкраснознаменности.
На втором этаже прачечной, в «цехе сортировки белья», а точнее в маленьких комнатах друг за другом по коридору, каждое помещение радует то отдельной инсталляцией, то видео-артом. Например, в импровизированном выставочном пространстве, где самарский художник Александр Филимонов декорировал простынями и методично устлал хвоей, можно увидеть «дефрагментированные елочки». А затем понять как «лес сначала спит, а потом хочет тебя съесть». Спускаешься снова на первый и обнаруживаешь еще «гладильный цех», где тоже ждут картины и инсталляции.
В главном зале «стирального цеха» на небольшой семиметровой в ширину сцене тем временем одна за другой играют музыканты. Я застал выступления «So.Takami», «SpaceBeatlos»и «Эмпатию». В промежутках между группами самарские поэты Семен Безгинов и Катя Сим читают свои неистовые стихи. Срывают аплодисменты, как и музыканты. Все выступления на той степени высоты, когда чувствуется раскрепощенность атмосферы квартирного концерта и желание артистов «выложиться по полной». Жалею, что не застал выступления в первый день фестиваля самарских ветеранов сцены «Контора Кука», и молодых, разухабистых «TomatoCatchup!». Всего за три дня на SQUAT выступило 16 музыкальных коллективов со всей России. От рок-н-ролла до этники. В финале играли экзотический проект SAGE из Екатеринбурга.
Днем в зале перед сценой постоянно сидит человек пятьдесят, к вечеру все двести. Когда второй день фестиваля завершал перформанспрофессиональной Полины Зыряновой из Нижнего Новгорода, специализирующейся на современном японском танце – буто. Завораживающий судорожный сольный танец балансирующий между эстетикой киберпанка и шаманским трипом.
Из концертного зала выход еще в один двор, там кафе под тентом, где артисты и публика угощаются кофе и выпечкой, раскладывает настольные игры. За углом на участке, декорированном под постапокалиптический уголок, с перевернутой и раскрашенной легковушкой и промышленными стиральными агрегатами снуют не то ролевики, не то страйкболисты: пара парней в британской десантной форме, но с макетами футутристического оружия в руках, человек в ковбойском одеянии, девушка вся словно зашитая в черную кожаную одежду.
Пока я осматривал окрестности на выставку приходил мэр Тольятти Сергей Андреев, организаторы устроили ему экскурсию. Вроде понравилось, вроде обещал помощь, вроде говорит искренне. Речь даже зашла о том, чтобы после трехдневного фестиваля найти способ это помещение использовать для художественных мастерских и галерей. Вспомнил пример центра современного искусства «Винзавод» в Москве. У слушавших его организаторов и местных художников при этом заблестели глаза.
Кроме музыки и живописи, на фестивале представили и медийные искусства. Московский драматург Юрий Клавдиев, один из авторов сценария к фильму «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики, один из основоположников направления «новая драма» провел свой мастер-класс на тему написания и продажи сценариев. Рамками темы он не ограничился, отвечал на вопросы зрителей о состоянии современного российского кино и драматургии. Самарский молодежный театр «Ligth» привез свой импровизационный спектакль «RE-толерантность».
Третий день «SQUATа» начался с презентации продукции «Фабрики красок». И все желающие могли рисовать этой продукцией бесплатно. После этого на круглом столе «Творческий кластер в Тольятти» организаторы фестиваля с уже порядком уставшими лицами, но бойким запалом обсуждали с местной музейной интеллигенцией, журналистами и другими участниками перспективы вчерашних обещаний мэра на тему галерей и мастерских. Прикидывали, как можно бывшую прачечную преобразовать в арт-центр, и какими силами такое осуществить. Явно старались сдерживать размах планов, который все-таки прорывался. В финале дискуссии сошлись, проект реально реализовать, но требуется помощь со стороны города и нужно искать инвесторов. Затем начались выступления музыкантов: тольяттинцы — Юрий Колас и Анна Гурьянова, «AppleJuic»e, «Дом солнца», группа «TheRoom» из Сызрани, и самарцы-перфоманс-концерт от Павла Куприянова и группа «Mingle». А «Jazzthriller» просто взорвалитанцпол выступив вместе с файер-шоу.
Наконец последний зритель покинул прачечную, а оставшиеся музыканты из разных групп устроили джейм-сейшн. После до утра в кулуарах обсуждали с художниками, станет ли прачечная тольяттинским аналогом «Винзавода».
«Сумма, на которую был проведён фестиваль, и вправду невелика. Действительно уложились в 150 тысяч рублей,из которых часть – личная помощь мэра, часть – грант Фонда Тольятти, часть – личные вложения. Но нужно понимать, что это далеко не вся помощь. ОД «Декабрь» обеспечил бесплатную печать афиш и иной продукции, «Фабрика красок» обеспечила материалами для окраски стен. И так далее. Помощь оказывали множество организаций и людей.. По поводу людей – не скажу. Не потому что скрыть хочется, а потому что так и не посчитали ещё до конца. Могу сказать точно – мы довольны. Людей пришло меньше, чем мы ждали, но в целом фестиваль прошёл даже лучше, чем нам хотелось», — подвела итог фестиваля соорганизатор Алена Бударина.