Неформат.

Про «Сталинград» Федора Бондарчука было известно, что он выдвинут на «Оскар»; является первой российской картиной формата IMAX 3D и переполнен изобразительными эффектами. В кинотеатрах страны фильм стартует 10 октября, а самый первый, предпремьерный показ состоялся 28 сентября на месте событий, чтобы соответствовать исторической справедливости и протоколу — фильмы-кандидаты на премию должны выйти в прокат до 1 октября.

…Про Волгоград известно, что он расположен на Волге, почти на тысячу километров южнее Самары, что там Мамаев курган, Родина-мать, дом Павлова и постоянный ветер. Родину-мать в Волгограде видно практически отовсюду. Ее видно с поезда, который еще и не думал въезжать в город, а петляет на подступах. Смотришь в окно: желтая степь, синее небо, и вдруг огромная, всем известная, серого камня, невероятная на самом деле — Родина-мать зовет. И этот ветер! Один из районов Волгограда называется «Семь ветров», но ветров больше.

Что рассказать о «Сталинграде», чтобы не раскрывать тайн сюжета, не отделываться общими словами о стереоэффектах и компьютерной графике, которые, разумеется, на уровне поставленных задач? Съемки проходили под Петербургом, в поселке Саперный. На бывшем военном полигоне выстроили масштабные декорации, съемочный период составил 79 дней, и с оператором Михаилом Осадчим на площадке работали американские стереографы, которые снимали «Хоббита» и «Человека-паука». …Ноябрь 1942 года, левобережье Сталинграда оккупировано немцами. В одном полуразрушенном доме пятеро русских солдат встречаются с девушкой Катей, отказавшейся покидать свою квартиру. Катя — скромная и темноволосая. В другом полуразрушенном доме немецкий офицер навещает девушку Машу, красавицу-блондинку.

Пожалуй, еще можно добавить, что начало фильма встревожит зрителя: вместо сирен воздушной тревоги и «мессершмиттов» на бреющем полете — показывают недавнее землетрясение в Японии. Но пусть зритель не переживает: так задумано.

«Премьерный показ в Москве назначен на 2 октября, — говорит Федор Бондарчук, стоя в зале номер один волгоградского развлекательного центра «Синема-Парк», — но мы решили сначала показать этот фильм в Волгограде. Потому что именно здесь горела Волга; здесь происходило самое кровопролитное сражение за всю историю человечества; здесь десятками тысяч гибли люди, которые даже и не подозревали, что участвуют… в этом самом кровопролитном сражении за всю историю человечества».

За час до приезда Федора Бондарчука и Александра Роднянского в «Синема-Парк» собирались специальные гости. Кроме обычного для подобного рода мероприятий местного бомонда, журналистов и государственных чиновников приглашены ветераны Великой Отечественной войны. Ветераны осторожно занимают места на оранжевых диванах. Недоверчиво разглядывают пирожные и треугольные кусочки торта на фуршетных столах. Разговаривают о хороших, понятных, успокаивающих вещах: помидоры, дачи, урожай. Ни слова о грядущем кинопоказе. Ни слова о здоровье, определенно не блестящем. Ни слова о том, что весь Центральный район Волгограда, например, сегодня сидит без всякой воды.

Фоном встречи — музыка из фильма. Ветеранов фотографируют журналисты, берут интервью телекомпании, но быстро оставляют в покое и рассредотачиваются для встречи Федора Бондарчука. Переговариваются: «Обожаю его». — «Особенно лысую голову». — «Его просто портят волосы»… Для Волгограда приезд столичных гостей — большое событие; охрана культурно-развлекательного центра настороже: ботинки начищены, рации настроены, бдительно проверяют приглашения и выдворяют лишних. В смежном зале громыхают аттракционы для детей, подают роллы и пиццу. Густо пахнет попкорном, многие запасаются картонными ведерками для просмотра «Сталинграда», что выглядит отчасти странно, отчасти цинично. Или не выглядит, потому что попкорн в кинозале — это в духе времени.

«Нашей основной целью, — рассказывает Александр Роднянский, — было создание кинофильма, который смог бы претендовать на то, чтобы стать частью жизни современного молодого человека, как стала частью нашей жизни классика советского кино о войне. Кинотеатры сейчас посещают в основном молодые. 3Д-технологии позволяют добиться у зрителя необыкновенного, реального ощущения присутствия. Мы хотели заставить молодого человека, сидящего в кресле, пережить события 70-летней давности».

Парадные пиджаки на худых плечах ветеранов завешаны орденами и медалями. Наконец выясняется, что можно есть пирожные и пить сок. То, что не успели выпить и съесть журналисты.

«Меня зовут Перфильева Клавдия Михайловна, — представляется старуха в синем платке, плотно охватывающем голову. Свое имя она произносит с ударением на предпоследний слог. — Я потомок астраханских казаков в восемнадцатом поколении, мои предки были основателями Царицына, и тема Сталинграда для меня очень близка и болезненна. Во время Сталинградской битвы я была задействована на трудовом фронте. Я намерена встретиться с Федором Бондарчуком и поделиться с ним мнением о кинокартине. Когда он представлял свой проект в феврале, мне не понравился его тон. Полгорода обегала, чтобы достать приглашение на этот просмотр».

В надежде записать интересный сюжет Клавдию Михайловну окружают съемочные группы. С жаром задают наводящие вопросы по поводу кинопремьеры. «А почему вы ждали выхода этого фильма?» — спрашивают. «Не перебивайте меня, — строго отвечает Клавдия Михайловна. — Я работала в Заволжье. Я одевала Красную Армию. Нормой было сшить пять фуфаек за смену. Это была тяжелая, ручная работа. Кроме того, я кормила Красную Армию — собирала урожай. Капуста, картошка, кукуруза, помидоры…»

Съемочные группы осторожно покидают Клавдию Михайловну. Вежливые улыбки на молодых лицах. Нет, разумеется, все рады послушать воспоминания о той войне. Но пора смотреть фильм.

Демонстрация «Сталинграда» начинается одновременно в трех залах. Ветераны получают очки для просмотра и с удивлением рассматривают их. Пристраивают поверх обыкновенных очков с сильными линзами.

«Я очень, очень волнуюсь, — признается красавица-блондинка Янина Студилина, исполнительница роли Маши. — Особенно сейчас, когда вижу ветеранов с их орденами, медалями и ожиданием на лицах. Я очень, очень хочу, чтобы наш фильм вам понравился! Мы много работали для этого».

«И я скрещиваю пальцы, — говорит Федор Бондарчук, — на удачу». Гаснет свет. Когда его включат через два часа, Клавдия Михайловна, астраханская казачка, так и не развязавшая синего платка за все время просмотра, задаст вопрос работнице кинотеатра: «А где я могу поговорить с Бондарчуком?» Зрители выходят из зала, швыряют 3Д-очки в ящик для 3Д-очков, они честно смотрели, местами переживали, местами воображали себя то ранеными солдатами в осажденном городе, то нацистами, заброшенными не в ту русскую степь, они хлопали в финале, а сейчас уже идут титры, и всех ждут дела. «Мне очень жаль, — ответит работница кинотеатра, — но нигде».

С 10 октября во всех кинотеатрах страны. Новый IMAX 3D формат, великолепный звук. Этот фильм не перевернет вашего представления о Великой Отечественной войне, не покажет разрушения личности, превращения человека в зверя, не раскроет нового в человеческой природе, но если вы возьмете с собой детей, то целый день потом будете себя ощущать бойскаутом, совершившим хороший поступок.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.