Центр политических и экономических реформ опубликовал доклад о политическом насилии в современной России. На смену «нашистам» пришли НОДовцы, которые нападают на рядовых оппозиционеров за нелюбовь к полуострову Крым и поддержку Украины.
Основные тренды
Всего за период 2012-2016 гг. экспертами «центра» была собрана база из 238 случаев проявления агрессии и нападений по политическим мотивам.
Рост числа нападений на оппозиционеров произошел в 2014 году. Можно связать это с общим обострением внутриполитической ситуации в связи с событиями на Украине, большим количеством протестных мероприятий по этому поводу.
Значительное число нападений в различных формах (55 случаев) было зафиксировано с начала 2016 года – это может быть отчасти объяснено предстоящими выборами в Госдуму. Для сравнения: в целом за 2012 год зафиксировано 35 случаев, за 2013 год – 38 случаев, за 2014 год – 60 случаев, за 2015 год – 50 случаев.
Можно отметить и «тематические» волны роста агрессии, связанные с общественно-политической повесткой: так, в 2012 году часть нападений была связана с историей Pussy Riot; в 2013 году – в адрес тех, кто выражал поддержку ЛГБТ-сообществу в связи с принятием закона о пропаганде гомосексуализма (соответственно, в связи с обоими поводами было заметно активное участие в нападениях православных активистов); с 2014 года одной из основных стала тема войны на Украине (активизировались организации, основной повесткой которых стала поддержка Новороссии, антиукраинская и антизападная риторика).
Вспышки агрессии имели место в связи с конкретными политическими акциями: в частности, в начале марта 2014 года, в преддверии и во время проведения «маршей мира» весной и осенью 2014 года, в преддверии планировавшейся оппозиционной акции «Весна» в феврале 2015 года и, соответственно, на акциях памяти Бориса Немцова в 2015 и 2016 годах, в годовщины 6 мая.
Причины нападения
Основной причиной нападений – в почти половине случаев – являются идеологические разногласия, оппозиционные или, по крайней мере, не совпадающие с идеологическим мейнстримом взгляды (например, поддержка ЛГБТ, с 2014 года – несогласие с присоединением Крыма, антивоенные выступления).
Относительная доля случаев, напрямую связанных с выборами, снижается (так, в 2012-2013 гг. она составляла 32-35%, в 2014-2015 гг. – 25-30%, за первые месяцы 2016 года – менее 5%). Зато достаточно стабильна доля нападений, связанных с конкретными проблемами местной повестки.
Жертвы нападений
В целом в 2012-2015 годах была стабильна (в пределах 5-10%) доля случаев, когда нападению подвергались известные на федеральном уровне оппозиционеры, общественные активисты. Однако большинство нападений (более 70%) совершается не в отношении известных фигур, а в отношении «рядовых» оппозиционеров.
Нападающие
Примерно в 80% случаев нападавшими являются неустановленные лица или лица, не демонстрирующие четкой связи с конкретной организацией или движением. В то же время в последние годы последовательно растет доля нападений на оппозиционеров со стороны лиц, связанных с конкретными организациями или движениями, и, как правило, открыто действующих от их имени (с 2012 года эта доля выросла почти в 2 раза – до 22% в 2016 году).
Основными инициаторами нападений в этих случаях были представители «охранительных» организаций и движений, заявляющих о лояльности действующей власти и приверженности ультраконсервативным взглядам: Национально-освободительное движение (НОД), SERB, казачьи объединения, православные организации («Союз православных граждан», «Народный собор», «Сорок сороков»).
Методы и последствия
Более половины случаев связаны с прямым физическим насилием (примерно 65% в целом, без учета случаев, связанных с незначительным физическим воздействием). Также во многих случаях в результате нападений пострадавшие получают серьезные травмы. Еще примерно в 10-15% случаев нападения влекут за собой не физическое воздействие, а порчу имущества. Еще примерно 20% случаев связаны с угрозами, оскорблениями, относительно незначительным физическим воздействием.
География нападений на оппозицию
В целом за период примерно 35% всех зафиксированных нападений произошли в Москве или Санкт-Петербурге, остальные – в других регионах. Это соотношение связано и с большим количеством протестных мероприятий, и с известными оппозиционерами, проживающими именно в столичных городах, и с большей информационной прозрачностью и более широким освещением случаев нападения.
Реакция государства
В большинстве случаев, как уже было сказано выше, нападения осуществляются неизвестными лицами и не в публичных местах, поэтому чаще всего полиция не может предотвратить нападение по объективным причинам.
Однако же и в тех случаях, когда нападение происходит в общественных местах или непосредственно под наблюдением полиции (например, на протестных акциях, пикетах) полиция зачастую если не содействует нападающим, то закрывает глаза на действия очевидных провокаторов и дает разгореться конфликту, который может дойти до физического насилия.