Уже в конце апреля в Самаре появятся новые киоски. Или, говоря языком Вадима Кирпичникова, руководителя департамента потребительского рынка, нестационарные торговые объекты.
Разговор о киосках не нов. Деятельный человек с активной гражданской позицией мог, начиная с 6 февраля, дважды поприсутствовать на мероприятиях, посвященных обсуждению этого вопроса, и в рамках акции повстречаться даже с целым министром имущественных отношений — Юлией Степновой. Вдохновившись, прийти на пресс-конференцию в Независимое Информационное агентство Самара в третий раз. Чтобы уж наверняка.
Тут человеку с активной гражданской позицией сразу же выдают данные Фонда Социальных Исследований «об отношении жителей Самары к сокращению точек уличной торговли». Киосков, ларьков и павильонов. Миниатюрных отдельно стоящих магазинчиков, не втиснутых в двухкомнатную бывшую «хрущевку» на первом этаже, а выстроенных буквально на тротуарах. С крышей и крыльцом. Фонд опросил 500 человек. 62% горожан уверены, что число уличных ларьков должно быть сокращено, 17% — уверены в этом не твердо, 12% — вообще не уверены, а остальные затруднились ответить.
Вообще, согласно отчету Фонда Социальных Исследований, уличные ларьки не очень-то горожанам и нужны: лишь 15% из опрошенных последнюю покупку сделали в киоске (на рынке), более четверти отоварились в крупном гипермаркете (АШАН), и почти половина – в мелких сетевых супермаркетах – («Пчелка», «Магнит», «Пятерочка» и тд). Может быть, человек с активной гражданской позицией тоже свою последнюю пачку чаю приобрел в «Пчелке», но сам опрос кажется ему смешным. Как если бы ФСИ начал пытать людей на улицах, каким транспортом они пользовались сегодняшним утром; 0, 01% дали ответ «гужевым», и это дало бы Фонду возможность заподозрить местное население в нелюбви к лошадям.
Человек с активной гражданской позицией (все-таки надо здесь добавлять: или журналист) усаживается на стул и слушает основного докладчика. Это Татьяна Каракова, заведующая кафедрой дизайна Самарского архитектурно-строительного университета. Татьяна Каракова рассказывает, как появилась система городского зонирования в части распределения модульных павильонов нового типа.
Из доклада можно узнать, что профессионалы-архитекторы разделили город по видам застройки на четыре зоны: 1) зона исторической застройки (старый город, памятники архитектуры и исторические развалюхи), 2) зона послевоенной застройки (улица Победы, например), зона индустриальной застройки (хрущевки, так называемая 90-я серия, блочные дома всех типоразмеров, современные строения повышенной этажности). И для каждого типа застройки на основе типового модуля можно изготовить ларек в соответствующем стиле. Для центра – «модерн», для прочего – «авангард», а на улице Победы – «неоклассицизм».
Тут же на экране монитора мелькают иллюстрации, где некоторые торговые павильоны уже вписаны в пейзаж: близ Речного вокзала или на улице Красноармейской. Татьяна Каракова называет их ласково: «портальчики».
На улице Красноармейской, пересечение с Фрунзе, сейчас как раз стоят два бедных киоска, один из них «Роспечать», другой – просто, а еще рядом трамвайная остановка. Так вот, скоро тут будет стоять «портальчик», и трамвайная остановка будет вписана в него тоже – козырек, лавки. Все такое.
Руководитель департамента потребительского рынка Вадим Кирпичников говорит, что первые новые павильоны появятся в Самаре уже в конце апреле-начале мая, на набережной. Восемнадцать свежих единиц! А почему именно на набережной? А потому что набережная вся во власти муниципального предприятия «Самарская набережная», и с ним легко договориться. Договориться с индивидуальным предпринимателем, который законно торгует в оформленном надлежащим образом павильоне, значительно труднее. Ведь именно предпринимателю придется выкладывать триста-пятьсот тысяч за «портальчик» стиля «модерн» или «авангард». Количество предпринимателей, охваченных в предвкушении этого восторгом, можно с легкостью приравнять к числу поездок горожан сегодняшним утром на гужевом транспорте.
Всего планируется смонтировать 234 торговых павильона по городу. Татьяна Каракова с энтузиазмом называет модули «антивандальными». По ее словам, производитель буквально испинал образец со всех сторон, и ничего. Вот уж кто радуется, должно быть. Плохо ли, городской заказ.
Человек с активной гражданской позицией слушает про места торговли принципиально нового типа — круглосуточно функционирующие автоматы, выдающие за отличные наличные шоколадки, кофе, газированные напитки и газеты. А также чипсы, соленые орешки и изюм в миниатюрных пакетиках. Такие принципиально новые образования скоро появятся в городе, обещает Татьяна Каракова. Там всегда будет светло, и летом очень удобно – идешь себе, гуляешь, устал; третий час ночи, съел пачку печенья, запил колой, гуляешь дальше.
Станет ли в Самаре весело, вольготно от «портальчиков» с пенополиуретановым модерном, неизвестно. Если бы общество взбесилось и потребовало у власти референдум на тему «что мы хотим: новых ларьков, или чтобы с улиц вычистили собачье дерьмо», то дерьмо явно бы победило с отрывом. Однако самарское общество не то что бы лениво, но много работает в различных отраслях и ему некогда беситься и затевать личные референдумы. Поэтому будут киоски. Ждем.
Фото: Нина Дюкова