Музей, брат ночи

Как подсказывает нам «Википедия», международная акция «Ночь музеев» впервые прошла в Берлине в 1997 году, и целью её было раскрытие ресурса, возможностей и потенциала современных музеев и привлечение в музеи молодежи.

Идея оказалась плодотворной: сейчас в международном мероприятии, посвященном Всемирному дню музеев (18 мая) участвуют уже несколько тысяч европейских музеев. Российские не остаются в стороне. В Самаре в ночь с 17 на 18 мая тоже можно было посетить многие музеи, приготовившие специальные интересные программы. С целью привлечения молодежи, надо полагать.

Молодежь привлекалась. Начав экскурсию с Музея модерна, что в особняке Курлиной, в каждом учреждении я видел толпы людей, и как раз в основном молодых. Молодые люди сновали туда-сюда во дворе особняка, на знаменитых кованых воротах которого лучилась синими огоньками елочная гирлянда. Молодые люди ждали начала культурной программы, а в ожидании имели возможность принять участие в экскурсии по особняку. Некоторые принимали, остальные же просто предавались роскоши интеллектуального общения во дворике или даже перед воротами музея.

Отойдя чуть в сторону, мимо костела (вход в прихожую которого, кстати, был открыт, и многие заходили, чтобы сквозь стеклянные двери посмотреть на ровные ряды скамей и на главный неф храма) к Самарскому литературно-мемориальному музею (усадьба А.Н.Толстого), я отметил, что музеи преуспели в эту ночь не только в привлечении молодёжи, но и самых маленьких детей.

В нескольких музеях были организованы специальные детские программы. В той же усадьбе А.Н.Толстого прямо во дворике маленьким поклонникам истории искусства рассказывали и показывали, как делаются мультфильмы. И даже, несколько позже, обещали научить рисовать их самостоятельно. А тем же, кто постарше, разрешали побродить среди кубиков довольно большого размера с концептуально разбросанными среди них пенопластовыми шпалами. На шпалах были размещены обрывки разнообразных многозначительных лозунгов. Очевидно, нужно было сложить их так, чтобы получилось нечто осмысленное, но это не входило в мои задачи, поэтому я направился дальше.

Следующим пунктом оказалась Детская картинная галерея в особняке Ивана Клодта на улице Куйбышева. В ней я давненько не бывал, увиденное меня приятно удивило. Там действительно было что посмотреть, и не только детям. Несколько комнат отведено под демонстрацию быта рубежа 19 и 20 веков. Граммофоны, клавесин, замечательная старинная мебель — всё это вызывает некоторую грусть от того, что такие спокойные, налаженные времена ушли и вряд ли вернутся.

В остальных залах особняка множество детей предавались разнообразным забавам и просвещались. Кто-то слушал через наушники интерактивные лекции об особенностях средневековой архитектуры, кто-то разглядывал художественные произведения своих сверстников. В комнате, где разместился зимний сад, толпа взрослых и ребят внимательно слушала экскурсовода, рассказывавшего о жизни и обычаях самарского дворянства-купечества в конце 19-начале 20 века.

В главном зале особняка с роскошным камином я узрел самарского мэра Дмитрия Азарова, который почтил галерею своим присутствием (тем более что она находится буквально в двадцати метрах от здания администрации города). Под взглядом телекамер директор музея Нина Иевлева рассказывала ему о том, какую тематику галерея приготовила на эту ночь для посетителей. Мэр заинтересованно послушал, сказал несколько прочувствованных слов о важности Ночи музеев, а потом отправился обратно в здание администрации.

А я пошел дальше, к Самарскому художественному музею, возле которого также было многолюдно, причём и здесь преобладала молодежь. Памятуя о строгой пропускной системе в музее и о страсти охранников на входе обыскивать посетителей (что не очень приятно поразило меня в Ночь музеев в прошлом году), я не стал рваться внутрь, а лишь посмотрел на пришедшую публику. Публика порадовала: молодые, умные лица, никто не пьет горячительных напитков и не скандирует «Крымнаш!».

Следующей и конечной точкой маршрута стала галерея «Виктория», предлагавшая зрителям в эту ночь мастер-классы, чтение стихов и знакомство со всеми гранями абстрактного искусства. Правда, подошел я к галерее после восьми часов вечера, когда вход внутрь уже стал платным. Как раз в этот момент оттуда выходили раздосадованные молодые люди, которым абстрактное искусство, видимо, пришлось не по душе, и они сетовали: «Пятьдесят рублей с носа за такую чепуху!».

Кстати, о платности/бесплатности посещения экспозиций в ночь акции. Насколько я понимаю, во всем мире в большинстве музеев вход для посетителей в Ночь музеев бесплатный. Ведь в том и смысл мероприятия, чтобы сделать искусство, культуру доступной для возможно большего числа людей (особенно, как отмечалось, молодых). Но в Самаре вход в художественный музей обошелся бы в 300 рублей, проход и осмотр экспозиции музея модерна и литературного музея — в 100, а в галерее «Виктория», как уже было сказано, вход был свободным лишь до восьми вечера, а позже — пятьдесят рублей. Мне это показалось несколько странным, хотя все материальные и финансовые трудности учреждений культуры, выставочных залов и галерей в России хорошо известны. И всё же, наверное, можно было в год, объявленный Всероссийским годом культуры, государственным (или муниципальным) деятелям расстараться и учесть этот фактор.

Но всё же Ночь музеев в Самаре прошла хорошо. Один выставочный зал, галерея, музей, конечно не смог бы потрафить весьма разнообразным вкусам публики. Но выбор был достаточно велик, и жаждущие духовных богатств до поздней ночи вбирали их в себя, переходя (или переезжая) от музея к музею. Приятно, что этих жаждущих в Самаре много.

* За заголовок отдельное спасибо Эриху-Мария Ремарку

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.