Презентация книги музыкантов актюбинского андеграунда прошла под гитарные соло на коврах и подушках.
Вы, конечно же, пропустили очередной творческий вечер «каких-то там поэтов-музыкантов»? И зря. Потому что единственное, чем могла похвастаться эта неделя, так это концертом Николая Вдовиченко (экс-басист группы «Адаптация») и Владимира Белканова (группа «Белканов Бэнд») в клубе «Чайковский». К тому же, это был не просто концерт, а концерт-презентация книги стихов и песен главных авторов знаменитой актюбинской формации — Ермена «Анти» Ержанова, Владимира Белканова, Николая Вдовиченко, Евгения «Корнея» Корнийко и Стаса Ткачева.
Стихи сейчас пишут мало и невпопад. О рок-поэзии вообще не приходится говорить – ничего, к сожалению, стоящего уже давно не появлялось. Кажется, что полноценные тексты кончились на Летове. Однако рок-поэзия есть… Только не на виду, не там, где Шевчуки или мечтающие стать звездами хипстерские мальчики с гитарами. Но в камерных залах, на квартирниках, на задворках мейнстрима.
Книга стихов под несколько пафосным названием «Мой город будет стоять» совсем недавно была выпущена московским музыкальным издательством «Выргород». Презентовать поэтический сборник приехало двое из пяти авторов стихов – Вдовиченко и Белканов. По ощущениям, отмечать выход книги в Чайкрвском собираются исключительно родственники и друзья музыкантов. Атмосферу уюта придает дизайн клуба; добрые подколы и возгласы поддержки также склоняют весы в сторону «междусобойчика».
Самобытность повсюду. Книги разложены на сцене как гадальные карты. Не хватает только свечей. Свечи хотели зажечь, признались организаторы концерта, но руководство клуба не разрешило.
Музыкальное начало вечеру было положено Николаем Вдовиченко, который первым делом спел песни известного самарского музыканта Корнея, экс-участника группы «Адаптация», несколько лет назад погибшего при пожаре в Самаре. В дальнейшем почти полтора часа музыкант пел как новые свои песни, так и старые композиции, известные поклонникам «некоммерческого» рока. Внимание обратили на себя песни, написанные под впечатлением от Петербурга, куда музыкант переехал несколько лет назад. В творческом Питере родились пародии на Бутусова и Макаревича, и особняком – «закос под БГ»: «Я становлюсь все сильней: я пью саке уже четырнадцать дней. А если спросят зачем, я отвечу: я просто держусь корней. И если схватят меня агент массада или КГБ, то я — не я и песня совсем не моя. Да-да, поверьте почти совсем не моя, это просто закос под БГ». Не менее драйвовой и философской оказалась пародия на Макаревича: «Он на заводе впахивал почти 20 лет и вот подагра и панкреатит и жизнь его похожа на сплошной лазарет я это говорю без прикрас: не стоит загибаться на работе, о, нет! пускай она загнется без нас!»
Если у Вдовиченко язык, скорее литературный, перекрещивающийся то с социальным протестом, то с чем-то богемным, то Владимир Белканов представляет совсем другой пласт культурных аллюзий. Он жонглирует сленгом, вворачивает мат и растаманские примочки, всякие «арам-зам-зам» и «чики-чики-чики», выбирает немного маргинальную область для самореализации, но это импонирует, потому что поется от души, с отчаянием, надрывом. Такие подающие надежду в беспросветном мире песни как «Брат, где же радуга?» или «Я жду тебя» по своей сути невозмутимо депрессивны, а веселая «По палатам» звучит как диагноз. Белканов мечется и орет на стуле перед микрофоном, это и есть поэзия рок-н-ролла, сумасшедшего, не приглаженного. Шикарная по своим интонациям песня «Ступенька за ступенькой» напоминает по своей безысходности моррисоновские баллады: «Ступенька за ступенькой, туда, где ниже/Ступенька за ступенькой, туда, где темно, туда, где забито доскою окно, туда, куда никто не придет…». На поверхности экзистенциальный, голый рок, без прикрас. Едва допев до конца, Белканов бросает в зал: «Все!» и твердым шагом уходит со сцены. И никакие бурные аплодисменты уже не прокатывают. Спать, спать, по палатам…