Митинга 11 декабря все очень ждали. И те, кто против московского времени, и те, кто по долгу службы за, и те, кому так удобнее.
Ждали потому, что недовольство стало заметным и неожиданно обоснованным. Заявление о росте ДТП, на самом деле не очень внятное, но сделанное милицейским (sic!) начальником в прямом эфире «Эха Москвы», прозвучало очень кстати, буквально за пару дней. По данным ФСИ недовольство переходом на московское время достигло 40%. Для нашей новой России показатель очень высокий. Конечно, это не процент Доренко, но поясная инициатива президента вообще мало кого обрадовала. Сначала появилась группа ВКонтакте. Потом прошел первый флешмоб напротив «Белого дома». И вокруг общей идеи быстро собрались активисты из оппозиционных политиков. От КПРФ до ультранационалиста Тарантея. Как всегда, возглавили протестное движение депутат Матвеев и «яблочник» Ермоленко. И этот дуэт не только оттеснил в сторону девушек, создавших группу ВКонтакте, но сразу же оттолкнул от движения многих «умеренных» самарцев, не желающих идти на матвеевский митинг независимо от лозунгов. Так же, как странно политику, дружащему с КПРФ и чтящему Солженицына, ходить на «русский марш». Впрочем, может быть, и не странно. Вот что пишет Матвеев:
«В целом митинг носил ярко выраженный «антиединоросовский» характер. Собравшиеся держали плакаты: «Едро в ведро!», «Вернем самарское время!», «Москва! Не учи нас жить!», «Долой московское время!»
Именно намеренная политизация оттолкнула многих самарцев, в принципе готовых поддержать самарское время. Не пришли и не поддержали. Потому что они не против «Единой России», не хотят возврата в СССР и не симпатизируют партии Явлинского. Возможно, сейчас ее надо с кем-то другим ассоциировать, или Григорий вернулся? Игорь Ермоленко незадолго до митинга так ответил «Новой» на вопрос: «На что реально рассчитывает движение за возврат самарского времени?»:
Уже понятно, что большая часть населения отрицательно оценивает переход Самарской области в московский часовой пояс. Сей факт начинают подтверждать даже социологи, которые зачастую неслучайным образом совпадают с мнением властей.
Однако в нашей стране не всегда понимание, что дважды два это четыре, приводит к публичному признанию этого факта. Например, пресса областного медийного холдинга, похоже, сможет признать такой факт лишь после отмашки свысока.
На самом деле существует два варианта развития событий, ведущих к возврату в нормальный часовой пояс, в зависимости от того, требуется властям лишь протрезвление или долговременное лечение.
Если заблуждения не глубоки и обязательства перед федералами не смертельны, то при определенной массовости протестного движения можно рассчитывать на относительно скорый – весной 2011 года – результат. В том же случае, если это ступор, как в случае с отменой выборов губернаторов и изменением Конституции, то нас ждут годы периодически обостряющейся, но в основном вялотекущей борьбы.
Технологически механизм представляется таким:
Депутаты Самарской губернской думы, прислушавшись к мнению избирателей, получив реальную статистику роста энергозатрат, ДТП и заболеваний, обращаются в Правительство РФ с просьбой о переводе области обратно в свой часовой пояс. Вторым шагом Правительство возвращает нам отобранное, что мы, кстати, уже проходили в 90-ые годы.
Далее начинаются знаковые ЕСЛИ, определенный набор которых и позволит запустить этот механизм. Если протест будет достаточно массовым, если подключатся другие регионы, если единоросы найдут в своих рядах крайнего за неправильное решение (вся партия ведь не возьмет на себя ответственность), если сменится областное руководство (губернатор и спикер), если партия власти не захочет нести существенные потери на грядущих федеральных и региональных выборах.
Конечно, всё сложно, но легкие пути в России возможны разве что сверху. Мы идем снизу и руководствуемся принципом: делай что можешь…
В борьбе за свои права надо уметь выходить и из Сети. По своему опыту знаю, что нет ни одного органа власти, ни одной организации, в которой бы не было людей, недовольных этой ситуацией. Петицию на Гирусе подписали более 15 тысяч человек, в группе ВКонтакте состоит около 8 тысяч человек, в группе в Одноклассниках около 4 тысяч, живьем всего за неделю подписались около 7 тысяч человек. Вы знаете хоть одно решение власти, которое могло вызвать столь массовый положительный или отрицательный отклик? Однако способны ли эти люди выразить своё мнение еще более внятно и в том виде, который доходчив для властей? Речь, конечно, не о тех формах протеста, которые использовали студенты в Лондоне или противники пенсионной реформы во Франции. Однако наша отечественная история знает и случаи, когда мирные, но массовые собрания становились судьбоносными: Куйбышев-1988 , Калининград-2010.
11 декабря в 11.00 на площади Славы на митинге «За самарское время!» мы и проверим себя на способность жить не только с фигой в кармане, но и с гражданской позицией.
Сколько же человек в Самаре готовы прий-ти на площадь в выходной, чтобы заявить о своей гражданской позиции? Вопрос архиважный. Как показывает актуальный (и не только!) опыт, массовые выступления оказывают наибольшее влияние на власть. Другой вопрос, какой может быть реакция на это влияние… Именно поэтому дискуссия, развернувшаяся сразу после митинга в ЖЖ, о численности собравшихся была особенно острой. От 200-300 человек по оценке Дмитрия Бегуна до двух тысяч, увиденных Михаилом Матвеевым. Два этих известных мастера слова даже перешли за грань в своем споре. И начали обсуждать, кто продажней, матом. Такое бывает в нашей политике, увы. И многие не пришли на митинг из-за Матвеева. Но если оставить в стороне брань, то мнение «охранителей» довольно четко выразил в своем блоге Эрнест Старателев:
Почему болельщикам удаётся собрать людей на Манежной площади и по-настоящему всколыхнуть людей, а борцам за самарское время собрать и всколыхнуть не удаётся? При этом Звоновский упорно сообщает, что недовольных переходом на московское время становится больше. Значения приближаются к 40%, но это существенно не меняет ситуацию в Самаре. Нет даже признаков этих 40% на площади Славы. Почему?
Может быть, дело в лидерах? Все-таки не за каждым пойдут люди. Что мешает нашим «временщикам»? Кроме правильных слов им нужно вызвать у людей симпатию и доверие. Вряд ли кто-то готов встать и идти за человеком, которому не веришь и которого не воспринимаешь всерьёз. Но что поделать, если главные «временщики» нашего протеста такие, какие они есть?
Для одного все эти «массовые» акции из поводов потусоваться с приятными знакомыми. Он в жизни так ничего и не зарабатывал политикой. Не было никаких результатов. Ни авторитета, ни денег. Сторонников всерьёз тоже не видно. Но удовольствие от массовых мероприятий он получает. Как тамада-любитель от свадеб.
Для другого политика — бизнес, который последние годы переживает серьёзный кризис. Прежде многое удавалось, потому что за спиной всегда маячили влиятельные партнёры (от губернатора до кошельков из ФПГ). Оказалось, что их ресурсы посильней его электоральных талантов. Все получалось, пока карта шла. Было время (самарское?), когда ему удавалось с выгодой обменивать ресурсы серьёзных людей на свой товар. Он торговал управляемым протестом, имитацией народного движения. Да вот беда — самарское время кончилось, и покупать перестали. Самое обидное, когда пропали покупатели, стало очевидным, что и товара (протеста), по сути, нет. Как нет таланта его создавать. Так — имитация. В компании. С тамадой-любителем.
Тем временем на Манежной площади, в городе, который не переходил ни на какое другое время, произошли события, задевшие за живое миллионы людей. Кто стоял за этими событиями? В этом ещё предстоит разобраться. Сейчас важно другое. Оказалось, что есть люди, способные выводить на площади, и есть настоящие темы, которые важнее протестных имитаций вроде борьбы за «самарское время».
Но так ли безнадежен протест? Даже если предположить, что на площадь вышла тысяча человек, то это вполне сравнимая с Манежной цифра. Мы прибегаем к очень грубой модели, но тысяча в Самаре – это двенадцать тысяч в Москве. Просто масштаб городов разный. А на Манежной не было столько народу. И поддержка у них, если верить Доренко, повыше, чем у самарских (если верить Звоновскому). Да, не было фаеров, столкновений и прочей внешней атрибутики «русского боя удалого». Но были домохозяйки. И это должно тревожить «Белый дом» больше всего. Реальная обеспокоенность населения этим вопросом очень велика. И не позавидуешь областному начальству, которое будет на все эти вопросы отвечать. Поддержать президента-модернизатора – это одно. А объяснить и проникнуться высочайшей волей – совсем другое. Похоже, что внятной информационной политики по «защите» московского времени нет. Игнорирование – это не политика. Замазывание очевидных проблем вызывает возмущение на уровне «не держите людей за идиотов». А значит, на следующий митинг может выйти уже гораздо больше народу. Может, но, скорее всего, не выйдет. Люди не хотят местной политики и местных политиков. И даже не потому, что некоторые из них грубят. И не потому, что в этом году снова выборы, а на этой теме можно и в Госдуму въехать. Сегодня вся политическая система России, включая ее оппозиционный сегмент, воспринимается резко отрицательно.
Независимо от названия партий. Чтобы вернуть самарское время, нужно уйти от политической фразы, от политической формы борьбы. Но кто это будет делать? Есть, конечно, пара кандидатов…
Половину текста уже читал в блогах один в один, даже в у того же Бегуна вроде. Самому сложно написать? компиляторством пробавляемся?
Плюс много предыдущему комментатору. С языка снял.
Кто-нибудь вообще понял, о чём нам хотел сказать глубокоуважаемый «Игорь» «Владимиров»?
Хотелось бы, что бы под статьёй появился автор, и изложил суть 8тысячной портянки в одном абзаце. Заодно чтобы пояснил, как это у него в середине будущее «проверим», а абзацем ниже — подсчёт численности.
Когда-то хорошая, не без соплей, но все же годная газета была.
Цитата: «Даже если предположить, что на площадь вышла тысяча человек»» — мысль в корне не верна!!!! — на митинге реально было более 1000 человек. Я заявляю, как участник митинга, а, соответственно видел это собственными глазами, поэтому не надо перевирать факты…