Отшумел-отзвенел в Самаре вал пиара, посвященного субботникам. Говорят, 60 тысяч самарцев вышли для уборки на улицы, во дворы и в другие места нашего города, который, после долгого периода бездарного управления, 10 октября прошлого года наконец-то поцеловал Бог. И теперь у нас все стало хорошо, а будет даже еще лучше. Именно с этими мыслями, я уверен, выгребали мусор и рыхлили газоны все наши земляки, задействованные могучей волей городской администрации в празднике благородного труда.
И еще думали они, не сомневаюсь, о том, что сами страшно грешны и именно их усилиями город загажен до невозможности. Потому что погрязли в пьянстве, курении, наркомании и плотском грехе, плодами чего являются разбросанные на просторах Самары пустые бутылки, окурки, использованные презервативы и шприцы. Вот только, воскрешая в памяти лица тусующихся у одного из «ликвидированных» пивных киосков рядом с моим домом граждан, я никак не могу припомнить, чтобы видел их хоть раз на субботниках. Они как-то, благополучно оставляя на улицах и во дворах различные следы своей убогой жизнедеятельности, все время избегают участия в апофеозе чистоты.
Я не ставлю своей задачей выяснить, как общая культура связана с разнообразными социально-экономическими показателями жизни в Самаре и России. Не хочу сейчас придумывать рецепт, как пробудить в людях совесть, прибавить человеческого и убавить свинского. Это долгий и кропотливый процесс, «хуже вышивания», как говорилось в пьесе «Дракон». Говорилось, кстати, применительно к другой проблеме, связь которой со свинским поведением множества наших сограждан, тем не менее, явно прослеживается. Не выдавленное по капле рабство в человеке напрямую связано с бытующим в нем же свинством — это мое глубокое убеждение.
Однако сейчас о частностях субботника. Их есть, и они несколько смазывают общую благостную картину всеобщего трудового единения.
Первое — большая часть субботничавших делала это не по велению души, а по обязанности, получив приказ от начальства. Такой способ убеждения, конечно, хорош, но требует значительного количества надзирателей с плетками, а вот об их наличии организаторы субботника не позаботились.
Зато позаботились о присутствии различных СМИ, которые и запечатлели, кто как мог, картину трудового энтузиазма и готовых к бою участников. Особо доверенные медиа получили возможность зафиксировать в процессе копания, сгребания или собирания мусора разнообразных ВИП-персон. И немедленно сообщить об этом горожанам с подробным перечислением убранных квадратных метров и наполненных мусором мешков.
И вот тут начинается второе — искренне жаль, что главного пропагандиста и агитатора, идейного вожака субботника — мэра Дмитрия Азарова в этот момент не оказалось в городе. Говорят, он отбыл в Иерусалим за пасхальным благодатным огнем. У каждого есть возможность изучать иврит, но огонь дают и без знания языка. Это, конечно, дело более приятное, чем в неопрятной Самаре позировать перед телекамерами с граблями в руках. Но все же как-то неудобно — звал-звал, мы пришли, а его нет? И уже как-то блекнет пафос тирады Дмитрия Азарова, произнесенной в понедельник после субботника: «Мы вместе привели Самару в порядок, осталось немножко… Все поняли, что порядок в городе можно навести только совместными усилиями». Тут ведь вот какая история: конечно, хорош тот руководитель, в отсутствие которого все работает как бы само по себе. Но субботник — дело добровольное и основанное на энтузиазме. И тут командир, как говаривал В.И.Чапаев, должен быть «впереди, на лихом коне». А не в Иерусалиме на чартере.
На вопросе, за чей счет состоялась поездка в Израиль делегации, в составе которой находился мэр, пока заострять внимание не будем, это отдельный разговор. Особенно если учитывать, что пару лет назад Дмитрий Азаров, будучи областным министром природопользования, уже принял участие в такой поездке, профинансированной некими бизнесменами, что было справедливо сочтено общественностью коррупциогенной ситуацией.
И третье, что смазало впечатление от общей картины созидательного труда на свежем воздухе. Как «врут очевидцы» одного из главных сюжетов субботника, а именно — уборки «вертолетной площадки» в пос. Управленческий (кстати, почему сотрудники администрации и муниципальных предприятий убирали, по сути, частную территорию, для меня так и осталось загадкой), здесь субботник больше напоминал пикничок на природе. Все собрались, появились телекамеры нескольких каналов, были сказаны правильные слова о чистоте и любви к родному городу (подтянулись и невесть откуда взявшиеся молодые люди в накидочках «Единой России»). После этого в течение 30-40 минут довольно вяло собирали в мешки мусор со склона под смотровой площадкой и вдоль дороги, ведущей к «вертолетке». Все остальное время было потрачено на поедание шашлыка, празднование чьего-то дня рождения с коньячком и шампанским и задушевные разговоры пиарщиков мэрии, сотрудников «Самарской газеты» и коллектива муниципального телеканала «ГИС». Пиарщики обещали телевизионщикам и газетчикам светлое будущее, полное позитива, а те в ответ клялись в вечной любви к сотрудникам управления информации и аналитики горадминистрации. Все это прекрасно, но, кажется, это называется профанацией идеи субботника. Впрочем, такое происходит повсеместно, когда главной задачей являются не реальные дела, не улучшение условий жизни граждан, а «формирование позитивного имиджа органов власти». В этом (к сожалению, пока только в этом) городская администрация добилась за последнее время колоссальных успехов. Каким образом — вполне подробно пояснил недавно политик Михаил Матвеев, опубликовав в своем блоге технические задания конкурсов на «освещение деятельности» городской и областной власти в СМИ и задавшись вопросом (чуть позже адресованным прокурору области) — а не цензура ли все это в ее самом что ни на есть прямом выражении.
Так что за имидж Самары и городской власти я теперь вполне спокоен. А вот за сам город что-то опасаюсь…
как я уже говорила: субботник — это день, когда те, кто не мусорят, убирают за всеми остальными
очень меня напрягает фраза мэра про совместные усилия — может, всё же город должны убирать муниципальные и прочие ответственные за это службы? и не раз в год? они там в мэрии всё грозились расписать, наконец, какая территория за кем закреплена — и где? может, лучше пусть ЭТО сделают, чем на камеру граблями махать?
и последнее: сколько, интересно, нужно людей, чтобы привезти благодатный огонь? мэр — не первый, про кого я слышу, что он «ездил за благодатным огнём»…
Уважаемый автор! как участник субботника на вертолетной площадке искренне возмущена тональностью Вашего изложения. Убеждена, что каждое малое, но реальное дело, лучше и полезнее, чем абстрактные и «колкие» «рассуждизмы». Так меня воспитывали. Склон горы не частная территория. Есть проблема — граждане отдыхающие на «вертолетке» считают, что кинуть бутылку с горы — это круто. Я считаю, что это преступление и идиотизм, которому надо противодействовать. И у нашего начинания будет продолжение. Мы делали дело, а что в это время делали Вы? Кстати, в эти выходные с соседями мы сажаем во дворе деревья.
чёрт, во мне борются противоречивые чувства — с одной стороны, хочется плюнуть на городские власти/муниципальные службы/управляющие компании и всё сделать своими руками (как многие и делают), а с другой стороны — пусть тогда исключат из квартплаты средства на содержание и озеленение придомовой территории, а то какая-то двойная бухгалтерия получается — мы платим управляющим компаниям (и в бюджет — налогами) за то, что потом сами же и делаем в порыве энтузиазма и на свои (снова) средства!
Ах, как чудесно ответили: склон горы не частная территория! А что же вы не поехали убирать ПОЛНОСТЬЮ не частные территории, например, в районе карла маркса-тухачевской? Жители нашего дома корячились целый день, но мусор не вывезен до сих пор, и уже! уже пакеты вспороты, и мусор раскидан снова.
Зато вы знатно поели шашлыка, лизоблюды.
Снаяала поелозив веником по чистому асфальту. Ненавижу, показушники и жополизы.
Если вы непосредственный участник уборки, то скажите прямо — было ли «пикничок, поедание и разговоры пиарщиков»? или вас послали убирать склон а на поедание не пригласили?