…крылья (Записки болельщицы)
В воскресенье «Крылья» уступили в Химках столичному «Динамо» и опустились на самое дно турнирной таблицы. Хотя было одно «но» — перенесённый матч с ЦСКА, на который болельщики надеялись вопреки очевидному. Однако сенсации не произошло: в среду «Крылья» проиграли и армейцам, которые к тому же были не в лучшей форме.
Казалось, игроки ЦСКА приехали в Самару отдохнуть после финала Кубка России, который они выиграли за два дня до этого, 22 мая. Второй раз переносить матч с самарским клубом им бы уже никто не позволил (напомню, что матч между «Крыльями» и ЦСКА по графику должен был состояться в марте, но тогда качество нашего газона, да ещё и после случившегося накануне снегопада, не устроило столичных звёзд, избалованных полями Европы). Поэтому в среду 25 мая свежеиспеченным обладателям кубка пришлось выйти на поле стадиона «Металлург», которое теперь, к слову, было признано безукоризненным.
Армейцы на поле вышли — и ходили по нему все 90 минут. Не бегали. Леонид Слуцкий, главный тренер ЦСКА, ещё в прошлом сезоне тренировавший «Крылья», объяснил это тем, что у игроков «просто не было сил, и вот насколько их было, настолько и играли». «Крылья», также не отдохнувшие после матча с «Динамо», тем не менее выглядели свежее: то ли потому, что динамовцы не особенно давали им поиграть, владея мячом две трети времени матча, то ли молодёжь быстрее восстановила силы, чем заслуженные армейские ветераны. Впрочем, усталость не помешала ЦСКА на все сто процентов использовать те редкие моменты, которые подарили им игроки «Крыльев», и забить три гола в наши ворота.
Однако не будем забегать вперёд. Вам, наверное, интересно, какие меры были приняты после беспорядков, учинённых на стадионе фанатами «Спартака»? Ну, во-первых, выломанные сиденья были заменены на новые. Пытаясь поудачней прикрыть подушкой дыру, на которой сижу второй сезон в 15 секторе, я, честно говоря, пожалела, что никто не выломал под шумок это полуразвалившееся кресло, а то сейчас бы сидела на новом (и не оправдывалась перед строгой девушкой в погонах и мини-юбке, почему у меня такой набитый рюкзак). Во-вторых, восстановили металлическое ограждение, отделяющее гостевой сектор от остального пространства стадиона, и поставили вдоль него в несколько рядов робокопов в полном боевом снаряжении. И даже с собаками.
К слову, болельщиков ЦСКА на гостевой трибуне было на глаз гораздо меньше заявленных в новостных анонсах трёх тысяч. И гораздо меньше, чем сотрудников правоохранительных органов, присутствующих на стадионе. Хотя не исключено, что значительную часть «красно-синих» силы правопорядка «обезвредили» ещё в городе, не допустив их попадания на стадион. Впрочем, вели себя армейские фанаты вполне дисциплинированно. Если не считать пары зажженных фаеров и хором выраженного перед началом матча намерения совершить половой акт с их заклятым противником «Спартаком» — что было воспринято самарскими болельщиками как выражение солидарности с ними, пострадавшими от дебоша спартачей, и встречено одобрительными аплодисментами. Впрочем, дружба между самарцами и москвичами продолжалась недолго — уже в следующей кричалке «кони» (так называют игроков и болельщиков ЦСКА по причине того, что первая тренировочная база армейцев располагалась в казармах — бывших царских конюшнях) предлагали противнику фелляцией выразить признание тотального превосходства «красно-синих».
А превосходство ЦСКА на поле, приходится признать, было очевидным. Даже уставшая и почти безынициативная команда армейцев обыгрывала самарцев за счёт индивидуального мастерства и высокого класса каждого отдельно взятого игрока. Хотя стоит отметить, например, «салагу» Цаллагова, сумевшего на всю игру нейтрализовать армейского форварда Сейду Думбия, чей дубль в ворота «Алании» принёс ЦСКА кубок России. Или всё того же неутомимого Самсонова, который, порою кажется, один на поле — сам идёт в прорыв, сам навешивает, сам бьёт по воротам, всё сам. Нам бы ещё парочку самсоновых ему в помощь — и игра бы пошла.
До первого гола, который Кейсуке Хонда нам забил, безупречно выполнив штрафной удар, игры с нашей стороны практически не было. А если учесть, что и армейцы не напрягались — то не было совсем. «Это не футбол, это шахматы какие-то!», — разочарованно восклицает мой друг-болельщик. «Они играют как аутсайдеры, без амбиций» — так ещё на матче с «Динамо» диагностировал он «юношескую болезнь» нашей команды. А я бы с ним поспорила: они играют не как аутсайдеры, а как люди, боящиеся стать аутсайдерами и парализованные этим страхом. Даже Тарханов отмечает, что команда начинает играть только после пропущенного гола — когда страх совершить ошибку отпускает, потому что уже облажались. И дальше можно уже не бояться и рискнуть оторваться от своей половины поля, пойти в атаку, сымпровизировать.
А пока, боясь самих себя, полузащитники играют назад и отдают пасы сопернику, а защитники в панике нарушают правила и привозят голевые стандарты к своим воротам. И даже Мболи, заразившись, кажется, утратил чуйку на мяч и разучился прыгать.
Второй гол в наши ворота поначалу не заметили даже болельщики. «Что это было?», переспрашивали они друг у друга, не понимая, что произошло в нашей штрафной на последней минуте первого тайма. «Дубль Хонды», сплёвывает вместе с шелухой от семечек свою досаду мой сосед слева: дебютировавший в этом матче защитник Концедалов выбил мяч из вратарской прямо на ногу японскому полузащитнику.
Про самый трагичный эпизод матча у меня даже рука не поднимается писать. А надо. Короче, мой любимый Савин не забил пенальти. То есть, по футбольным понятиям, совершил публичное профессиональное самоубийство как нападающий, работа которого — забивать. Нет, конечно, и Бэкхэм в 2004 году не забил пенальти в ворота португальцев. Но и Савин пока не Бэкхэм, да и Бэкс, если вспомнить, не нападающий, а полузащитник, основная работа которого — создавать голевые моменты и отдавать голевые передачи нападающему. Ну и ещё красиво бить штрафные, что уж там.
Самое печальное, что пенальти должен был бить Печник. Не знаю, как так получилось, что мячом завладел Савин. Тарханов это прокомментировал потом так: «Ну не кричать же было Жене с 50-ти метров, чтоб отдал мяч». А зря, Александр Фёдорыч, мы вот с 15 сектора кричали: «Женя, уйди от мяча!!!»
«Зачем он это делает?! — в отчаянии вопрошает мой друг и нервно закуривает, пока Савин устанавливает мяч на 11-метровой отметке и, казалось, целую вечность стоит, прицеливаясь, широко расставив ноги. — Его же съедят, если он не забьёт!» И уже во весь голос вратарю ЦСКА: «Акинфеев, уйди из ворот! Дай Савину забить!» Но ни Савин, ни Акинфеев нас не слышат. Савин бьёт по мячу — и мяч ложится прямо в руки Акинфееву. «Вратарь отбивает один пенальти из десяти, — мрачно комментирует мой друг. — Но чтоб он его взял…»
Забей мы пенальти — и счёт был бы 1:2, и оставшиеся 15 минут второго тайма могли пойти совсем по другому сценарию, и у нас были бы все шансы на кураже сравнять счёт и даже — чем чёрт не шутит — выиграть этот матч. Ведь с уставшими армейцами мы играли почти на равных (это признали оба тренера). «Но кто забивает, тот и выигрывает», резюмировал Тарханов. После третьего гола (точный штрафной Тошича с 30-метров) немногочисленные намокшие болельщики покидали трибуны, не дожидаясь окончания второго тайма — разочарование от игры любимой команды стало таким же привычным, как и дождь в день домашнего матча.
В послематчевых интервью наши игроки признавались, что в команде царят уныние и апатия, вызванные безвыигрышной серией матчей, которая длится с 9 апреля, с такой обнадёживавшей победы над «Локомотивом». Спортивные обозреватели уже не стесняясь называют «Крылья» аутсайдерами чемпионата. А мне хочется напомнить и команде, и болельщикам историю дружественного нам клуба «Зенит», который получил в 80-90-е годы прозвище «бомжи», поскольку не имел постоянной «прописки» в Премьер-лиге, то вылетая из неё, то возвращаясь. «Крылья» же известны как единственная нестоличная команда с самой длинной историей в Премьер-лиге. Но даже если эта история ненадолго прервётся — ребята, вспомните про «бомжей», ставших обладателями европейского Суперкубка.
И мне кажется, нашей команде сейчас надо не бороться с депрессией (любой хороший психотерапевт вам скажет, что эта борьба отнимает последние силы), не комплексовать по поводу своего аутсайдерства, а принять его и с облегчением начать играть как люди, которым уже нечего терять. И, я надеюсь, Развеев уже присмотрел им хорошего психотерапевта?
Для точности.. ‘Бомжами’ фанатов Зенита назвали не по
той причине…
Просто,на заре перестройки появились здоровые сумки-баулы с эмблемой Зенита,и в силу своей практичности и вместимости,сразу завоевали ‘авторитет’ у бомжей настоящих. 2/3 бездомных носили свой нехитрый скарб именно в таких сумках. Так и к фанатам приклеилось сие прозвище. Иногда фанатов ещё называют ‘мешки’…