Одним из главных достижений Дмитрия Азарова за первый год правления считают большую кампанию, развернутую против нелегальных киосков. Видимый эффект или видимость эффективности — кому что нравится, но киосков в Самаре действительно стало поменьше. А сам Дмитрий Игоревич многажды заявлял, что кампания против нелегальных киосков — это только часть большой работы над многочисленными ошибками, сделанными прошлыми правителями в главном деле — управлении городской землей и недвижимостью.
Вопрос этот не просто запущенный — он запущен и запутан совершенно намеренно на протяжении многих лет. (Подробней об этом на страницах 4 и 5). И само желание новых городских властей очень похвально. Да и городу от решения этих вопросов будет сплошное благо. Вполне ощутимое — решение вопросов собственности на землю, как минимум, сильно поднимет собираемость аренды и налогов. А это городской бюджет. Но, как и любая кампания, задуманная и реализованная в тиши кабинетов, борьба с захватом и нелегальным использованием земли превратилась в борьбу сильных со слабыми.
Как у нас относятся к ветеранам? На словах — прекрасно. Еще бы! Ведь это люди, ковавшие Победу. А на самом деле? Немногочисленные ветераны оказались одними из первых жертв городской земельной кампании. Ветеранам, инвалидам и другим группам граждан городская администрация, и прошлая, и позапрошлая, дарили от щедрот автомобили. Скромные «окушки», и гаражи, чтобы эти машинки ставить. Ракушка и окушка, что еще надо инвалиду?! Гаражи эти занимают землю. На которую городская администрация заключала договора. Заключала, много лет брала аренду, изменяла размер этой аренды, но… не озаботилась постановкой договоров на учет в регистрационной палате. О необходимости регистрации договоров никогда и не говорилось. И ветераны особо не беспокоились. Уж, наверное, в администрации города знают, что и как делают. Знают, но за предшественников своих не отвечают. И когда команда Азарова решила побороться с незаконными пользователями муниципальной земли, начали именно с «ракушек».
Люди, получившие от городской власти гаражи и землю как признание заслуг и скромное вознаграждение, теперь этой же властью и преследуются. Да-да, именно преследуются. Как может ветеран войны относиться к великолепному по форме и содержанию письму, в котором его обвиняют (!) в незаконном обогащении. Само незаконное обогащение состоит в использовании гаража-ракушки. За который вроде бы исправно платится аренда и который был подарен той самой администрацией. Более того, за годы пользования администрация ни разу не намекнула, что договор надо бы зарегистрировать в регпалате. Не говоря уже о том, чтобы оформить договора за счет города. И даже напротив. В безапеляционном тоне в письме требуют освободить территорию или заключить договор заново. В противном случае — суд.
С точки зрения чиновничей логики все совершенно нормально. Есть пользователи земельных участков, у которых не до конца оформлены документы. Формально они пользуются землей незаконно. А надо законно! Прислать письмо, один тон которого может вызвать у старого человека сердечный приступ. Потребовать сбора пакета документов, который обойдется не только в несколько недель стояния в очередях, но и в круглую сумму. А что, зря им что ли пенсию повышают? И только потом начать перезаключение договоров. Очень внимательное отношение к людям. Очень. В некоторых письмах, например, ретивые чиновники требуют погасить задолженность по аренде земли в размере 5 (!) копеек. Сам процесс оплаты задолженности обойдется в десятки рублей накладных расходов, но должен быть порядок. Иначе — суд.
Трудно сказать, есть ли в этом умысел, но выглядит все это живой иллюстрацией к Францу Кафке. Особенно на фоне усиленной подготовки к потешно-патриотическому параду 7 ноября. Очень сильно украсит колонны боевой техники несколько автомобилей «Ока», подаренных в свое время горадминистрацией ветеранам и инвалидам. Теперь эти боевые машины стали для ветеранов источником незаконного обогащения. Хорошо бы еще объявить это над площадью левитановским голосом. В смысле, что никто не забыт и ничто не забыто. Потому что ветераны и инвалиды с гаражами-ракушками — это не единственный объект пристального внимания чиновников. В приемной минимущества — очереди из людей, которые не могут понять, почему они вдруг оказались вне закона. Простой пример — аптеки и магазины на первых этажах жилых домов. Дома высокие, поэтому после перевода из помещения жилого в нежилое и прочих действий, хозяевам надо было построить крыльцо, которое, естественно занимает некую площадь. Часть муниципальной земли. И такие «крыльца» по всему городу, и практически ни у кого нет на них договоров аренды. Или есть, но не до конца оформленные. Соответственно, их надо сносить. Потому что узаконить по действующему законодательству такое крыльцо в многоквартирном доме невозможно. Значит, покупатели будут попадать в магазин, ну, скажем, по веревочной лестнице.
И все это в рамках борьбы с незаконным использованием муниципальной земли. Но! Виновата при этом в самоуправстве и циничном отношении к людям область! Письма, если вы заметили, от областного минимущества, так как распоряжается городскими землями с 2007 года областное правительство. А городские власти, начавшие эту кампанию, вроде бы и ни при чем. Умысел? Скорее технология двойного назначения. Если вы, дорогие читатели, помните курс истории средних веков, то там описана очень похожая ситуация с огораживаниями и массовым сгоном людей с земли. Средневековые методы вообще хорошо приживаются на российской земле. Одна кампания по борьбе с педофилами чего стоит. «Она ведьма!» — истошно кричит местный сумасшедший, и вот уже женщину тащат на костер. И у нас так. Это другой мэр вам землю давал. Государство то же самое? Возможно, но порядки другие. Пошли вон, чернь! И есть ощущение, что и за этой кампанией стоит отнюдь не желание навести порядок в своем сложном хозяйстве, а просто поймать еще немного рыбы в мутной воде. И чужими руками. Про то, сколько ветеранов и инвалидов лишились своих скромных земельных участков наш популярный мэр, скорее всего, не знает. И не скажет на отчете торжественно: прекрасным примером нашего отношения к гражданам стала кампания по возвращению городу его земельных ресурсов. Незаконное обогащение остановлено! Уничтожено сто гаражей-ракушек! Или сто гаражей для такого славного города мало?
Крыльцо и гараж — это ведь в Самаре главные способы незаконно обогатиться. А люди пусть оформляют, доказывают. Выкручиваются. Как могут. Судятся на последние деньги с государством из-за клочка земли, которое это самое государство подарило, но теперь вдруг передумало и хочет забрать назад. Парад-алле. Да, при Тархове такого не было. А теперь будет и не такое! Кампанейщина — болезнь заразная. Особенно, когда она направлена против самых беззащитных и слабых. Сначала отберем гараж, а потом пригласим на парад. Чтобы чувствовали люди заботу.