Как можно верить своим глазам? Где находится искусство, когда мы смотрим на картину или инсталляцию? Перед глазами или в голове? На эти вопросы внезапно дала уклончвые ответы инсталляция французского художника Бертрана Плана. Может быть русские смысловые аберрации фамилии европейца повлияли на подобный вывод, а может просто осенне обострение наложилось на открытие галерейного сезона…
15 октября в культурном центре «Арт-пропаганда» открылась инсталляция французского художника Бертрана Плана «Бамп ит!» На авансцене театральной площадки, под лучами видео-проектора, в полумраке стоят окрашенные в белый цвет музыкальные инструменты и коробки. Швабра, электрогитара, фортепиано и другие предметы, в течении минуты проживают свою странную метаморфозу. На них то проявляется картинка нарисованная на компьютере, то исчезает. и транслируемая фактурная поверхность, с надписями, этикетками и торговыми знаками, то словно смывается потоками воздуха. Пульсирующее изображение словно мерещется зрителю вводя в морок пограничного состояния сознания. Психоделичесий эффект арт-объекта и лаконичен до банальности и в то же время, метафоричен до абсурдистской призрачности. На самом деле, самарская инсталляция «BumpIt!» не эксклюзив. Это часть большого двухмесячного турне по городам России. Выставки проходят еще в 11 городах: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Тольятти, Саратов, Ростов-на-Дону, Пермь, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Владивосток. Два месяца на то чтобы пересмечь Росиию на легковом автомобиле и сделать дюжину выставок — довольно амбициозный проект. Как гласит пресс-релиз выставки Бертрана Плана «компьютерная техника, позволяющая совмещать в виртуальном пространстве различные текстуры и объемы, используется художником для изменения образов реальных предметов, предварительно выкрашенных в белый цвет, что заставляет зрителя задуматься о характере наших представлений о мире».?После первой выставки в галерее «Арткор», в Париже в 2008 году, «Bumplt!» был представлен в разных странах (США, Китай, Россия) и в разных контекстах (галереи, музеи, витрины знаменитого парижского универмага «Bon Marche»).?Эта видеоинсталляция предлагает зрителю принять участие в эксперименте. Лишив предмет качественных признаков путем окрашивания его в белый цвет, художник восстанавливает затем его текстуру виртуальным способом, не меняя при этом остальных качественных характеристик объекта. Таким образом, он создает новое цифровое пространство материи и предметов, словно «примеривая» одну за другой новые виртуальные текстуры к реальным объемам. Корреспонденту «Новой газеты» удалось взять небольшое интервью у французского художника.
— Как вам Россия? Какие впечатления?
— Нам даже не хватает времени, чтобы осмотреть города. И это не главное. Самое интересное для меня ощущение дороги и бескрайний русский пейзаж.?В каждом городе инсталляция создается из подручных материалов. Путешествуя на автомобиле через всю Россию Бертран План создает, в каждом городе уникальную инсталляцию, а время путешествия от одного города до другого посвящает созданию концепции следующего перформанса.? — Зачем Вам такое художественное турне, когда Вы открываете по 2 выставки в неделю? Это такой процесс, который позволяет мне уйти от некоторых вещей и преодолеть свои собственные барьеры. Выводы делать пока рано, так как путешествие еще не закончилось. Это быстрота с которой приходится передвигаться в своем роде наркотик. Но при этом это такой способ быть всегда в настоящем и не размышлять, не быть в процессе анализа. Нет, мне нравиться анализ, но упражнение по избежанию его — это тоже в своем роде достижение. Это очень важный опыт.
— Чего больше в вашем произведении: техники или искусства?
— Это что-то среднее между техническим изобретением и предметом искусства, «Bumplt! » — это химера, заставляющая задуматься над различием между оригиналом и его воплощением, между предметом быта и предметом искусства, и, возможно, un vintage авторской вещи. В каком-то смысле эта выставка является и проявлением постмодернисткой самоиронии и рефлексией на тему структуры функционирования современного искусства в формате коммерческих галерей. Однако нельзя не отметить изящество концепции и лаконичность исполнения этого арт-объекта. Я в любом случае имею дело с материальным объектом. Но материализм противопоставлен изображению, которое проецируется на объекты. Фон для меня это нечто абстрактное, а форма выставки это нечто конкретное. Мне обзательно нужно чтобы эти две вещи существовали и взаимодействовали. Все говорят, сто точно внутри тебя, твой фон — очень важен. Но я хочу показать, что форма тоже важна.
— В чем главная задача Вашей инсталляции?
То что я люблю — это переделывать что-то. Менять функции объекта. Избавиться от естественного хода вещей. Использовать предмет вне его обычного применения. Я не могу все стереть, до нулевого знака. Мне все-таки нужна вещь. Раньше я очень много работал с компьютерами и поэтому я очень привязан к виртуальности. Это как синтез того, как устроено человеческое сознание. Потому что это именно мы создали эти машины. Я говорю не про механическую составляющую, а про логическую основу. Это как пиксель, как атом в том мире, в том универсуме который мы создали. И что меня особенно заинтересовало, это привязаться к миру «три-Дэ», к виртуальному миру. Потому что эта такая модель, которая эмансипировала нашу жизнь.
— Но это получается симуляция реальности?
Да, фактически в этом случае я пародирую реальность. Потому что пути о которых я говорю есть и в работе искусственногго интеллекта, компьютера. И в том что производит машина есть часть нашего существования. И здесь тоже мы сталкиваемся с нашими лимитами и недостатками. И техника часто не ведет нас к правильному пути. У каждого из нас есть множество вопросов и для того чтобы на них ответить, нужно идти по определенному пути. И это вещи которы мы не можем просто выразить словами. И для меня пиксели, компьютеры и всеь этот виртуальный мир — это символ анализа. Например, между пикселями нет никакого расстояния. Они совершенно всеми сторонами друг к другу присоеденены и это такой мир, который отличается от реального. Потому что в реальном мире есть какая-то пустота между предметами или частицами. Для меня важна и расчет и случай, и интуиция и пустота. Роль случайности в моей инсталляции это показатель самого факта ее существования. Раньше я все тщательно просчитывал и продумывал. И я задумался, в какой мере я не играю? Не делаю ли я то, что сам и критикую? Потому что я много размышляю, продумываю мою инсталляцию. И часто оказываясь перед компьютером старался продумать каждую деталь. И это проект прежде всего результат моих размышлений. Я старался поставить себя в такие условия, в которые раньше не мог поставить. Я постарался не быть в процессе анализа, а быть в настоящем времени, не думать, не возвращаться назад. Поэтому роль случайности в моем проекте высока. При этом доля случая — это как раз расстояние между пикселями, которое на самом деле не существует.
Прямо пожалела, что не удалось присутствовать! А то как хорошо было бы ввестись "в морок пограничного состояния сознания"!