«Русский язык жестов — язык жестов, используемый русскоязычным сообществом глухих и слабослышащих в России. Разговорный жестовый язык (РЖЯ) имеет свою собственную грамматику и используется в повседневном общении глухих».
— Я не могу в понедельник утром, — говорю я, — поеду репортаж делать.
— Какой может быть репортаж в понедельник утром, — не верит подруга, она считает меня чуть не светским обозревателем, — на тему «лучше бы я умер вчера?».
— А вот и нет, — отвечаю, — оперная певица дает благотворительный концерт в школе–интернате.
— Для слабослышащих детей? – цинично шутит подруга.
— Не знаю. Может – сирот. Или трудных подростков.
— Известно, как трудные подростки любят оперное пение, — не унимается бесстыдная подруга, — а еще я вспомнила объединение слепых – «Радуга».
С одним из организаторов концерта встречаюсь в понедельник утром близ собственного дома. Это мужчина, и его рубленый профиль практически не отличим от профиля индейца со старинной банки темного стекла из-под кофе Pele – многие мои ровесники держали в таких банках канцелярские принадлежности. Мужчину не зовут Громовая Птица или Железное Перо, а зовут Александр, и первым делом он сообщает, что школа-интернат, куда мы едем, действительно – коррекционного типа для слабослышащих детей.
— Располагается у черта на рогах, — говорит он, — за проспектом Кирова, и вдаль, мимо автосалонов.
И мы едем за проспект Кирова, и вдаль, и мимо автосалона одного, и автосалона другого, и сворачиваем у синего дорожного указателя: «ГС(К)ОУ школа-интернат № 117». Трехэтажное свежеоштукатуренное здание низкой кишкой перехода соединяется со зданием еще. Обширный двор, баскетбольные корзины, детская игровая площадка с горками и лестницами, десяток скамеек без спинок. Вид на общеобразовательную школу серого кирпича и бетонный забор, где незамысловатое граффити сменяется гигантскими портретами выпускников школы, ставших призерами сурдоолимпийских игр. Портретов много. Чемпионы бегают, прыгают, плавают, стреляют из винтовок.
«Особенностью морфологии РЖЯ является то, что глагольные формы, на которых держатся фразы звукового русского языка, часто заменяются существительными (например, «бегать» — «бег», «ходить на лыжах» — «лыжник» и «лыжи»)».
У крыльца встречаемся с певицей – Наталья Бондарева, солистка самарского оперного театра, она не похожа на оперную диву с убедительным ростом и традиционной певческой статью, но все-таки — настоящая оперная дива, особенно в концертном платье в пол, но это я забегаю вперед, не буду забегать. Проходим мимо автомата по продаже бахил и доски объявлений, как в обыкновенной школе: «Расписание движения школьного автобуса по маршруту «пр. Кирова — интернат», «План проведения фонетических зарядок на вторую учебную четверть: речевое дыхание, слитность речи, правила орфоэпии». В карманах из оргстекла брошюры: «Индуктор заушный – новые возможности коммуникации для активных людей с нарушенным слухом», «Кохлеарная имплантация: правильный выбор». Почти как в обыкновенной школе.
Хороший ремонт, добротные двери темного дерева, аккуратные таблички: «Кабинет индивидуальных занятий», «Кабинет музыкальных занятий», «Медблок», «Переход в столовую». Небольшой плакат с цитатой дня: «Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям. Великий человек, наоборот, внушает чувство, что вы можете стать великим. Марк Твен». Стены увешаны благодарственными письмами, дипломами в рамках и похвальными грамотами. В зеркальном шкафчике – призы и кубки. У подножия шкафчика два просторных дивана – коричневая кожа и жаккардовая ткань. Большая перемена, и на диванах тусуют подростки – мальчики в джинсах, девочки в джинсах, все худые и веселые. Разговаривают больше жестами, но иногда и вслух. Голоса звучат слегка инопланетно, движения рук завораживают, притягивают взгляд. Хочется немедленно повторить! Вот хорошенькая ученица повторяет «противный мальчик» и быстро проводит правой рукой от желудка наверх, и так несколько раз. Сразу понятно, насколько мальчик противен.
«Множественность: к жесту-номинативу (то есть жесту в начальной форме) добавляются специальный жест МНОГО или РАЗНЫЙ. Так, высказывания ДОМ МНОГО, ДЕРЕВО РАЗНЫЙ, ИГРА (ИГРАТЬ) МНОГО соответственно выражают значения: «дома», «деревья», «игры». Также это может происходить с помощью повторения жеста-номинатива. Так, жесты ДЕРЕВО, РЕБЕНОК, БОЛТАТЬ, повторенные несколько раз, означают соответственно «деревья», «дети», «болтают» и т. д.».
Младшеклассники в одинаковых зеленых футболках попарно проходят в кабинет, вскоре оттуда звучит музыка на новогодние темы, учительница громко повторяет слова песни. Хлопки в ладоши, смех, малышка с косичками удирает из класса, бегает по какой-то своей надобности в разные стороны, заходит снова.
Высокая красивая девушка в модных джинсах, белые волосы забраны в узел, приоткрывает дверь музыкального зала, её окликает преподавательница:
— Полина, где твое платье?
Девушка выносит нарядное золотистое платье и туфли на каблуках. Готовится ответный номер, Полина – опытная концертная исполнительница, завтра едет на выступление в Чапаевск. Завтра в Чапаевск, а сегодня – здесь, актовый зал. Деревянные стулья расставлены рядами, небольшая сцена, занавес в терракотовых тонах, украшенная елка. На подоконнике – выставка работ школьников. Привлекает внимание чучело вроде бы крупного кузнечика, поделка снабжена табличкой: насекомое-вредитель (саранча). Наталья репетирует – присев на декоративные ступени, поет в микрофон: «Верни мне музыку, без музыки тоска, мы расстались, но осталась наша музыка!..».
«Временные значения выражаются двумя основными способами:
жестами БЫЛО, ЕСТЬ, БУДЕТ; при этом жест ЕСТЬ для сообщения о том, что действие относится к настоящему времени, как правило, не употребляется. Чтобы передать значения «работаю», «работал», «буду работать», используются соответственно жест-номинатив РАБОТАТЬ, высказывания РАБОТАТЬ БЫЛО и РАБОТАТЬ БУДЕТ».
За пультом — руководитель содружества «Актер», Владимир. Владимир не доволен, не очень доволен – одна из запланированных композиций отказывается грузиться с компьютера, он двигает многие рычаги и перекидывает шнуры туда-сюда. Отвлекается:
— Сегодняшний репертуар, конечно же, не оперный. Уникальность Натальи как исполнителя состоит в том, что она может спеть что угодно – эстраду, блюз. Не всякий оперный певец обладает такими певческими навыками. В общем, сами посмотрите.
И я смотрю. Заходят дети, под педагогическим руководством. Дети радостно оживлены. В первые ряды усаживают самых мелких – некоторые в форме: строгие жилетки, белые рубашки. У многих – светлый ободок слухового аппарата за ухом. Девочка со строптивым маленьким личиком усаживается на одно сиденье с симпатичным мальчиком. У мальчика ровная челка, у девочки поцарапаны пальцы и немного исписаны шариковой ручкой. Учительница велит девочке пересесть на свободное место, та яростно и молча отказывается, потом свирепо пересаживается и устраивается на стуле с ногами. Получив замечание еще, реагирует не сразу и молниеносно отправляет видеосообщения подругам через ряды.
«Аспектуальные значения, то есть те значения, которые сопоставимы с видовыми различиями русских глаголов, выражающих завершенность или незавершенность действия, также передаются двумя основными способами.
Первый из них — при помощи жестов ЗАКОНЧЕНО, ГОТОВО. Так, значение «прочитал» передается высказыванием ЧИТАТЬ ЗАКОНЧЕНО, значение «нарубил» — высказыванием РУБИТЬ ГОТОВО и т.д. Особым образом выражается оценка действия, не осуществленного или не законченного в момент речи, но совершение которого ожидается. В этом случае в высказывание включается жест РАНО (ЕЩЕ НЕ). Этот жест обычно употребляется после жеста-номинатива: ОБЕДАТЬ РАНО («еще не обедал»), УЧИТЬСЯ РАНО («еще не выучил») и т. д.
Второй способ заключается в изменении способа исполнения жеста (различный характер качества движения). Для того чтобы выразить значения «покупать», «поручать», «решать» и т. д. или, напротив, «купить», «поручить», «решить» и др., в первом случае жесты исполняются сравнительно медленно и повторяются несколько раз, а во втором — резко, однократно».
Зал приветствует певицу. Наталья Бондарева проходит на сцену, в черном роскошном платье она выглядит настоящей оперной дивой и примадонной. Берет микрофон. Рассказывает, что аккомпанировать ей будет ансамбль Левона Оганезова, и как хорошо жить в эпоху технического прогресса и пользоваться его благами. Чуть в стороне устраивается педагог школы, сурдопереводчик, статная дама с короткой элегантной стрижкой. Руки ее летают, мимика выразительна, очень красиво. Неужели она будет переводить и песни? Будет. Причем успеет еще и сделать своеобразные замечания мальчишкам в задних рядах: мальчишки хулиганят, а как же! Превосходно чувствуется грозная интонация в ее резких жестах, и повышение тона тоже чувствуется.
Девочка лет десяти с темными косами закрывает глаза, раскачивается в такт музыки – лицо ее очень бледное, и я опаской наблюдаю – а вдруг ребенку плохо. Но ребенку хорошо. Очевидная парочка – крупная девочка и мальчик в полосатой футболке – фотографируют певицу, оспаривая друг у друга право владения фотокамерой. Сверкает вспышка, раз, другой, третий. Некоторые детки зажимают уши и что-то проделывают со своими аппаратами – корректируют силу звука?
Внезапно на сцену выходит женщина в строгом костюме цвета песка.
— Я — директор школы, Баранова Ирина Анатольевна, — решительно произносит она, — сегодня, в этот знаменательный день, у нас впервые проходит такой прекрасный концерт, и вот что я хочу сказать! Не допустим сурдоперевода! Мы должны учиться понимать оперу! Пусть мы не слышим звуков окружающего мира, но зато мы отлично слышим сердцем!
Сурдопереводчик, статная дама, обескураженно садится. Продолжаем слушать сердцем. Следующая песня исполняется на английском языке. Сурдопереводчик тайно транслирует детям: «английский язык».
Два мальчика лет восьми, нос одного густо замазан зеленкой. Шкодливо тянется к шнуру ноутбука. Приятель рядом тоже желает поучаствовать. Проказников пересаживают в менее интересное с их точки зрения место. «Спокойно, — говорит воспитательница и проводит рукой вниз от начала шеи до середины живота, — спокойно».
Наталья Бондарева последней композицией выбирает «Вечную любовь» из фильма «Тегеран-43», и великолепно исполняет ее. Вечная любовь, жить, чтобы любить до слепоты и до последних дней…». Прощается и благодарит зрителей за внимание и теплый прием. Присаживается на первый ряд, свободный стул, потому что объявлено небольшое представление от учащихся – учащиеся споют песню.
«Жест обычно обращен в ту сторону, где реально находится собеседник (напротив говорящего, справа или слева от него). Если собеседник отсутствует, жест исполняется обычно правее нейтрального пространства, передавая тем самым значение «третьего лица».
«Уголок России, отчий дом», — объявляет стильная дама в черном, заместитель директора по учебной работе. От учащихся появляется девушка Полина, та самая, что искала золотое платье и туфли. В данный момент золотое платье на ней, туфли тоже. Белые волосы распущены, и звучат первые звуки «Уголка России» — кажется, в исполнении Валентины Толкуновой. Полина четко артикулирует и исполняет песню на жестовом языке. Припев повторяется, и можно выучить слова наизусть: «уголок России, отчий дом» – одновременный жест двумя руками навстречу друг другу, пальцы соединяются под острым углом – угол. Правая рука с отставленным указательным пальцем двигается параллельно земле на уровне горла – Россия. Попеременные вертикальные движения рук – отчий. Контур крыши пальцами – дом. И еще раз. Зрители, в особенности младшего школьного возраста, подпевают, сдержанно жестикулируя. Оперная певица Наталья Бондарева плачет, стремится поблагодарить Полину после выступления, но та мгновенно исчезает после поклона. Ее зовут: «Полина, Полина!» Заместитель директора бросается вслед. Извиняется: «Она не слышит».
Все отрицания следуют после слова, которое они отрицают.
Благотворительный концерт организован Содружеством «Актер».
Очень хорошо, спасибо! Как здорово, что люди находят возможность сделать что-то, устраивать концерты и так далее.
Помню такой скандал, как родители бастовали при переезде интерната из центра города туда. Сейчас, наверное, привыкли, и правильно.