Вчера в Самаре «публично слушали» проект изменений в генплан развития города, документ этот определяет, как и что будет происходить в части распила городской земли в ближайшие 30-50 лет.
Начать надо с того, что документ, касающийся всех жителей города, «публично обсуждали» одновременно в четырёх точках города, и можно было принять участие в обсуждении только в рамках одной из предложенных горадминистрацией локализаций его «публичнослушания». Мне удалось побывать в бывшем Кирова, а ныне имени Литвинов, дворце культуры, где слушались изменения по Советскому, Промышленному, Кировскому районам. Однако, одобрили участники слушаний весь проект генплана, а не ту его часть, что касается именно этих трёх районов.
Вообще, новый генплан, который скромно назвали «изменениями» ранее принятого, представляет из себя мину замедленного действия для исторической части города, для природных памятников, для городских лесов и парков. Этот заряд взорвётся, когда городская власть будет принимать новые правила застройки и землепользования, после чего станет возможна застройка парков и снос исторических памятников.
Например, в новом проекте генплана из числа памятников природы выведены озёра Гатные. Предполагается перевести в зону предприятий обслуживания территорию парка им. 60-летия Советской власти, в ту же зону хотят переписать часть парка Молодежный, часть парка вокруг памятника природы «пруды на улице Воронежской». Изменениями в генплан планировалось перевести некоторые районы индивидуальной жилой застройки и дачные массивы в ряд территорий, где будет вестись многоэтажное строительство.
Перед публичными слушаниями в ДК Кирова-Литвинова, где доминировали организованные жители территории ИЖС в Советском районе, выступили представляющие их активисты и сообщили, что они достигли договоренности с руководством города о том, что статус земель, где проживают частники-индивидуалы, не изменится. Вот почему надо голосовать за изменения в генплан с учётом их предложений. Таким образом, решая свои личные проблемы, жители частных домов одобрили весь генплан, который интересовал их только в части личных интересов, и которые они отстаивали так, что напомнили мне о самосуде, учинённом толпой самарских обывателей над председателем ревтрибунала Францем Венцеком в 1918 году.
Активное участие в публичных слушаниях приняли местные святоши. Упомянув в своих выступлениях о поддержке требований жителей частого сектора, православные миряне в лице старосты прихода в честь Святой троицы Леонида Грубова, требовали вывести земли на Воронежских озёрах, которые РПЦ получила ещё 2004 г. от мэра Георгия Лиманского, из состава зоны рекреации. РПЦ, таким образом, добивается продолжения строительства второго культового здания прихода Святой троицы на Воронежских озёрах. Церковный староста попросил внести в протокол публичных слушаний его требование — изменить зону рекреации на Воронежских озёрах на зону, позволяющую вести строительство церкви, упирая на то, что там давно построен торговый центр «Империя». Церковники утверждали, что парк, образованный вокруг памятника природы «Пруды на улице Воронежской» сейчас находится в «зоне пьянства», а обитают там бомжи и пивные алкоголики, подразумевая, что когда будет построен храм, они исчезнут, то ли будут изгнаны, то ли перебиты, то ли воцерквятся и начнут вести жизнь примерных обывателей. Сразу же после «православных мирян» выступил доселе никому не известный «профессиональный эколог», который «довел» до собравшихся, что тот проект, который предлагает Русская Православная Церковь — храм «Святой троицы» максимально обеспечивает интересы жителей. «Это экология, это благоустройство», сообщил собравшимся в стилистике военного рапорта сей крепко сложенный эколог.
Елена Шпенглер представитель инициативной группы, которая ведёт многолетнюю борьбу за сохранение Воронежских озёр, выразила сомнение, что строительство нового церковного дворца уменьшит количество бездомных. Она потребовала оставить в покое территорию парка и не вносить в генплан изменения, которые предусматривали бы наличие на Воронежских озёрах второго церковного здания.
Выступавшие активисты предлагали объединяться инициативным группам, критиковали сами процедуру проведения публичных слушаний. «Как проводятся слушания? Это просто безобразие! Помещение маленькое, мы не можем посмотреть, кто зарегистрирован! Почему нам не показали на большом экране, что изменяется? Чиновники приняты на работу, чтобы облагораживать город с учётом мнения горожан, а не с учетом мнения бизнес-структур», возмущались горожане.
Председатель самарской гордумы и начальник реготделения партии «Единая Россия» Александр Фетисов, присутствовавший на слушаниях, также остался недоволен их организацией и усмотрел в этом наличие оснований для отмены результатов слушаний. Он вспомнил, что когда-то был офицером Красной Армии, почему и не мог вмешаться в процесс уничтожения стадиона «Буревестник» и теперь вместо стадиона «Буревестник», он и мэр Самары Азаров хотят построить в парке имени 60-летия Советской власти некое спортивное сооружение. Вопрос, какое? Александр Фетисов пообещал жителям районов индивидуальной застройки защиту их интересов, назвав их при этом опорой режима, и попросил поддержать проект изменений в генплан с учетом достигнутых договорённостей, поскольку без генплана им с Азаровым трудно «выбивать» из Москвы деньги для Самары. Теперь будет легче.
Представитель горадминистрации обещал внести вопрос о сохранении парка имени 60-летия Советской власти в границах улиц Алма-Атинская, Московское шоссе, Стара-Загора, Ташкентская в протокол, «вопрос о сохранении парка должен быть внесен в протокол и поставлен перед главой города».
Следующим подарком от нового мэра горожанам должен был стать новый сурковский торговый центр, для чего планировалось провести вивисекцию парка «Молодёжный» — вырезать из него изрядный кусочек. Соответствующие изменения в генплане, при смене зонирования в правилах застройки, позволили бы начать строительство универсального развлекательного комплекса на углу улиц Ново-Вокзальной и Ставропольской на территории парка «Молодежный». По данным из открытых источников, инициатива принадлежит ООО «Виктор и Ко Девелопмент-Т», подконтрольным самарскому девелоперу Виктору Суркову. Ранее сурковское ООО «Волга-Ритейл», уже заявляло о планах построить на другой площадке в том же парке крупный ТРК. Однако после ряда митингов, которые устраивали жители окружающих парк районов города и судебных разбирательств тот проект не был реализован. Теперь Сурков решил зайти в парк «с другой стороны». Со стороны мэра Азарова.
Вот слова жительницы Самары, которая выступила на слушаниях в поддержку сохранения парка «Молодежный» в неприкосновенности:
«Я понимаю, что загубить парк гораздо легче, чем вложить деньги и облагородить его. Два года в пруд, который находится в парке не заливалась вода. Там плавали лебеди, дикие утки, дети радовались, получали удовольствие глядя на это. Сейчас там, что? Как выжженная Хиросима! Даже воды пожалели! Мы будем собирать подписи, сколько нужно, не одну тысячу, чтобы там не дай бог, не был построен очередной какой-нибудь торговый центр, которых в нашем городе на каждого жителя уже, наверное, по одному торговому центру. Они нам не нужны! Денег у людей нет покупать! А только продают всё. Парки — это легкие города! Оставьте нам легкие! Людям выйти некуда, не у всех есть дачи, не у всех есть деньги выезжать на курорты, оставьте нам хоть это место, чтобы люди гуляли с детьми. Тоже самое происходит в сквере Кузнецова, его весь застроили. Оставьте хотя бы маленькие кусочки. Хочу сказать ещё про Воронежские озёра, не все голосуют за церкви, а люди говорят — хватит церквей. Люди хотят парк, а не церковь».
Понятно, что владелец многочисленных торговых центов, один из которых — «Космопорт» возведен на месте озера, которое являлось памятником природы, Сурков смотрит на самарцев, прежде всего, как на поголовье потребителей. Вот только как бы господину Суркову не ошибиться!
После очень насыщенных обсуждений участники слушаний большинством голосов приняли решение — одобрить изменения в генплан, с учетом высказанных замечаний и предложений, вот только как одновременно учесть предложения активистки Елены Шпенглер и ктитора Леонида Грубова? Когда станет доступен официальный протокол публичных слушаний будет ясно, но поздно!
Вывод: публичные слушания в версии Азарова-Фетисова не меньшая профанация, чем в версии Тархова-Арсентьева-Бурнаева. Это и есть преемственность городской власти.