Тайная встреча с облаком

В Сама­ре уча­сти­лись кон­цер­ты «лета­ю­щих таре­лок». Так назы­ва­ют хан­ги, музы­каль­ные инстру­мен­ты со зве­ня­щим кос­ми­че­ским зву­ча­ни­ем. Спе­ци­а­ли­стом по хан­гам в нашем горо­де, без­услов­но, явля­ет­ся Лидия Иголь­ни­ков, музы­кант и пре­по­да­ва­тель мастер-клас­сов. Она и рас­ска­за­ла «Новой в Повол­жье» о хан­ге мно­го интересного. 

11104318_838983729490884_1561065750_n- Лидия, отку­да он взял­ся, этот ханг, что это за инструмент?

- Давай­те нач­нем с тер­ми­но­ло­гии, что­бы не путать­ся. Некор­рект­но назы­вать хан­га­ми все инстру­мен­ты, кото­рые име­ют фор­му лета­ю­щей тарел­ки. Для это­го есть спе­ци­аль­ное назва­ние – «хэнд­па­ны». А ханг — это инстру­мент, кото­рый был сде­лан в Швей­ца­рии в 2000 году дву­мя заме­ча­тель­ны­ми иссле­до­ва­те­ля­ми зву­ча­ще­го метал­ла-Фелик­сом Ронер и Саби­ной Шерер. Это толь­ко один вид из все­го боль­шо­го семей­ства… Поз­же в раз­ных стра­нах ста­ли выпус­кать подоб­ные инстру­мен­ты. У каж­до­го есть свое имя, но вме­сте они назы­ва­ют­ся хэнд­па­ны. В Рос­сии есть заме­ча­тель­ный мастер Вик­тор, кото­рый дела­ет, на мой взгляд, луч­шие из инстру­мен­тов семей­ства хэнд­пан. Они полу­чи­ли имя – «СПБ» (по месту про­из­вод­ства), а более моло­дое поко­ле­ние инстру­мен­тов назы­ва­ет­ся «пан­там Спб»

- Пер­вые хан­ги в Сама­ре появи­лись у вас?
— Ханг был пер­вым из хэнд­па­нов в Сама­ре. На дан­ный момент, насколь­ко мне извест­но, в горо­де при­мер­но 8 инстру­мен­тов тако­го типа. А тогда, в 2009 году мож­но было услы­шать толь­ко мой ханг и толь­ко в груп­пе «Море горя­чее», в кото­рой я игра­ла со сво­и­ми заме­ча­тель­ны­ми жен­ствен­ны­ми коллегами.

- Как про­изо­шло ваше зна­ком­ство с этим «семей­ством»?

- Зна­ком­ство с хан­гом про­изо­шло на фести­ва­ле в Калуж­ской обла­сти, годом ранее… Меня тро­ну­ло это незем­ное уле­та­ю­щее зву­ча­ние и абсо­лют­но твер­дая метал­ли­че­ская «плоть» инстру­мен­та. Это было так уди­ви­тель­но, так непо­хо­же на то, что я виде­ла и слы­ша­ла рань­ше. Я на тот момент была в поис­ке вто­ро­го музы­каль­но­го инстру­мен­та, мне хоте­лось играть рука­ми, напря­мую, без исполь­зо­ва­ния смыч­ка и может быть даже струн. Я дума­ла о пер­кус­сии, но в ней ока­за­лось недо­ста­точ­но мело­дии, и тут я встре­ти­лась с инстру­мен­том, кото­рый стал моей меч­той. Потом были дол­гие поис­ки и, нако­нец, я обре­ла свой ханг. Этот инстру­мент научил меня тер­пе­нию, вни­ма­нию, слу­ша­нию зву­ка и слу­ша­нию себя, сво­их внут­рен­них импуль­сов. В пер­вый же день слу­ша­ния хан­га я почув­ство­ва­ла как отпус­ка­ют­ся внут­рен­ние зажи­мы, мышеч­ные в том чис­ле, как ухо­дят в про­шлое недо­воль­ство и печаль, остав­ляя место для све­та и радости.
- Чем зани­ма­лись до это­го? Вы же игра­ли на вио­лон­че­ли… Поче­му с вио­лон­че­ли пере­шли вдруг на хан­ги, это же совер­шен­но раз­ные «виб­ра­ции»!

- Я учи­лась в Самар­ском музы­каль­ном учи­ли­ще и в Самар­ской Госу­дар­ствен­ной Ака­де­мии Куль­ту­ры и Искусств. Игра­ла на вио­лон­че­ли в раз­ных ансам­блях. Клас­си­ку, автор­скую струн­ную музы­ку, рок, аван­гард… Я не ухо­ди­ла от вио­лон­че­ли к хэнд­па­нам, я про­сто рас­ши­рить воз­мож­но­сти вопло­ще­ния музы­ки на раз­ных инстру­мен­тах. Ну, а с чем это было свя­за­но, я уже рас­ска­за­ла. Про­сто это был такой пере­ход на дру­гой уро­вень. Виб­ра­ции раз­ные, это да, но мне милы и те, и другие.

11210088_838983742824216_1700903165_n

- Кста­ти, чем вам нра­вит­ся ханг? Что в этой музы­ке, что она дает?

- Ханг и Спб дают ощу­ще­ние лег­ко­сти и спо­кой­ствия, очи­ще­ния и гар­мо­ни­за­ции. После того, как «про­зву­чи­ва­ешь­ся» ими, хочет­ся и в жизнь при­вно­сить что-то подоб­ное. Еще хэнд­па­ны дают воз­мож­ность чело­ве­ку встрях­нуть­ся и огля­деть­ся, где же он все-таки нахо­дит­ся, чем зани­ма­ет­ся, поду­мать о том, живет ли СВОЕЙ жиз­нью, СВОЕЙ ли меч­той? Есть и дру­гие вещи в жиз­ни, кото­рые помо­га­ют людям прий­ти к подоб­ным мыс­лям. Это толь­ко один из путей…

- Когда и как у вас появил­ся про­ект Mikkai kumo?

- Про­ект Mikkai kumo появил­ся после при­об­ре­те­ния вто­ро­го хэнд­па­на — Спб. Вто­рой инстру­мент был настро­ен масте­ром в строй КУМО. Поэто­му про­ект полу­чил назва­ние Mikkai kumo или «Тай­ная встре­ча с обла­ком». Толь­ко после того как ханг и Спб встре­ти­лись, начал­ся насто­я­щий музы­каль­ный полет, и уже через пол­то­ра меся­ца у меня состо­ял­ся пер­вый соль­ный кон­церт на хэндпанах!

- Сей­час это пока не очень извест­ный инстру­мент… Но он при­об­ре­та­ет сво­их слу­ша­те­лей. Я не раз была на кон­цер­тах, и ска­жу, что доволь­но мно­го жела­ю­щих при­хо­дит послу­шать эту кос­ми­че­скую музыку.
— А с чем вы срав­ни­ва­е­те его извест­ность? По-мое­му, для 15-тилет­ней исто­рии он вполне извест­ный. Сей­час очень ред­ко встре­чаю людей, кото­рые не виде­ли или хотя бы не слы­ша­ли рас­сказ о зву­ча­щей «лета­ю­щей тарелке».

- Часто ли вы высту­па­е­те в Сама­ре и где? Езди­те на гастро­ли? Есть ли у вас рабо­та в при­выч­ном ее понимании?..
- Высту­паю в Сама­ре не часто, но регу­ляр­но. Места могут быть раз­ные: чай­ные, Дома куль­ту­ры, кафе, высту­паю так­же по при­гла­ше­нию на семей­ных или кор­по­ра­тив­ных празд­ни­ках. На гастро­ли езжу. Ноябрь, напри­мер, весь в разъ­ез­дах была, в янва­ре были гастро­ли в Сиби­ри. Для меня выступ­ле­ния — и есть рабо­та. Ну, и еще есть мастер-клас­сы, сеан­сы хан­го­вой тера­пии с Вик­то­ром Иса­е­вым, сеан­сы зву­ко­во­го мас­са­жа, меди­та­ции «Погру­же­ние в зву­ки». Если у меня будет еще какая-то рабо­та, мне неко­гда будет зани­мать­ся музы­кой! Основ­ное вре­мя ухо­дит на репе­ти­ции, сочи­не­ние, рас­пи­сы­ва­ние пар­тий (это для послед­не­го про­ек­та со струн­ны­ми), мон­таж видео, запись, под­го­тов­ку костю­мов… И все рав­но вре­ме­ни не хва­та­ет. Послед­ним самым инте­рес­ным моим про­ек­том, на мой взгляд, явля­ет­ся пяти­днев­ный интен­сив по игре на хэнд­пане. Ой, обыч­но все дни у меня рас­пи­са­ны. Пять дней уче­ник учит­ся играть, а в завер­ше­нии мы сни­ма­ем видео-ролик, чему он научил­ся. Для меня глав­ное, что­бы чело­век полу­чил опыт музы­ки, опыт зву­ча­ния. Кста­ти при­ме­ры таких видео мож­но посмот­реть на сай­те mikkaikumo.com.

- Мно­го ли жела­ю­щих запи­сать­ся на ваши мастер-клас­сы? Кто эти люди, вы с ними на одной волне?
- На мастер-клас­сы при­хо­дят люди с раз­ны­ми инте­ре­са­ми и целя­ми. Неко­то­рые про­сто инте­ре­су­ют­ся дико­вин­кой, дру­гие глу­бо­ко погру­жён­ные в само­ис­сле­до­ва­ния и в изу­че­ние миро­зда­ния вооб­ще. Поэто­му не могу ска­зать, что это какая-то опре­де­лен­ная груп­па людей.

11216182_838983739490883_1351746366_n

- Есть ли у вас какие-то инте­ре­сы поми­мо музыки?

- Я люб­лю быть с моей семьей. Люб­лю бывать на при­ро­де… Обо­жаю руко­дель­ни­чать: шить, вязать, пле­сти, валять. Руко­де­лие для меня – это то же кра­со­та, как и музы­ка, и я люб­лю созда­вать кра­со­ту вокруг себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.