— Сегодня продала яблоки за 20 минут! — оповестила нас с мамой бабуля. — Все 6 килограммов! Еще своих коллег по бизнесу угостила! — Так говорит она о других пенсионерках, торгующих на рыночке рядом с нашим домом. Я радуюсь вместе с ней коммерческому успеху.
Бабушка родом из Воронежской области. Родилась она в деревне Трудолюбовка, поэтому, наверное, не может сидеть без дела. Росла в очень тяжелое время. Когда ей было 5 лет, немцы бомбили Воронеж, и, как она часто мне рассказывает, она была свидетельницей битвы двух самолетов — нашего и немецкого. «Как-то я вышла в поле, гляжу — самолеты летят! И оба горят!», — часто вспоминает бабушка. А я слушаю ее, затаив дыхание, — столько времени прошло, а она так отчетливо это помнит!
Любит вспоминать и свои студенческие годы. Например, как во время учебы в институте часто помогала другим студентам со сдачей экзаменов.
— Я хорошо знала математику, и ко мне часто обращались за помощью. И вот однажды я даже сдавала экзамен по высшей математике за какую-то сокурсницу. Но она была худее меня и носила очки. Ладно, профессор был старый, и не заметил подмены! — смеется бабуля.
— Ну, прямо как в комедии про Шурика! — не могу удержаться от смеха я.
— Да, вот так я училась! — соглашается бабуля.
Честно сказать, бабуля и мне часто помогала с математикой, когда я училась в школе.
— Как же ты оказалась в Самаре? — продолжала расспрашивать я.
— Вышла замуж за твоего деда,– бабуля смотрит на меня, но больше не говорит ни слова. Вспоминать о том, как она вышла замуж, не любит.
— От стольких поклонников пришлось отказаться! — вздыхает с грустью. – Один даже предлагал уехать с ним в Ташкент.
— И что же ты не поехала?- смеюсь я.
— Страшный он был какой-то… — улыбается бабуля. Я знаю (из ее рассказов), что и в Самаре у нее было много поклонников, но, будучи замужней женщиной, она вела себя подобающе даме своего положения.
Сейчас бабуля живет одна, и, когда ей скучно, приходит к нам с мамой. Но больше всего она любит бывать на даче. У бабушки свои дачный участок в 6 соток, который перешел ей после смерти мужа – моего деда. На этом участке растут яблони, вишни, кусты малины. Имеется там и старый домик. Сейчас же заходить туда она боится — полы в нем провалились, окна выбили бомжи, а отремонтировать некому… На дачу она ездит, потому что, как она говорит, с детства привыкла работать, не может сидеть без дела.
Она работала до 75 лет, одновременно занимаясь своим хозяйством. Сейчас занимается «бизнесом» — продает яблоки и малину с дачи.
— Представляешь, ни у кого на рынке таких яблок нет, как у меня! — с гордостью говорит бабуля, показывая ведро с грушевкой. – Поэтому за ними ко мне просто очередь выстраивается!
Зарабатывает она на яблоках не так много – где-то 300 рублей в день. Но она рада и этой скромной сумме. Пенсия у нее небольшая, а тут еще тарифы выросли, плюс, капремонт….
Так как живет она одна, то всю сантехнику в доме чинит сама. «Да мастер обманет и только деньги возьмет!» — всегда отвечает она мне, когда я предлагаю позвать сантехника, чтобы прочистить раковину. Переубедить ее просто невозможно. Да и я, честно сказать, научилась кое-чему «мужскому», пока помогала ей, и уже не пугаюсь отвалившегося шланга, соединяющего трубу и раковину.
Соседи часто приходят к ней за советом, ведь она всегда в курсе всех последних новостей. Во дворе она всегда в центре внимания, ведь она — первая модница, шьет сама себе все наряды. Видимо, пожелав однажды так же овладеть швейным мастерством, я пошла учиться на модельера. По профессии бабушка инженер-конструк
Пару лет назад ей предлагали стать председателем кооператива дома, где она живет, да она отказалась. Как она рассказала мне, дед тоже был председателем их дома, и к ним в квартиру часто стучали в любое время дня и ночи. Поэтому и решила, что такая жизнь – не для нее.
Сейчас бабуля подумывает съездить в гости к своей родной сестре, которая живет в Воронеже. Общаются они с ней по скайпу. «Вот только поезд приходит рано, в три утра», — сетует бабушка.
Еще она научила меня готовить самую вкусную окрошку, которую я когда-либо пробовала. И вообще, моя бабуля — настоящий кулинарный гений.
Сложно представить, но моей бабуле в этом году исполняется 80 лет. Назвать ее «старой» не поворачивается язык (особенно, когда она рассказывает о своем новом поклоннике — бодром старичке из соседнего дома). Ее прическа всегда уложена, на руках – маникюр, который она делает себе сама. Бабуля не понимает ровесниц, которые относятся к себе небрежно.
— Ну и что, что муж умер? У меня самой муж давно умер. Себя любить надо! — говорит бабушка об одной нашей родственнице, недавно лишившейся супруга, а вместе с ним и веры в себя.
Бабуля по-прежнему смотрит на жизнь с оптимизмом, в отличие от многих ее ровесников, большинство из которых плотно сидят дома.
Ксения Маянова