Писательница из Тольятти Алена Бударина стала участницей поэтического фестиваля «Филатов-фест» в Крыму, прошедшего в рамках Всероссийского молодежного форума «Таврида» и стала победителем проходившего там конкурса — конвейера проектов. Алена вернулась с моря и рассказала о своем проекте, отношении к современному искусству и поэтической жизни.
— Недавно ты удачно выступила на «Филатов-фесте». Расскажи, как ты туда попала и что это за фестиваль?
— «Филатов-фест» — всероссийский фестиваль поэзии и драматургии. В прошлом году он проходил впервые. Этот довольно крупный фестиваль собирает молодых авторов со всей страны и ближнего зарубежья, в течение года идет заочный отбор (по итогам присланных работ), потом проходит полуфинал и финал состоится уже в Москве. В жюри сидят популярные авторы, поэты, актеры. В этом году литературный уровень поэтов оценивали Влад Маленко, Виталий Веникеев, Иван Купреянов и Алексей Шмелёв. После фестиваля тексты финалистов будут изданы в виде сборника. В команду «Филатов-феста» я была приглашена на третью смену Всероссийского форума «Таврида», в Крыму. Смена «Поэты, писатели и критики». Собственно, туда я и поехала, на «морской этап».
— Каждый приехавший на Тавриду мог принять участие в конвейере проектов. Как тебе пришла идея проекта «Проза присутствия» и легко ли далась победа?
— Легко ли далась победа – занятный вопрос! «Филатов-фест» делает ставку на подачу, не опуская, конечно, содержания. Подача обязательная часть выступления, и я сильно волновалась… Я всегда волнуюсь, выступая на зрителя. Нужно было за 60 секунд рассказать форумчанам, чем социально значим твой проект, чтобы голос отдали именно за тебя. В итоге я победила.
— Так в чем важность твоего проекта?
— Проблема Тольятти в том, что это молодой и глубоко провинциальный город, уклад жизни в нем и взгляды горожан сильно отличают его от региональных центров. Здесь боятся нового и желают, чтобы все было «как всегда». Отсюда нежелание познавать, расширять рамки восприятия, а, следовательно, и низкий уровень культуры, определенные виды развлечений и досуга. В целом же город открытый и толерантный. У нас в старом здании «Прачечной № 3» несколько лет назад был проведен Региональный фестиваль актуального искусства «Сквот: дефрагментация». После чего было решено пространство Прачечной сделать Центром современного искусства. Центр, как любое место культуры, как раз и должен будет решать городские проблемы такого рода. Я считаю, что одним из этапов его развития должно стать привлечение жителей к культуре через работу центра. Так возникла идея проекта «Проза присутствия», который должен связать художественное творчество и писательское искусство с жизнью обычных людей.
— Расскажи вкратце, в чем идея проекта?
— В ходе проекта малоимущим пожилым жителям Центрального района Тольятти будет предложено участие в литературно-художественном проекте. Каждый участник должен будет предоставить на проект старую вещь, отслужившую свой срок, но до сих пор эксплуатируемую, а также вещи, сопутствующие ей (например, шкаф с одеждой, стиральная машинка с бельем и корзиной, плита с домашней утварью). Сопутствующие вещи при надобности вернутся хозяину после окончания проекта, вместо же основных объектов (плиты, шкафа, машинки) участникам купят новые. В ходе проекта волонтёры будут заниматься сбором информации о каждом участнике, в итоге изыскания должны будут стать не просто журналистским исследованием, а рассказом, историей судьбы отдельного человека на фоне города, района, страны. После будет организована выставка собранных вещей, где каждый объект станет инсталляцией с распечатанным «путеводителем по вещам» – рассказами хозяев. В рамках выставки также пройдёт ряд встреч с жителями города и молодыми прозаиками и поэтами. Этот эксперимент должен помочь создать особую творческую атмосферу вокруг Центра современного искусства и сблизить далеких от искусства заводчан, живущих в этом районе.
— Как я понимаю, участие в смене предполагало в первую очередь чтение стихов, а не только защиту проектов?
— Да, но мы читали всего по два текста. Один на отборочном этапе, и по одному те, кто прошел в лонг-лист, всего 10 человек. После все мы поедем в Москву на финал.
— Это не первый твой опыт участия в подобных конкурсах, поэтических форумах, слетах? Какие у тебя были ощущения на Тавриде, что тебе дают такие встречи?
— Раньше я часто практиковала участие в конкурсах, вечера в писательских организациях, потом ко мне пришло разочарование… В публичности, наверное, чтений, не знаю. Поэтому «Филатов-фест» — первое моё выступление за несколько лет. Что касается писательской смены на Тавриде — это потрясающий опыт. Приятно находиться в пространстве, где на каждом шагу читают стихи и говорят о литературе.
— Насколько интересна поэтическая жизнь в Самаре и Тольятти? Есть ли у нас «настоящие» поэты или что-то стоящее можно услышать только в культурных столицах – Питере и Москве?
— В Тольятти сейчас довольно популярны ребята из «Зеленой лампы», молодежного лит. объединения. Я слежу за ними. Это интересно. Они пишут, выступают, используют медиа. В общем, всё, как положено. Что касается Самары, то я слежу за тем, что делает Поэтическая мастерская, например. Есть еще несколько глубоко любимых мной авторов: Веселье Ебенизеров, Кирилл Миронов… Стоящее, конечно, есть и у нас. А насчет слова «настоящий» по отношению к поэту — это вообще спорно. Вот мне посчастливилось услышать, как Евгений Рейн читает в курилке, и это было потрясение, совершенно настоящее потрясение. Но и когда мы на крыльце у домика в кружочке читали стихи. Когда юный поэт, волнуясь, читает с листка, это тоже абсолютно настоящее.
— Кто вообще сегодня достоин называться поэтом?
— Можно я не буду отвечать на этот вопрос? Не считаю, что вправе рассуждать об этом. Достоинство поэта как достоинство человека. Может ли поэт называться поэтом, если он написал один хороший текст? А человек, когда он может называться человеком? Я не знаю. Другой вопрос, кого я люблю читать, кто мне нравится, но и это очень субъективно.
— Встречаетесь ли вы с другими современными поэтами, у кого учитесь «очно» или «заочно»?
— Я часто общаюсь с поэтами. К слову, среди небольшого числа действительно близких мне людей есть трое поэтов. И я думаю, это немало. Я могу назвать их своей семьей, обсуждать с ними тексты и делиться теми авторами, которых мы открываем. А вообще на той же Тавриде открыла для себя Александра Скубу из Москвы. Невероятный человек! И поэт невероятный. Приятно, когда автор и произведение одинаково интересны и близки.
— Как твоя обычная жизнь влияет на твое творчество?
— В обычной жизни я работаю в экипировочном центре. Занимаюсь туризмом, катаюсь автостопом в другие города, живу в палатке. Попутно пишу стихи, малую прозу и пьесы, реализовываю городские проекты, рисую, делаю маски, на досуге играю в театре любительском и хожу в профессиональный. С союзом писателей дружу. В общем, делаю всё, чтобы «обычная жизнь» не была такой уж обычной.