Ольга Олейникова: «Самое главное то, что эта музыка нужна мне»

Почув­ство­вав, что ее ста­ло «слиш­ком мно­го» в Сама­ре, Оль­га Олей­ни­ко­ва, извест­ная как джаз-испол­ни­тель­ни­ца, реши­ла усту­пить доро­гу сво­им уче­ни­цам и поеха­ла «поко­рять» Моск­ву. Было страш­но. Но хоте­лось дышать и дви­гать­ся впе­ред, поэто­му Оль­га поль­зо­ва­лась любы­ми воз­мож­но­стя­ми, что­бы укре­пить­ся, уко­ре­нить­ся в сто­ли­це. Высту­па­ла с раз­ны­ми кол­лек­ти­ва­ми, пре­по­да­ва­ла игру на флей­те, была вокаль­ным настав­ни­ком на теле­шоу «Артист». И вот теперь, по про­ше­ствии прак­ти­че­ски 12 лет, она – лау­ре­ат меж­ду­на­род­ных джа­зо­вых фести­ва­лей, фина­лист­ка тре­тье­го сезо­на про­ек­та «Голос», руко­во­ди­тель вокаль­ной шко­лы-сту­дии SUNNY SIDE SINGERS, уча­щих­ся кото­рой мож­но уви­деть и на клуб­ной сцене, и на боль­шом экране. В Сама­ру Оль­га Олей­ни­ко­ва при­е­ха­ла, что­бы про­ве­сти вокаль­ный мастер-класс в музы­каль­ном учи­ли­ще Шата­ло­ва, кото­рое в свое вре­мя успеш­но окончила.

11164669_836596179729639_7737772182638425412_o

Я ПОМНЮ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ…

- В самом нача­ле я позна­ко­ми­лась с груп­пой, кото­рой не хва­та­ло бара­бан­щи­ка. Мне при­шлось осво­ить бара­бан. И те, кто смот­рел «Голос» и видел, как я там испол­няю вступ­ле­ние к Hold On I am Coming и один куп­лет на бара­ба­нах – да, это чистая прав­да, все было! Никто меня не стра­хо­вал и не дуб­ли­ро­вал. Бара­бан­щик всту­пил толь­ко со вто­ро­го куп­ле­та. Мы тогда хоро­шо повеселились!

- Затем так полу­чи­лось, что та груп­па, в кото­рой я была бара­бан­щи­ком, поте­ря­ла свою флей­тист­ку. Она уеха­ла учить­ся в Санкт-Петер­бург. И тогда я реши­ла начать учить­ся играть на флей­те. Соб­ствен­но, учить­ся игре на флей­те я как раз и при­шла в музы­каль­ное учи­ли­ще. И даже Самар­скую ака­де­мию искусств я закон­чи­ла по клас­су флейты.

- При­мер­но в это же вре­мя я позна­ко­ми­лась с музы­кан­та­ми, кото­рые меня при­гла­си­ли рабо­тать в джаз-оркестр «Мираж». О, это было дав­но, году, навер­ное, в 1996… Я была тогда совсем дет­ка, кро­ха, очень все­го боя­лась, но петь очень хоте­ла, хотя совер­шен­но не пред­став­ля­ла, как это нуж­но делать. И о джа­зе не име­ла ника­ко­го пред­став­ле­ния, кро­ме пес­ни Summertime. Одна­ко уже в про­цес­се, после того, как позна­ко­ми­лась с целым пла­стом инте­рес­ней­шей музы­ки, раз­ви­тие меня как музы­кан­та пошло семи­миль­ны­ми шагами.

МЕНЯ ДО СИХ ПОР НАЗЫВАЮТ ДЖАЗОВОЙ ПЕВИЦЕЙ

- И вот я попа­ла в кол­лек­тив Нико­лая Мач­ка­со­ва и Гри­го­рия Фай­на. Файн стал меня при­гла­шать высту­пать вме­сте с ним в Москве, в мос­ков­ских джа­зо­вых клу­бах. Таким обра­зом, я так там и обос­но­ва­лась… Я еха­ла в Моск­ву, нико­го там не зна­ла, никто не знал меня. Но через неко­то­рое вре­мя попа­ла в музы­каль­ную ком­па­нию к Сер­гею Манукя­ну. Мы высту­па­ли с ним в 2005 году, здесь, в Филар­мо­нии. Тогда мне очень хоте­лось встать на ноги, поэто­му я поль­зо­ва­лась любы­ми воз­мож­но­стя­ми, что­бы укре­пить­ся в Москве. Парал­лель­но рабо­та­ла в шко­ле искусств флей­тист­кой, пре­по­да­ва­ла. В общем, раз­ры­ва­ло меня очень сильно!

- Так, через неко­то­рое вре­мя я ока­за­лась в кол­лек­ти­ве Нико­лая Арутю­но­ва. Это наш такой, мож­но ска­зать, кори­фей блю­за. Что самое инте­рес­ное, когда мы с Юлей Дени­со­вой вме­сте пели в джаз-оркест­ре «Мираж», как-то она при­нес­ла запись груп­пы «Лига блю­за»… Мог­ла ли я поду­мать, что потом буду сидеть в жюри на кон­кур­се с девуш­кой, кото­рая пела на бэке в этой запи­си? Это была Мария Кац, мы позна­ко­ми­лась, когда были вокаль­ны­ми настав­ни­ка­ми на шоу «Артист» на Рос­сии 1.

- Меня до сих пор вез­де назы­ва­ют джа­зо­вой певи­цей! Хотя с тех пор, как я уеха­ла в Моск­ву, я пере­бра­ла столь­ко жан­ров: начи­ная от хули­ган­ско­го свин­га, джа­май­ки, кото­рую мы пели во всю, до ста­рин­ной музы­ки – англий­ско­го и аме­ри­кан­ско­го фол­ка. У меня была такая, зна­е­те ли, «кри­ча­тель­ная» мане­ра испол­не­ния, из-за кото­рой меня джаз­ме­ны неко­то­рое вре­мя чуть-чуть сто­ро­ни­лись. Пото­му что мой тем­пе­ра­мент… и все такое… С одним кол­лек­ти­вом я испол­ня­ла как раз «кри­ча­тель­ную музы­ку» — стиль соул, ритм-н-блюз, фанк, блюз-рок… Кста­ти рок-н-ролл, Элвис Прес­ли и дру­гие – я тоже очень люб­лю, с дет­ства. У меня был опыт выступ­ле­ния: я пин-ап дива, с таким, зна­е­те ли, коком и деколь­те, с кон­тра­ба­сом, все как пола­га­ет­ся… при этом очень хули­ган­ское пение!

ОЛЬГА И ЕЕ УЧЕНИКИ

11141761_836596169729640_899341754536560271_o

- У меня изна­чаль­но не было вокаль­но­го обра­зо­ва­ния, но петь очень хоте­лось, люби­лось и как-то даже полу­ча­лось, поэто­му ко мне ста­ли посту­пать пред­ло­же­ния пре­по­да­вать. При этом я все­гда гово­ри­ла, что не имею на это мораль­но­го пра­ва – у меня нет обра­зо­ва­ния. Тем не менее, моя спо­соб­ность вос­при­ни­мать, чув­ство­вать чело­ве­ка и мой опыт поз­во­ли­ли мне стать на этот путь. Рабо­та­ла я в боль­шом науч­но-иссле­до­ва­тель­ском инсти­ту­те, руко­во­ди­тель кото­ро­го очень хотел, что­бы у него был хор. У меня была уче­ни­ца, инте­рес­ная такая девуш­ка. Как-то мне позво­ни­ли и ска­за­ли посмот­реть ее, при­хо­дит девуш­ка и эта­ким басом «Здрасте, Оль­га Михал­на!». Это была Джу­ли­а­на Стрейн­дж­лав. Кто смот­рел пер­вый сезон «Голо­са», зна­ет. Так вот это моя малыш­ка. Она про­шла дол­гий путь: из нее пыта­лись сде­лать пре­крас­ную феми­ну, с высо­ким жен­ским голо­сом. А на самом деле в ней живет насто­я­щий рокер, и мы с ней по это­му пути и пошли. В этом и был наш успех – ее взя­ли на про­слу­ши­ва­ние. «You can live you hero» Джо Коке­ра – и мы разо­рва­ли зал.

- Есте­ствен­но, она позва­ла меня в груп­пу под­держ­ки. Когда я ока­за­лась там, в этой стресс-ком­на­те рядом с Дмит­ри­ем Наги­е­вым, я не знаю, кто из нас боль­ше вол­но­вал­ся. Меня вот так всю колош­ма­ти­ло. И у меня была такая мысль: я, сюда – да нико­гда! Точ­нее так: «Ну, если она пошла, то…» И вто­рой голос: «Я? Сюда? Нико­гда!» Это туда вый­ти, и все на тебя будут смот­реть, да еще нажмут на кноп­ку или не нажмут… Это был пер­вый сезон «Голо­са», я тогда отож­деств­ля­ла себя со сво­ей уче­ни­цей, и я виде­ла, как ребя­та там пере­жи­ва­ют, поки­да­ют проект…

SUNNY SIDE SINGERS

- Про­шло два года с тех пор, и за это вре­мя моя про­фес­си­о­наль­ная жизнь каче­ствен­но изме­ни­лась. За это вре­мя у меня воз­ник кол­лек­тив – я не могу это назвать шко­лой, это такое пою­щее сооб­ще­ство… Все начи­на­лось с обыч­ных вокаль­ных тре­нин­гов, когда я соби­ра­ла ребят, пока­зы­ва­ла упраж­не­ния, мы про­бо­ва­ли раз­ные пес­ни, а потом это пере­рос­ло в регу­ляр­ные заня­тия: я ста­ла рас­ска­зы­вать об исто­рии музы­ки, с чего начи­на­лось то, что сей­час есть: фолк евро­пей­ский, фолк аме­ри­кан­ский, блюз, как потом пошли раз­лич­ные ответв­ле­ния… Я рас­ска­зы­ва­ла, и мы тут же про­бо­ва­ли. И вот за 4,5 года суще­ство­ва­ния нашей музы­каль­ной ком­па­нии, мы ста­ли хором из 35 чело­век, кото­рый назы­ва­ет­ся SUNNY SIDE SINGERS.

- Мы при­ни­ма­ем уча­стие в кон­цер­тах раз­ных арти­стов. Вот, напри­мер, пели госпел с Дени­сом Мужи­ко­вым, с груп­пой «Бра­во» недав­но высту­па­ли, с Ири­ной Богу­шев­ской. Зна­е­те, это все меня само как-то нашло.

- И тут слу­чил­ся тре­тий сезон «Голо­са»…

ВО ВЕСЬ ГОЛОС…

- Я сижу, дро­жа­щим паль­чи­ком нажи­маю, это чистая прав­да, послать анке­ту или не послать. Да-нет, да-нет… Я, конеч­но же, не вери­ла, как и все, навер­ное, что меня туда позо­вут. Но слу­чи­лось то, что слу­чи­лось: я туда при­шла, и ко мне повер­ну­лись все настав­ни­ки. После того, как я от вол­не­ния пред­ста­ви­лась Оль­гой Михай­лов­ной, есте­ствен­но, на меня сра­зу пове­си­ли, нале­пи­ли на лоб «Михал­на», на что я не оби­жа­юсь совершенно.

- Я выбра­ла Диму Била­на. Во-пер­вых, он повер­нул­ся послед­ним. Это меня под­стег­ну­ло, как это так! Но это не глав­ное, конеч­но. На самом деле я зна­ла, что в его коман­де все­гда народ пест­рый, раз­ный, инте­рес­ный, не под­вер­жен­ный како­му-то одно­му тече­нию. И там мож­но было как-то себя най­ти, не под­стра­и­вать­ся под клас­си­че­ский роко­вый взгляд, напри­мер, Алек­сандра Бори­со­ви­ча, или под джа­зо­во-лати­но­аме­ри­кан­ский Лео­ни­да Агутина.

- Так полу­чи­лось, что на всем про­ек­те Алек­сандр Бори­со­вич все­гда так бла­го­склон­но ко мне отно­сил­ся. Поэто­му – нет, я не боя­лась его кри­ти­ки. Даже когда он меня ругал. У меня был этап, когда я вышла с боль­ным голо­сом. Он меня журил, но я виде­ла, что он пере­жи­ва­ет. Мне было при­ят­но, что его заце­пи­ло то, что я делаю. Я пом­ню, какие сло­ва он гово­рил мне после сле­по­го прослушивания.

- В каж­дом из них я уви­де­ла живой отклик. И вооб­ще все судьи очень душев­ные люди, инте­рес­но рас­кры­ва­ю­щи­е­ся в раз­ных ситу­а­ци­ях. Мне, конеч­но, жаль, что в даль­ней­шем про­ект будет раз­ви­вать­ся без них, пото­му что мы все так к ним привыкли…

МУЗЫКА НЕ ИМЕЕТ ГРАНИЦ

11188305_836596173062973_1217622732275176683_n

- Меня часто обви­ня­ют в не пат­ри­о­тиз­ме… Был такой момент, когда мы высту­па­ли с хором в музее Скря­би­на, нам ска­за­ли: «Что ж вы пое­те аме­ри­кан­ские пес­ни? Это же не пат­ри­о­тич­но! Вам, навер­ное, пла­тят аме­ри­кан­цы, что­бы вы отвле­ка­ли нашу моло­дежь…» Так вот это не прав­да, пото­му что музы­ка при­над­ле­жит людям, не важ­но, какой они наци­о­наль­но­сти и какая у них куль­ту­ра. Вот сей­час у нас будет про­ект с Сати Каза­но­вой, где мы будем петь ман­тры: инду­ист­ские, буд­дист­ские, мусуль­ман­ские. Этим самым мы хотим дока­зать, что музы­ка не име­ет наци­о­наль­но­сти, не име­ет гра­ниц. Вот так я пою сама и пред­ла­гаю петь сво­им уче­ни­кам, в основ­ном на англий­ском языке.

- Кста­ти, чем хорош про­ект «Голос», так это тем, что он выно­сит на Пер­вый канал музы­ку, о суще­ство­ва­нии кото­рой мно­гие даже и не подо­зре­ва­ли. Соб­ствен­но гово­ря, это та самая музы­ка, кото­рая была изна­чаль­но инте­рес­на мне, и кото­рая дала тол­чок для раз­ви­тия всей попу­ляр­ной музы­ки, кото­рая суще­ству­ет сего­дня, не важ­но, на каком она языке.

СВОЙ ПОДХОД

- После того, как я поки­ну­ла про­ект «Голос», инте­рес­ное дело про­изо­шло… Види­мо, Дима Билан несколь­ко раз обмол­вил­ся о том, что вот Оль­га Михай­лов­на, она пре­по­да­ет, у нее уче­ни­ки… И я не могу пере­дать, сколь­ко людей у нас в стране, ока­зы­ва­ет­ся, инте­ре­су­ет­ся пени­ем, вока­лом и той музы­кой, какую мне уда­лось про­де­мон­стри­ро­вать на про­ек­те… Блюз, ритм-н-блюз, соул…

- Уче­ни­ков сра­зу про­шу спеть. Это вызы­ва­ет стресс. Я пони­маю, что это жесто­ко и надо бы по голов­ке погла­дить. Надо бы как-то чай­ку там для нача­ла… Кар­тин­ка инте­рес­ная была в Интер­не­те – «Хва­лить и кор­мить! Хва­лить и кор­мить!». И я гово­рю так: сна­ча­ла ты потря­сись, а я посмот­рю, что оста­нет­ся. Но я не нароч­но, я не злая, прав­да, про­сто хочет­ся сра­зу посмот­реть, что мы име­ем. И в боль­шин­стве слу­ча­ев про­бле­ма все­гда одна и та же. Это дыха­ние. Эта про­бле­ма одна у всех. И у меня. Кста­ти, как я боро­лась с вол­не­ни­ем на «Голо­се» — я дела­ла дыха­тель­ные упражнения.

НАЙТИ СВОЕГО СЛУШАТЕЛЯ

- Я на сво­ем твор­че­ском пути побы­ва­ла и в ресто­ра­нах. Прав­да я была одной из несколь­ких певиц, рабо­тав­ших в ресто­ране, я была «спе­ци­а­лист­кой по джа­зу». У меня был джа­зо­вый день в ресто­ране! Но самое глав­ное то, что эта музы­ка нуж­на мне. Тот пер­вый кол­лек­тив, о кото­ром я рас­ска­зы­ва­ла, нас было чет­ве­ро, у нас были музы­каль­ные инстру­мен­ты и на нас ходи­ло очень мало наро­ду. Но те, кто ходи­ли на нас, ходи­ли со сле­за­ми. Мы все­гда их жда­ли, а они жда­ли нас. Мы пели такие пес­ни, как Джо­ан Баэз The Tree They Do Grow High. На них народ рыдал… Я их пела на мак­си­маль­ном эмо­ци­о­наль­ном напряжении…

- Мно­гие про­сто не зна­ют о суще­ство­ва­нии такой музы­ки. Имен­но поэто­му я орга­ни­зо­ва­ла сооб­ще­ство SUNNY SIDE SINGERS, где ста­ла рас­ска­зы­вать о ней… Пото­му что эта музы­ка пре­крас­на! Ну и что, что она роди­лась там! Так уж полу­чи­лось, что ее при­ду­ма­ли люди, кото­рые гово­рят на англий­ском языке.

- Мож­но ли петь ее на рус­ском?.. Слож­но, не полу­чит­ся… Дело в том, что ее рит­ми­ка пред­по­ла­га­ет корот­кие сло­ва, с мень­шим коли­че­ством сло­гов, поэто­му ее петь на англий­ском удоб­нее. Но вот, напри­мер, тот же Нико­лай Арутю­нов соста­вил целую про­грам­му фан­ко­вой музы­ки на рус­ском. Мож­но петь, если очень захо­теть! Эта музы­ка поет­ся и на Пер­вом кана­ле, но она не так пони­ма­е­ма жите­ля­ми нашей стра­ны, пото­му что боль­шие горо­да и малень­кие – это две раз­ные пла­не­ты, к сожа­ле­нию. Но любая музы­ка най­дет сво­е­го слу­ша­те­ля, я считаю.

САМАРА ПО ОЩУЩЕНИЯМ

- В Сама­ре все хоро­шо с джа­зом, есть джа­зо­вые фести­ва­ли, есть джа­зо­вая сту­дия «Дви­же­ние». Девоч­ка, кото­рая там зани­ма­лась у меня, Юлия Зем­лян­ская, теперь, по-мое­му, там пре­по­да­ет. Мне слож­но ска­зать о раз­ви­тии джа­за тут, для нача­ла нуж­но оку­нуть­ся в музы­каль­ную жизнь Сама­ры, прий­ти на какой-то кон­церт. Я тут слиш­ком ред­ко бываю. Вот наде­юсь пооб­щать­ся со сво­и­ми дру­зья­ми-музы­кан­та­ми, и они мне все расскажут.

- Бла­го­да­ря «Голо­су» здесь мно­гие узна­ли, что я делюсь опы­том, при­чем делюсь с удо­воль­стви­ем. Так что хочу бывать в Сама­ре чаще, а не «гало­пом по Евро­пам», как это было в янва­ре с Дени­сом Мужи­ко­вым, при­ска­ка­ли и сра­зу уеха­ли в Филар­мо­нию в Тольятти.

- У меня был выбор остать­ся в Сама­ре или поехать в Моск­ву, и я поеха­ла в Моск­ву. Но когда появил­ся выбор уехать из Рос­сии или остать­ся, я оста­лась. Пото­му что кто еще здесь это будет делать? Дол­жен же быть хоть кто-то, кто будет рас­ска­зы­вать и здесь об этом! Это же миро­вая куль­ту­ра! Люди, кото­рые зани­ма­ют­ся про­фес­си­о­наль­но музы­кой, долж­ны это обя­за­тель­но знать. Мно­гое зави­сит от угла зре­ния. Если ты направ­лен толь­ко на клас­си­ку, ты мно­гое теря­ешь, если толь­ко на рок, ты тоже теря­ешь что-то… Что­бы была воз­мож­ность себя най­ти, надо понять, где тебя боль­ше резо­ни­ру­ет, и уже в том направ­ле­нии раз­ви­вать­ся. Поэто­му я сво­им ребя­там даю все­го по чуть-чуть. Вез­де есть раз­ви­тие, все зави­сит от нас самих, глав­ное, что­бы люди оста­ва­лись, а не разъ­ез­жа­лись все в Моск­ву и Питер.

Ольга Олейникова: «Самое главное то, что эта музыка нужна мне»”: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.