Плач по пролитому молоку

В Самаре начал работу международный фестиваль видеоарта «Сейчас и Потом». Одновременно фестиваль проходит в Москве, только там мероприятия начались двумя днями раньше.

В Москве представлено сорок работ сорока художников, в Самаре – восемнадцать, но и восемнадцать – это много, очень много для осознания. И осмысления. Чтобы было удобнее просматривать фильмы, свет в галерее «Виктория» выключен, во мраке таинственно перемещаются зрители. Переходят от экрана к экрану. Экраны мерцают. Программа называется "Между образом и личностью — 2".

Победитель прошлогоднего фестиваля — Наташа Данберг, Швеция. «По пролитому молоку не плачут». Сведены рядом изображения с двух камер: вот накрывают на стол. Чаепитие на шестерых. Красивые чашки, чайник, тонкий фарфор, крахмальная скатерть. Крепкий чай. Изящная женская рука наполняет чашки. На втором экране заряжается снайперская винтовка. Стреляет. Чашки разбиваются, чай на скатерти, красно-коричневое на белом и мокром. На втором экране капает молоко. Автор комментариев к своей работе не дал, и ее можно трактовать как угодно. Можно сказать, что стрелять, например, плохо. Что когда заряжают оружие, приходит конец чаепитиям. Или можно как-то хитро извернуться и резюмировать, что чай, молоко и кровь – три жидкие субстанции, в разное время определяющие вектор жизни. И придерживаться своего мнения, яростно оспаривая любые другие.

Виктория, 30 лет, менеджер офиса: «Какой бы я сделала видеоарт? Ну, не знаю. Наверное, про женщину. Это самое интересное. Дайте подумать. Например, зеркало в ванной. Одна и та же женщина. Каждое утро она выглядит по-разному: вот у нее болит голова, вот круги под глазами, расцарапана щека, а вот вообще все лицо заплакано, нос распух и так далее. Но она с ним что-то делает, с лицом, и выходит из ванной всегда одинаковой – собранной и готовой к работе».

Роман, 44 года, журналист: «Про жизнь насекомых. Как муравьи поймали жука, убили его и съели. Название: пока мы едины, мы непобедимы».

Еще один победитель – Филип Габриэль Пудло, Польша. «Коллекция». Художник снимает на камеру портретные фотосессии: разные лица, целые семьи, фоном то домашний интерьер, то лужайка перед замком.

Шен Вей, США. Работа «Пузырь». Настоящий ужас: молодой азиат длительно выдувает из собственной слюны пузыри. Действо его захватывает. Приходит в себя, утирает мокрый подбородок.

Российская арт-группа «Нежные бабы». Девушки в свадебных платьях валяются в грязи, будто бы участвуя в когда-то традиционном для Южной Пруссии ритуале – прощание с землей перед замужеством. Ритуал как раз предписывал надеть подвенечное платье, лучшие украшения и упасть в место, где погрязнее.

Художника Дмитрия Булныгина. «Плохая карма». Черно-белая графика: силуэты людей с тележками из супермаркета. Можно угадать багет, сосиски, упаковки сока, упаковки корма для животных и какой-нибудь стиральный порошок. Бесконечная очередь, визуализация одного из кругов ада вселенной потребления.

Нил Брайант, Великобритания. «Пока, покупки». Сменяют друг друга портреты большеглазых экзальтированных потребителей со старых кинолент. Домохозяйки радуются средству для чистки плит и туалетному мылу. Как раньше представляли буржуазность, и как теперь смешно это вспоминать. Опять про консюмеризм.

Самарский художник Евгений Бугаев. Можно посмотреть как работу «Бальзам для сосудов», так и на самого художника. Художник лично рассказывает, что хотел рассказать о том, что по-настоящему мы живем во сне, и там происходят лучшие вещи, а когда просыпаемся – вокруг пусто и ничего нет.

Алексей, 38 лет, предприниматель: «Какой бы я сделал видеоарт? Про яичницу. Как сковородка нагревается. Как шипит масло. Как разбиваются яйца. Густеет желток, поджаривается белок. И все заново – пустая сковородка. Целые яйца. Назвал бы: не разбив яйца. В смысле, что не приготовить омлета ».

Ирина, 36 лет, домохозяйка: «А я думала как раз над этим! Скорее всего, сделал бы сюжет о животных. Допустим, сторожевая собака. Как она живет на цепи, рвется, лает, рычит, надсаживается, а потом все-таки срывается и убегает. Я против насилия, если что, и против цепей во всех метафорических смыслах».

Виктория, 20 лет: «Жизнь бедных детей и жизнь богатых детей. Ну, то есть, ребенок из состоятельной семьи и какой-нибудь вообще детдомовец. Первый объедается икрой и тычет жирным пальцем в айпад, а второй нюхает клей. А фоном чтобы кто-то плакал. Лучше — женщина». По пролитому молоку.

Работы участников фестиваля будут демонстрироваться в «Виктории» до двадцатого апреля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *