По пиву?

За второй квартал 2014 года в Самаре и области выпили 60 134 000 литров пива, из них местного производства – 20 079 000 литров. Итого на бедную душу населения (учитывая только совершеннолетних возможных потребителей) пришлось чуть более 20 литров пива.

Об этом рассказал руководитель департамента регулирования оборота алкогольной продукции Министерства экономического развития Самарской области Владимир Востриков. Также он отметил, что по сравнению с прошлым годом, снизилась доля пива местных производителей на 30%, и пропорционально возросла доля пивоваров Санкт-Петербурга и Пензы.

Востриков одобрительно прокомментировал изменения в ФЗ №171, произошедшие за последние два года: сначала пиво причислили к алкогольным напиткам, потом запретили им торговать близ учебных, спортивных заведений и так далее, еще на первых этажах жилых домов с тем, чтобы вход в магазин располагался со стороны подъездов. В Самаре дополнительно не торгуют спиртным 25 января (день студента), 1 июня (день защиты детей), 27 июня (день молодежи), 1 сентября (понятно) и 17 ноября (международный день студента), и везде-везде не продают алкоголь несовершеннолетним (по крайней мере, так считает закон).

И все-таки шестьдесят миллионов литров пива за второй квартал мы выпили.

Законодательные нововведения дают возможность надеяться на возникновение и развитие культуры пития в регионе, резюмировал руководитель департамента регулирования оборота алкогольной продукции, и лирично поделился воспоминаниями детства: как мальчишки с Безымянки наблюдали в сквере за тем, как их отцы дружно помогают разгружать пивные бочки для кафе, а потом культурно выпивают в кругу друзей. «Это было настолько ровно и без эксцессов, — сказал Владимир Востриков, — что могло считаться настоящим мероприятием».

Следует уточнить, что выступал руководитель департамента регулирования оборота алкогольной продукции на пресс-конференции «Пивной дозор»: как позиция общественности влияет на культуру потребления пива. Усиление механизмов общественного контроля над запретом на продажу пива несовершеннолетним».

Начало октября в Самаре холодное, но на пресс-коференцию по пиву я иду пешком, вдоль Волги, чтобы тематически охватить взором легендарную пивную «Дно». Ветер подбрасывает вчера еще нарядные листья и швыряет их в капюшон; дождь методично долбит по темени; китайская пытка водой. Около разливательного окошка «Дна» очереди нет – так, три-четыре человека. Из них двое уже отходят, не забывая скромной трехлитровой баклажки с пивом. Боеспособные мужчины в добротных куртках, по виду – квалифицированные рабочие. Идут в сторону берега, мимо припаркованных чьих-то автомобилей и ресторанных анонсов. Идут к воде; летом отсюда стартовали пассажирские лодки-такси на Рождествено, сейчас лодок нет, хотя навигация не закрыта еще. Ступаю осторожно вслед, планирую прикинуться русалочкой или кем-то таким, если обратят внимание. Не обращают. Используя фрагмент бетонного парапета, располагаются стационарно. Пластиковые стаканы держат рукой. Пену не сдувают, на манер книжного сыщика Ниро Вульфа – тот тоже предпочитал, чтобы сохла на губах. Серые волны накатывают на берег. На волнах беснуется черный полиэтиленовый пакт и кассета из-под яиц. «Хорошо, — говорит один, что Вячеславыча с собой не взяли. А то бы он разнылся на погоду» — «Хорошо, — отвечает другой, — а Палыч – на язву. Вот если у тебя язва, так сиди и не чирикай! Не порть друзьям день!» Довольные взаимопониманием, выпивают по первой. Ежась от ветра, иду прочь, слушать про «пивной дозор» и позицию общественности.

Следует упомянуть, что такое «Пивной дозор» — как ни смешно, это акция пивного завода «Балтика», проводимая предприятием довольно длительное время, с 2008 года, и по всей стране. Нужно же пиву как-то себя рекламировать, хоть это и повод для шуток, типа: есть бесполезные вещи, например, реклама алкоголя в России. Тем не менее, вот есть «Пивной дозор». Акция направлена на соблюдение запрета на продажу пива несовершеннолетним. Рассказывает представительница самарского завода Наталья Панфилова: «За годы мы пробовали разные форматы мероприятия, в том числе и буквально подсылали подростков в магазин или ларек, а потом с нажимом спрашивали, не кажется ли кассиру, что стоит проверить возраст вот этого определенно юного покупателя. И что самое неприятное – окружающие нас не поддерживали! Вся очередь начала сразу выступать в духе: пусть человек купит себе пива, и не отвлекайте кассира, мы спешим!»

В этом году выйдут в рейд с игроками футбольного клуба «Крылья Советов», и не просто в случайный день, а 5 октября, в день игры самарской команды с питерским «Динамо». Ровно в одиннадцать утра пивовары и футболисты встретятся у касс стадиона «Металлург», и пойдут себе раздавать продавцам листовки и монетницы, клеить стикеры «Тебе 18? Подтверди!»

Директор завода «Балтика-Самара» говорит: «Мы хотим показать людям, что такое — ответственное потребление. Ответственное потребление – это, во-первых, непродажа пива несовершеннолетним, во-вторых, отпуск спиртного только в специализированных местах. Наш потребитель – взрослый, совершеннолетний человек, отдающий отчет в своих действиях».

В помещении пресс-центра выставлены фабрично упакованные баклажки пива с портретами самарских футболистов. Артем Делькин, нападающий. Ибрагим Цаллагов – защитник. Спасибо за поддержку, вернем позиции. «Крылья» хотят обратно в премьер-лигу, а пока декорируют улыбками баклажки с пивом «Самара». Мне так кажется, что это какой-то позор, но если портрет футболиста на пивной бутылке убережет несовершеннолетнего от раннего алкоголизма, пусть будет. Это и я соглашусь сфоткаться, если так. Надо так надо.

Генеральный директор фонда поддержки «Крылья Советов» Максим Поваров формулирует: «Наш образ жизни – спортивный, плюс стаканчик пива».

Со знанием дела, но немного неожиданно высказывается Юлия Васильева, один из руководителей базы отдыха «Лесная жемчужина»: «Сейчас вся молодежь ведет здоровый образ жизни и молодежь охотней и дет в фитнес-клуб, чем в пивной бар. Однако остаются взрослые люди, употребляющие алкоголь, и их никуда не денешь».

Журналисты несдержанно смеются. От радости, что не придумали еще пока в лесной жемчужине, куда девать взрослых людей, употребляющих алкоголь. И немедленно узнают, что еще существует проект самарского молодежного правительства – «Трезвон решение», но сути его оратор не раскрывает. Пожалуй, к лучшему.

На обратном пути ответственных потребителей пива на Дне не обнаруживаю – естественно, ведь стало еще холодней, и виданное ли дело, часами медитировать чуть не в ноль градусов на берегу Волги, где серые волны гоняют туда-сюда черный полиэтиленовый пакет (кассеты из-под яиц не видно). Полагаю, в третьем квартале 2014 года наша область выпьет менее шестидесяти миллионов литров пива, не по двадцать литров на душу населения. Где же эта душа населения, которую так ценят и всегда отмечают в официальных отчетах производители алкогольной продукции и государственные структуры?

Ау.

По пиву?”: 3 комментария

  1. У автора какое язвительное отношение ко всему, вот только чем вам дозор не угодил?Я до сих пор в некоторых местах паспорт показываю, и считаю, что это правильно: закон для всех одинаков. И пока каждый не осознает это, ничего не измениться. Опять же они очень помогают полиции, хотя это именно их забота. Их и родителей.

    1. Вы действительно считаете, что публикация фото футболистов на пивных фляжках — это борьба за непродажу пива несовершеннолетним? Мне это напоминает прошлую кампанию "рок против наркотиков", которую называли "пчелы против меда". Предъявление паспорта к этому не имееет никакого отношения, и я точно не против. 

      1. Публикация же только часть. Без этого никуда, как борды на выборах. Наоборот хорошо, что люди, которые спортсмены, которые для кого-то пример для подражания, участвуют в этом деле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *