Огонь, вода и медная крыша

Не прошло и двух месяцев после публикации о ходе реставрационных работ в особняке Курлиной, а «Новая» опять вынуждена вернуться к этой болезненной теме. К сожалению, новости вновь печальные, возможно самые печальные с момента пожара в 2008 году. Еще летом областной министр культуры Ольга Рыбакова заявила, что завершение реставрационных работ не за горами: конец 2011 – начало 2012 года. Поступившая в «Новую газету» информация дает основания усомниться в словах министра.

В последних двух публикациях об особняке Курлиной мы выражали обеспокоенность в связи с возобновлением реставрационных работ. Вначале речь шла о реставрации фасада, которая проводилась зимой. При этом кровля здания по-прежнему была временной, без желобов и водосточных труб. Это давало основание предполагать, что в результате снегопадов и весенних дождей отреставрированный фасад будет мокнуть и в результате перепада температур разрушаться. К счастью, ООО «Реанта» («Самарареставрация») продемонстрировала профессионализм и выполнила предусмотренные договором работы так, что погодные условия не отразились на целостности фасада.

Начался второй этап реставрации, замена кровли на медную и выполнение общестроительных работ. Напомним, что в результате торгов на проведение работ, в том числе замену кровли, победила сызранская компания ООО «Проектно-строительная компания «Волга», ранее имевшая негативный опыт в реставрации объектов культурного наследия. Результат не заставил себя долго ждать.

Начался демонтаж старой кровли и временного перекрытия, защищающего особняк от осадков после пожара 2008 года. Демонтаж совпал с осенними дождями и грозами. Об этом не сложно догадаться, но ни подрядчик, ни заказчик работ своевременно не позаботились о защите уникальных интерьеров особняка от проливных дождей, а если и позаботились, то и это не помогло.

Отсутствие кровли и водостоков видны невооруженным глазом. Свежие, отреставрированные еще в начале года карнизы промокли в нескольких местах. Высока вероятность образования высола на стенах. Судя по всему, карнизы не успеют просохнуть до наступления холодов. Скорее наоборот, продолжающиеся дожди еще больше увлажнят фасад особняка. С наступлением морозов на стенах появится лед, а значит, уже в ближайшее время начнется процесс разрушения отделки фасада. Однако это всего лишь одна часть проблемы.

По имеющейся у нас неофициальной информации, в результате ливневых дождей влага просочилась в интерьеры особняка. Повреждено помещение, в котором оставался уже отреставрированный паркет. Сейчас над этой комнатой в особняке располагается прикрытая брезентом дыра. Учитывая эту информацию и то, что данное помещение расположено на первом этаже, можно предположить, какое количество воды попало в особняк. Кроме того, старая кровля была снята и с одноэтажной части дома со стороны католического костела. Сейчас этот участок спешно покрыт рубероидом, однако можно предположить, что вода проникла в особняк и в этом месте, а значит, под большим вопросом сохранность одного из наиболее ценных элементов декора – лепного плафона в виде летящей нимфы. Сохранился ли он и в каком он состоянии – не известно.

После этих событий министерство культуры организовало проверку состояния реставрируемой усадьбы. Возле ворот-бабочек были замечены министр культуры Ольга Рыбакова с депутатом Губернской думы Евгением Серпером, который, по некоторым данным, является владельцем сызранской компании-подрядчика. Визит на объект высокопоставленных чиновников может говорить о серьезности ситуации. Впрочем, опыт прошлых лет показывает, что результаты проверки, проведенной областным минкультом, вряд ли станут известны широкой общественности, как это было после пожара 2008 года. При этом положение дел может не только сыграть негативную роль в процессе реставрационных работ, но и «подмочить» репутацию политиков, которые, судя по появившейся в СМИ информации, планируют участвовать в предстоящих выборах в Губернскую думу. Единственно правильным решением с их стороны было бы оглашение результатов проверки и допуск журналистов внутрь усадьбы для фиксации состояния внутренних интерьеров одного из самых ценных объектов культурного наследия Самары. Остается лишь надеяться на благоразу-мие властей в данном вопросе.

В мэрии Самары состоялось первое заседание обновленного состава Межведомственного координационного совета (МКС) по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, на котором была рассмотрена концепция городской целевой программы по охране памятников.

Мы ждали этого заседания с осени прошлого года, когда был сформирован новый состав совета, однако, как выяснилось, сотрудникам Департамента культуры горадминистрации оказалось нелегко собрать его. На самом заседании мы прослушали несколько выступлений. Руководитель Департамента культуры горадминистрации Татьяна Шестопалова рассказала о деятельности совета в период с 2009 года по сегодняшний день. Чтобы понять работу предыдущего состава совета, необходимо вспомнить, что делала администрация Виктора Тархова (равно как и администрация Георгия Лиманского) в сфере сохранения историко-культурного наследия. Основным их занятием, к сожалению, являлось перекладывание ответственности на чужие плечи. Соответственно, каких-либо кардинальных действий ни администрация Тархова, ни появившийся при ней МКС не предпринимали, поэтому выступление Татьяны Шестопаловой мало что говорило о реальном положении дел.

Нынешняя городская администрация решила серьезно взяться за решение этой проблемы, что не может не вызвать уважения. Главной темой обсуждения на совещании стала концепция городской целевой программы по сохранению, развитию и популяризации объектов историко-культурного наследия Самары на 2012-2020 годы. К большому своему сожалению, я вынужден отметить, что далеко не все члены совета заранее ознакомились с программой.

Необходимость существования целевой программы, которая пошагово расписывала бы действия по сохранению историко-культурного наследия и в целом исторической среды Самары, совершенно очевидна. Предусмотрено также и взаимодействие программы с областной программой. Общий объем финансирования программы составляет более 3 миллиардов рублей. Учитывая наличие на территории Самары 1379 объектов культурного наследия, сумма эта не кажется столь крупной.

Однако удивило, как в выступлении Татьяны Шестопаловой, так и в информации, появившейся в СМИ после заседания совета, то, насколько большое внимание уделяется популяризации культурного наследия. С одной стороны, на эти цели выделяется всего лишь семь миллионов рублей. Учитывая то, что программа рассчитана на 9 лет, это не так уж и много. С другой же стороны, общая сумма финансирования программы мала, что признали практически все присутствующие члены совета, а значит, целесообразнее было бы выделение семи миллионов на разработку проектной документации либо проведение реставрационных работ на самих памятниках истории и культуры. Учитывая то, что процесс популяризации памятников уже идет на областном и городском уровне, СМИ осуществляют его в рамках своей основной деятельности, многие мероприятия ведутся вне данной программы, не говоря уже о тех, кто занимается популяризацией наследия безвозмездно, решение о сокращении средств на данные мероприятия было бы вполне логично.

Впрочем, это мнение, высказанное мной на совете, не вызвало одобрения других его членов. На совете было предложено подключить театральные коллективы. Возможно, театральным коллективам необходимо дополнительное финансирование, но, на мой взгляд, это еще не значит, что они должны участвовать в популяризации культурного наследия. Да и сложно представить себе театральный коллектив, который бы занимался популяризацией памятников архитектуры.

Алла Демина, помощник Дмитрия Азарова и один из разработчиков программы, не высказывалась открыто против популяризации и планируемых на нее средств, однако отметила, что лучшей популяризацией памятников истории и культуры была бы их реставрация и приведение в должный вид. Я полностью согласен с мнением Аллы Сергеевны и считаю, что этому вопросу должно быть уделено максимальное внимание, а ухоженные памятники со временем будут сами привлекать своей красотой горожан. Надо сказать, что и в этом направлении предприняты определенные шаги. Идет процесс получения паспортов на объекты культурного наследия. Почему он затягивается, не совсем понятно. Это вызвало удивление и у представителя министерства культуры, который заявил, что в госоргане имеются паспорта на все объекты, входящие в реестр памятников. Кроме того, проведена техническая инвентаризация около 40 зданий, а на 19 из них существует проектная документация по их реставрации, которая отправлена в министерство культуры для включения в областную целевую программу.

В программе есть моменты, которые нуждаются в корректировке и дополнении, есть спорные пункты, однако в целом программа представляет собой цельный документ. Как правильно заметила Алла Демина, этот документ жизненно важен для того, чтобы процесс сохранения и развития культурного наследия Самары сдвинулся с мертвой точки, и его принятие – первейшая задача. Погрешности же программы можно исправлять в процессе ее выполнения. С этим мнением Аллы Сергеевны согласились все члены совета, и концепция программы единогласно была одобрена.

Межведомственному координационному совету еще предстоит обсудить вопросы, связанные с данной программой, а пока городская администрация без какой-либо программы осуществляет ремонтно-реставрационные работы одного из ярчайших особняков старой Самары – особняка Клодта. В отличие от многострадальной усадьбы Курлиных, работа здесь идет полным ходом, а опытному подрядчику, судя по всему, не мешают погодные условия. Возможно, уже в этом году мы увидим отреставрированный фасад Детской картинной галереи, что не может не радовать. Надеюсь, что вслед за особняком Клодта будут отреставрированы и другие памятники, являющиеся лицом нашего города.

В зеркале прессы

Опубликовано: 12.04.06

13 апреля в Самаре состоится презентация каминного зала в особняке Курлиной

Закончились ремонтно-реставрационные работы одного из красивейших каминных залов Самары. Особенностью этого зала является то, что интерьер зала, созданного хозяевами в начале 20 века, сохранен в первозданном виде.

Гротовая штукатурка, панель из плитки по периметру стен, камин с медной окантовкой, потолок с балками, заканчивающимися масками. Подлинный паркет на полу.

Опубликовано: 04.05.2008 16:00

Самарский Дом-музей Курлиной закрывается с 1 июня на реставрацию, которая затянется на три года.

А потому ныне действующую в музее экспозицию по истории Самарского края (открытую 15 июня 1989 года) можно будет посетить только до конца мая. Дом Курлиной работает с 10:00 до 18:00, выходной – понедельник.

Опубликовано: 15.10.2008 15:35

Особняк Курлиной, расположенный по улице Фрунзе, долгое время был закрыт на реставрацию.

Но к концу этого года желающие смогут посетить один из залов особняка, где будут устраивать показы документальных фильмов об истории Самарского края, сообщает 63.ru.

Опубликовано: 26.12.2008 15:15

Из искры возгорелось пламя

Причиной пожара в самарском особняке Курлиной могла стать искра — на чердаке здания проводили демонтаж старых труб, разрезали старый отопительный стояк. Такое мнение высказал сегодня журналистам на месте происшествия консультант управления правового и кадрового обеспечения и охраны объектов культурного наследия областного министерства культуры и молодежной политики Александр Аксарин. По его словам, в результате пожара никаких ценных предметов историко-культурного наследия не пострадало.

Опубликовано: 22 января 2010

Уже третий год, как дом Курлиной находится в реставрации.

Завершится ли она когда-нибудь, или чиновники просто ждут, когда дом окончательно разрушится? С таким вопросом к нам обращаются наши неравнодушные земляки. В министерстве культуры Самарской области заверили: дом после капитальной реставрации будет как «конфетка»…

Как это выглядит на самом деле – судите сами.

Опубликовано: 14 июля 2011

Фронт работ резко увеличился после того, как в декабре 2008 года в особ­няке случился крупный пожар. Но в бли­жайшее время работы будут завершены. Об этом на заседании регионального пра­вительства заявила министр культуры Са­марской области Ольга Рыбакова. Она рассказала, что увидеть одну из достопри­мечательностей губернской столицы без строительных лесов можно будет уже в кон­це 2011 — начале 2012 года. «Тогда же воз­обновятся работы по объектам «Особняк Павла Шихобалова» и «Ресторан «Аква­риум» (здание бывшего ТЮЗа на ул. Самар­ской), — пояснила Рыбакова.

Опубликовано: 22 июля 2011

Победителем стала сызранская компания ООО Проектно-строительная компания «Волга», готовая выполнить работы за

7 043 330.25 рублей, т.е. меньше чем за половину начальной цены контракта. Казалось бы, надо радоваться, что мы имеем возможность сэкономить. Ведь нашелся подрядчик, которому достаточно половины стоимости для выполнения работ. Вот только экономить на особняке Курлиной не только не хочется, но и категорически нельзя. «Жемчужина» самарского модерна и без того не один год стоит в лесах, и конца этому пока не видно. Сможет ли подрядчик выполнить работы в 60-дневный срок — мы скоро увидим, но главное, какого качества будут эти работы за предложенную цену? Имеем ли мы право в данном случае экономить на качестве? Ни в коем случае!

Опубликовано: 15 сентября 2011

По имеющейся у нас неофициальной информации, в результате ливневых дождей влага просочилась в интерьеры особняка. Повреждено помещение, в котором оставался уже отреставрированный паркет. Сейчас над этой комнатой в особняке располагается прикрытая брезентом дыра. Учитывая эту информацию и то, что данное помещение расположено на первом этаже, можно предположить, какое количество воды попало в особняк. Кроме того, старая кровля была снята и с одноэтажной части дома со стороны католического костела. Сейчас этот участок спешно покрыт рубероидом, однако можно предположить, что вода проникла в особняк и в этом месте, а значит, под большим вопросом сохранность одного из наиболее ценных элементов декора – лепного плафона в виде летящей нимфы. Сохранился ли он и в каком он состоянии – не известно.

Продолжение следует…

Огонь, вода и медная крыша”: 1 комментарий

  1. Программа- это конкретный и реальный шаг по спасению культурного наследия Самары.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *