По правилам, установленным действующим законодательством, автобусы и грузовики, совершающие коммерческие перевозки, должны оборудоваться тахографами с криптографической защитой. Устройства нового образца должны устанавливаться не позднее срока, предусмотренного правилами для данного вида транспорта.
Закон о штрафных санкциях действует с апреля 2013 года. Чтобы водители смогли подготовиться к нововведению, штрафы за отсутствие оборудования стали выписываться год спустя. За период с апреля 2014 года по сегодняшний день многие водители были оштрафованы как за неустановленный тахограф, так и за зафиксированное прибором, несоблюдение режима.
Кому начисляются штрафы
По закону, штраф за отсутствие тахографа придется заплатить как работнику, управляющему транспортным средством, так и должностному лицу, отвечающему за выезд автомобиля без контролирующего прибора.
Сумма штрафов для водителей распределяется следующим образом:
- За отсутствие контролирующего устройства водитель вынужден будет заплатить от 1 тыс. до 3 тыс. руб.;
- За несоблюдение режима работы, сна и отдыха он заплатит такую же сумму – от 1 тыс. до 3 тыс. руб.
Для лиц, отвечающих за выезд транспорта без тахографа, начисляются другие суммы штрафов. За несоблюдение обязанностей сумма штрафа увеличивается в 10 раз. Сумма взыскания с должностных лиц составляет 5 — 10 тыс. рублей.
Другие нарушения, приравниваемые сотрудниками ГИБДД к езде без тахографа, для которых предусмотрены штрафные санкции:
- Отключенный или сломанный тахограф;
- Своевременно не проведена процедура калибровки тахографа;
- Оборудование, модифицированное собственными силами (приборы контроля должны устанавливаться специалистами, у которых есть допуск к установке тахографа).
Изначально правило распространялось на международные перевозки, позже оно было адаптировано и для транспортировок внутри страны. С начала действия закона о штрафных санкциях водители массово уклонялись от его исполнения, в 2017 году игнорировать его вряд ли удастся.
В 2017 году монтаж тахографов обязателен для транспортных средств средней тоннажности. Под такое определение попадают автомобили грузоподъемностью от 3,5 до 12 т, используемые для коммерческих пассажирских и грузовых перевозок. Правило связано также с ответственностью за нарушение режима труда, сна и отдыха. За его несоблюдение водителей и должностных лиц ожидают внушительные штрафы.