По словам Дмитрия Храмова, «АРТПОЛИС» — прививка города современным искусством, маркирующая его проблемы с целью внедрения нового качественного общественного пространства. В настоящее время территория элеватора превратилась в заброшенную и «выключенную» из городской жизни среду. Дмитрий Храмов вместе с коллективом авторов выступили борцами с депрессивными городскими территориями в попытке реконструировать элеватор, который постепенно начал превращаться в «индустриальный труп». По проекту авторов выставки. Центр современной культуры «АРТПОЛИС» будет включать в себя: художественные галереи, школу современного искусства, арт-резиденцию, киноклуб, творческие мастерские, арт-офисы, дизайн-пассаж и сопутствующую торгово-обслуживающую инфраструктуру. Дмитрий Храмов описал свой амбициозный проект в подробностях.
«АРТПОЛИС» – это институция, которая создает новый креативный город. В 2009 году, когда мы обратили внимание на элеватор, на заброшенное начало нашего города, идея развития городской среды нам показалась очень интересной. Сам элеватор состоит из брендовых объектов – шестиэтажная мельница Соколовых, две круглые башни 70-ых годов советского периода. Они играют роль знаковых ориентиров. Нам эта территория очень понравилась. Мы решили попробовать изменить эту среду через искусство – фестивали, привлечение внимания общественности, взаимодействие с художниками, фотографами, архитекторами, театралами. Первый пробный проект у нас получился, нам удалось задействовать и вторую площадку – музей им. Алабина. Мы привезли мощную выставку, посвященную памятникам модернизма. Она касалась темы реновации территорий, исторической части города. 2 года мы не работали на территории элеватора. 2009 год был кризисным, мы заявили о себе крупным фестивалем, но люди в организациях, в которые мы обращались, говорили нам одно – сейчас определенно не до искусства. Но возможность появления стадиона именно на территории стрелки, а вместе с ним и новых территорий, общественных пространств, обслуживающих инфраструктур, дала нам новую надежду. И мы начали возвращаться к задуманным идеям.
Самое важное для нас – «перезапустить» центр города, чтобы он заново обрел жизнь, не задохнулся в точечной застройке. Я не очень одобряю место строительство стадиона и понимаю, что транспортные проблемы одни из самых наболевших. Но дать новую жизнь старому городу необходимо. И мы увидели, что элеватор — одна из ярких точек притяжения. По проекту детальной планировки нашего министерства строительства под элеватором сейчас выходит железнодорожный терминал, «принимающий» электрички, которые идут из аэропорта через вокзал. Конечная точка – выход под элеватором. Также там пройдут пешеходные пути, бульвар. Плюс к этому, элеватор – конечная остановка трамваев ряда маршрутов. Земля, которая принадлежит собственнику элеватора, будет выкупаться правительством под организацию терминалов, общественного транспорта, дорог. Элеватор становится началом пешеходного пути к стадиону. Фактически там сходятся все пешеходные потоки. Нам это на руку. Наш проект – дополнительный плюс в выборе нашего города как участника чемпионата мира. Мы ощущаем, что сейчас именно тот момент, когда мы можем сделать из элеватора центр современной культуры, а не просто офисный центр. Но даже в таком виде он уже будет рентабельным. Но здесь возникает резонный вопрос – зачем так грубо обращаться с архитектурным памятником? Мы договорились с собственником, мы будем продолжать работать в выбранном нами направлении.
Перейдем к самому проекту. Все крыши площадей, даже терминалы, которые мы прячем под площади, скверы, бульвары мы выведем на одном уровне. Над всем этим будет «парить» здание Экспоцентра с конференц-зонами. Мельницу Соколовых мы планируем реконструировать под центр современной культуры – «АРТПОЛИС». Фасад мы трогать не будем, так как это памятник архитектуры. Коммерческих объектов внутри не будет.
Перед тем как разрабатывать новый объект, мы всегда проводим большую аналитическую работу – изучаем аналоги. Нас интересуют новые музеи, которые соединяют в себе сразу несколько функций. Мы пришли к выводу, что оптимальным будет разрушение внутренних конструкций с распределением зон на залы с разной высотой. Современные галереи предполагают, что там могут выставляться объекты разного формата и размера. Чтобы сохранить ауру и конструкцию здания, мы словно «отступим» системой пандусов, на всю высоту создадим атриум, таким образом, внутренняя кирпичная стена сооружения откроется на высоту пяти этажей. Пандус будет идти вокруг объекта внутреннего зала, который состоит из трубопроводов, они будут играть роль информационных потоков. По ним будут идти надписи, иногда они будут выполнять функцию огромных светильников. Со стороны все это будет напоминать космические лучи. В этой же структуре будет находиться кинозал под брендом «Ракурса». По этому поводу я сейчас веду переговоры с Михаилом Купербергом. На мансарде мы планируем создать школу современного искусства. Под крышей будет находиться студия. Школа современного искусства будет чем-то напоминать московскую «Стрелку». Но мы бы не хотели называть ее институтом медиа и дизайна. Название, безусловно, очень универсальное, но в любом случае это узкая область. У нас в основе современное искусство и его потенциал преобразования. Искусство с позитивным вектором. Мы будем работать с архитекторами и дизайнерами, художниками и медиаартистами – взаимодействовать с направлениями, которые создают новую среду коммуникации, новый социум.
У нас в городе существуют всевозможные объединения – тусовка художников, архитекторов. Все смотрят друг на друга и не всегда друг друга понимают. В чем проблема? Все кричат, что у нас нет сплоченной тусовки. Проблема в том, что у нас нет самого основного. Нет школы. Как только она появится, то сразу же возникнут среда и преемственность. И это один из главных моментов. Помимо школы современного искусства мы также планируем создать четыре арт-резиденции. Туда мы будем приглашать самых перспективных иногородних и зарубежных художников. Без вливания новой крови, без знакомства с опытом работы так называемых «пришельцев» мы никогда не увидим позитивного движения.
Храмовы молодцы!
Смех. делят шкуру неубитого медведя. может и не будет у нас никакого чемпионата