В связи со страшной трагедией на Кубани жители Самары собрали вещи в помощь пострадавшим. Первыми, задолго до официальной кампании, смогли организовать сбор гуманитарной помощи известный самарский фотограф Михаил Чекмезов и неравнодушный к произошедшему гражданин Самары Сергей Мельников. 8 и 9 июля каждый мог помочь и принести что-то для жителей Краснодарского края в «Биг-Бен», где пункт приема помощи расположился прямо в фотостудии Михаила. Сейчас груз уже в пути, и в течение суток он должен быть доставлен на пункт приёма.
Подробнее о сборе гуманитарной помощи рассказали организаторы Михаил Чекмезов и Сергей Мельников:
— В ситуации страшной трагедии на Кубани вы выступили в роли граждан с активной общественной позицией и реализовали идею сбора вещей для пострадавших на юге. Что послужило причиной?
Михаил Чекмезов: Я считаю, что в каждом человеке должно присутствовать чувство гражданского осознания и гражданского долга. Важно, чтобы люди видели, что тут не надо рассуждать. Нужно просто брать и делать. Сергей Мельников разместил в Интернете информацию о сборе вещей, мы предложили ему помещение и организовали всё это.
Сергей Мельников: Я ожидал, что кто-нибудь в Самаре создаст тему в Интернете, и я помогу, но проходило десять минут, двадцать, тридцать — ничего не менялось. Я решил создать тему. Позвонил в МЧС. Там в воскресенье был выходной. Затем откликнулся Михаил, мы познакомились, начали писать информацию о сборе. Михаил любезно предоставил помещение, и люди стали приходить сюда и помогать, приносить вещи.
— Миша, ты ведь и сам из Краснодарского края. Патриотизм?
Михаил Чекмезов: Конечно, ведь там живут мои земляки. Хотя я и нахожусь в Самаре почти восемнадцать лет. Но от этого никуда не денешься.
— С кем вы договаривались при сборе о том, куда конкретно нужно нести вещи? Откуда взяли перечень гуманитарной помощи?
Михаил: Перечень доступен в Интернете на многих ресурсах, и официальных, и не официальных. Плюсом послужило то, что люди возвращались оттуда и рассказывали, что необходимо больше всего. Мы реагировали, и когда были звонки, мы говорили о том, что нужно приносить. Было видно, что к вечеру люди, например, уже перестали нести одежду, а приносили больше средства гигиены, памперсы и т.д. Это было реакцией на наши просьбы, потому что иначе нас бы завалили одеждой. С ней, конечно, есть проблемы, но они не такие большие в сравнении с нехваткой еды и принадлежностей для маленьких детей. По поводу проблемы с машиной: к сожалению, некоторые транспортные компании, к которым поступило обращение за помощью, подняли цены. Мы не могли потянуть цены, которые были названы, потому что мы не собирали деньги. Начали искать другие варианты, обращались во все административные структуры, и администрация Самарской области помогла нам, предоставив машину Isuzu вместимостью 32 кубометра. Также вчера мы связывались с волонтёрами, определяли информацию о пункте назначения. Мы узнали, что нужно везти вещи не в Крымск, а в Крымский район,
в Нижнебаканский посёлок. Там есть пункт приёма, и мы отправляем машину туда. Администрация обеспечила возможность доставить груз до места бесплатно.
— Какие предметы являются самыми необходимыми?
Сергей: Нужнее всего сейчас детские принадлежности, т.к. детишкам необходим определённый режим. Крайне необходимы пелёнки, подгузники, детское питание.
— Сколько людей откликнулось?
Михаил: Мы начали сбор 8-го июля утром. Рассылку начали с «Вконтакте», затем подключилось «Эхо Москвы», в понедельник утром в эфир вышел сюжет на РТР.
В воскресенье у нас был небольшой поток, потому что люди были за городом, звонили, интересовались, но говорили, что приедут на следующий день. В понедельник здесь было столько народа, сколько мы даже не могли себе представить. Мы думали, что будет гораздо меньше добровольцев. Подсчёт мы не вели, но полтысячи людей здесь точно было, может быть, даже больше. Упакованных коробок у нас получилось порядка ста. Были моменты, когда даже выстраивалась небольшая очередь. Хотя процесс был короткий: «прийти – отдать – уйти».
— Важно отметить, что к тому же «Биг-Бен» не самое простое место для граждан. Наверное, многим было тяжело разобраться с тем, куда относить вещи (вход со двора, 10-й этаж).
— Да. Многие ругались по этому поводу. Говорили: «Что, не могли выбрать другое место?» А что мы могли сделать, если у нас другого места просто нет?…
— Успевали работать во время сбора вещей?
— Нет. У нас велась работа по сбору, которая была главнее. Много людей приходили, отсортировывали вещи, помогали, как могли. Здесь был такой муравейник, что мы уложились достаточно быстро и уже в десять вечера отнесли все заклеенные коробки к лифту.
— Сколько килограммов примерно составил груз?
— Вчера компания «Ауди Центр» привезла 500 кг гречки. Мы думаем, что там тонн 5 будет.
— А каким образом происходила сортировка?
— Сортировка заключалась в том, чтобы разделить вещи по категориям. Чтобы мы знали, что лежит в каждой из них. Люди привозили коробки, мы заклеивали их и подписывали.
— Ожидали такой реакции?
— Честно, нет.
— Кстати, Миша, из твоих земляков никто не пострадал?
— Нет, из моих знакомых никто не пострадал.
— За новостями ведь следили? Как вы думаете, из-за чего трагедия произошла?
Михаил: Пусть СМИ высказываются на этот счёт. Я считаю, что с этим должны разобраться официальные органы. Своё мнение имеется, но я не хочу его озвучивать. Главная задача – помочь людям, а следственный комитет пусть разбирается и делает выводы о том, кто виноват в этой трагедии или почему виноват.
— Насколько мне известно, порядка 22 тыс. человек пострадали, 171 человек погиб.
Сергей: Это официальные жертвы. Люди на видеозаписях и на местах происшествия говорят о том, что жертв намного больше…