Пожар в доме на улице Алексея Толстого № 22 случился почти полтора месяца назад. И хотя мэрия и районная администрация уже на следующий день отрапортовали, что все будет хорошо, ситуация за прошедшее время изменилась мало. Казалось бы, что за тема такая важная? Мало ли горит в Самаре домов старого фонда? Тем более, что здесь и речь то идет не о полном уничтожении дома огнем, а всего лишь о сгоревшей крыше. Но дом этот не совсем обычный.
Это один из многих домов принадлежавших семейству купцов Субботиных. И, видимо, это действительно. Один из старейших сохранившихся самарских домов. Усадьба датируется 1840 годом. То есть дом помнит те далекие времена, когда Самара еще была уездным захолустьем, а это двухэтажное каменное здание, выполненное в стиле классицизма, было одним из самых роскошных в городе. Но те времена давно миновали. И для нынешней городской администрации – это всего лишь аварийное здание со сгоревшей крыши. Немного бравурного пиара, немного ненужной заботы.
86 человек лишились жилья в результате пожара на ул. Алексея Толстого, 22/24а в Самаре, сообщает «Самарская газета».
Пожар произошел ночью 14 июля. Горела крыша здания на площади 150 кв. м. Огонь удалось ликвидировать лишь к четырем часам утра. Во время пожара никто из жильцов не пострадал, одну парализованную женщину госпитализировали.
Дом — архитектурный памятник регионального значения, постройки до 1917 г., серьезно пострадал.
В администрации Самарского района жителям дома в качестве помощи выдали талоны на бесплатное питание. Этой услугой воспользовались 10 человек. Три пострадавшие семьи городские власти разместили в квартирах из так называемого маневренного фонда — в домах №74 на проспекте Металлургов и № 8 на ул. Юбилейной.
Сейчас в оперативном штабе — он располагается в администрации района, на ул. Некрасовской, 40, — организована перепись пострадавших, составляются списки нуждающихся в помощи. Все жители сгоревшего дома информированы о местах выдачи необходимых справок и талонов на горячее питание.
«Нам сейчас необходимо решить вопросы с размещением людей, возмещением ущерба, по выплате материальной помощи, восстановлению документов и так далее», — заявил на рабочем совещании мэр Самары Дмитрий Азаров. Эти поручения он дал главе района Александру Моргуну.
Также Дмитрий Азаров дал поручение специалистам осмотреть дом и решить, подлежит ли он восстановлению.
Обратили внимание на последнюю фразу? Подлежит ли восстановлению. Как вы думаете, учитывая расположение дома в непосредственной близости от стрелки и возможной стройки стадиона к чемпионату мира, какой вывод сделают «специалисты»? Кстати, позиция городских властей во многом совпадает с позицией гастарбайтеров, работающих дворниками и вселенных в подвал усадьбы Субботина. Посланцы юга готовы ехать и в Озерный и куда угодно, но не жить в гнилом разваливающемся доме. Старые жильцы действительно не хотят покидать дом, состояние которого критично. И они не верят администрации города. Есть основания. Работы по созданию хотя бы временной крыши над усадьбой действительно ведутся, но качество их не выдерживает никакой критики. Деревянные балки просто укладываются на крышу, фактически на вековой кирпич. Конечно, это явление временное. Но тогда почему так долго оно продолжается? Дожди и ураганы прошедшие в июле и августе очень сильно ухудшили и без того бедственное состояние здания. И все живущие в России прекрасно понимают, нет ничего более постоянного, чем временная крыша. Особенно если есть люди, заинтересованные в том, чтобы здание превратилось в руины.
Кстати, никто особо не удосужился и разобраться почему сгорела крыша у дома. Жильцы указывают на очень быстрое распространение огня, начавшееся в единственной полностью деревянной части здания – трехэтажном дощатом пристрое, который, вот удивительно (!) построен теми самыми рабочими-гастарбайтерами для собственных нужд. И что-то подсказывает, что построен он был без документов, технологий и разрешений. Хозспособом.
Дом стоит. Спасибо нашим предкам, которые в 1939 году к первому вековому юбилею здания сделали в нем капитальный ремонт, в том числе, бетонную стяжку на чердаке, которая собственно и спасла здание – если бы не эта огнеупорная прослойка усадьба с деревянными перекрытиями сгорела, как щепка. Возможно, что на это и делался расчет. О том, что пол на чердаке бетонный страусы не знали мало кому было известно. А площадка на Хлебной площади очень интересная! Да и поджоги с целью расчистки места под перспективное строительство у нас не редкость. Впрочем, и без поджогов проблемы старой застройки решаются быстро и эффективно. Напротив усадьбы Субботина снесены ради постройки жилого комплекса «Гулливер» еще несколько домов постройки позапрошлого века. Комплекс выглядит абсолютным уродством в сердце старой Самары, но это, кажется, никого не волнует. Хорошим вкусом в нашем купеческом городе отстрадали в позапрошлом веке.
Самара не слишком древна. И в городе не очень много настоящих памятников архитектуры. Тех, что имеют возраст и собственную историю. Поэтому вдвойне удивительно, что вместо тщательного сохранения одного из таких объектов, городские власти тратят деньги на плитку и ежегодный ремонт собственного здания, на уродование очередной очереди набережной китайскими лампочками, которые выдаются за поющие фонтаны. Деградация. Нам не нужны крупицы истинной истории, подлинного прошлого нашего города? Или это негласная часть самарского плана подготовки к чемпионату мира?
Начались поджоги. Освобождают территорию. Все будет сожжено