Роман Фрадков внедряет в Самаре универсальное приложение MyCity. Мобильное приложение, которое призвано ответить на любые запросы и пожелания, относящиеся к нашему городу. И кдругим городам, в перспективе, тоже. Роман амбициозен. Он рассчитывает, что система MyCity охватит в итоге 600 городов по всему земному шару. Малый бизнес по-самарски – планетарного размаха.
— Складывается ощущение, что выпускать мобильные приложения просто стало модно.
— Дело не в этом. Через телефон неудобно получать информацию в чистом виде, у него слишком маленький экран, но очень удобно пользоваться различными сервисами.
В современных телефонах есть интернет и геолокация. Что это значит? Мобильные приложения дают пользователям новые возможности, а не только развлекают с помощью игр. Познавая эти самые новые возможности, мы можем выбирать какие-то более интересные пути развития и для себя, и для общества.
Мы получили новый вид интернета, который сближает людей. Вот вы идете в ресторан, чтобы там встретиться с кем-то. Для этого можно заранее с договориться, а можно посмотреть, где на корте отметились ваши друзья и присоединиться к ним. Этим руководствовались создатели Foursquare. Но многим ли на самом деле интересно, где вы находитесь? Нет, немногим. Ну, то есть мы делаем вид, что всем до этого есть дело, а по факту это не так.
— Ну и что же дает эта технология в таком случае?
Чекин – отличная вещь, возможности которой до сих пор не раскрыты до конца. Этот сервис может не только информировать друзей о твоем месторасположении, но и давать какие-то привилегии в материальном мире.
Мы создали геолокационное приложение, в котором также есть функция «Я здесь», но наполнили ее совсем иным смыслом. Мы хотим, чтобы люди нажимали эту кнопку сознательно – и получали за это что-то. Кроме информирования друзей о месте нахождения — скидки по виртуальным картам, например.
— А бизнесу-то какая выгода в этом участвовать?
Пользу получат все участники процесса: пользователи приложения смогут экономить, компании вооружатся дополнительным способом маркетинга, программой лояльности и обратную связь с клиентом, поскольку каждый пользователь сможет написать отзыв или рекомендацию для других клиентов об их услуге в реальном времени.
У приложения есть важная социальная функция — способствовать улучшению мира. Звучит громко, но мы пока начнем мы с одного города. Мы стимулируем пользователей писать отзывы и рекомендации, чтобы сделать приложение еще более полезным: размер скидки по виртуальной карте будет зависеть не частоты использования, а от социальной активности человека. В итоге с помощью MyCity мы содействуем хорошему бизнесу и заставляем недобросовестные компании улучшить сервис или уйти с рынка.
— Вы придумали сервис, который, может, например, рассказать все о ресторанах объективно. У вас цель рекламировать или информировать?
— С помощью приложения мы удовлетворяем потребность человека не искать, а выбрать ту или иную услугу или место, причем в тот момент, когда это нужно. Мы даем информацию не скучно, а так, чтобы заинтересовать человека в ней. Просто делаем все, чтобы люди, которые зачем-то идут, например, в ресторан, могли выбрать нужный. Не думать и искать, а выбрать из предложенных — максимально удобным способом. Как человек привык выбирать ресторан? Он там был и ему понравилось, или посоветовали друзья, которые там были, ну или просто рядом побывал и видел вывеску. Это очень сужает выбор. Приложение помогает увидеть то, чего раньше мы не замечали. Речь ведь идет не только о ресторанах, но и обо всех остальных местах и услугах: магазинах, такси, химчистках.
— Какой нужен охват для того, чтобы все это вышло на проектную мощность?
— Мы рассчитывает, что скоро приложение будет в кармане у каждого третьего владельца iPhone или Android. Раньше мы были ограничены тем, что айфон стоил дорого. Сейчас MyCity работает и на андроиде, такой телефон уже стоит менее 6 тысяч рублей и со временем его цена будет все ниже. Помните, ведь когда-то с помощью телефона можно было только звонить. Потом стали использовать смс, еще позже в телефонах появились фотокамеры. Мы стали пользоваться новыми функциями, потому что они бесспорно полезны. Скоро без приложения MyCity тоже нельзя будет обойтись — люди быстро поймут, что оно помогает экономить деньги и время, улучшает сервис, помогает наладить общение с интересными людьми. Не пользоваться им будет просто неосмотрительно.
— А что если критические отзывы относительно местного сервиса пойдут лавиной? Вряд ли бизнесу это понравится.
— Определенный перелом наверное все же будет. Но давайте рассуждать логически. Плохие отзывы? Страдает имидж компании? У каждого бизнеса есть руководитель, директор, учредитель. Они заинтересованы в том, чтобы с клиентом обращались хорошо. Если негативных отзывов слишком много — стоит пересмотреть систему управления компанией, может даже нанять другой персонал. Мы поддерживаем высокое качество бизнеса в сфере услуг и в этом желании совпадаем с руководителями бизнес-структур.
— Давайте разберем конкретный пример. Ресторанный критик газеты «Самарское обозрение» пишет негативный отзыв на таверну «Фигаро», а один из владельцев таверны «Фигаро» заводит на сайте специальный раздел, посвященный дискуссии с ресторанным критиком, чтобы объяснить, что на самом деле все у него хорошо. Ему не выгодно меняться.
— Легко оправдываться перед одним человеком, но когда их пятьдесят — не думаю, что это сработает. Отзывов может быть много, они могут быть разными. Если недостаток есть, но он не исправляется, это быстро станет очевидно. Люди найдут заведение получше, где обслуживание более цивилизованное, где в зале чище и цены ниже. С приложением это будет сделать совсем не сложно.
— Получается, вы провоцируете народный контроль?
— Получается так. Зачастую директор или владелец компании не знает или не видит, как обслужили посетителя, насколько быстро к нему подошли, как долго выполняли заказ, были ли с ним вежливы. Порой достаточно минимальной обратной связи, чтобы исправить ошибки и сделать заведение лучше.
— Неплохо было бы такой русскоязычный гид и по Парижу в кармане иметь.
— Совершенно верно. И мы как раз сейчас над ним работаем. Пока MyCity есть только в Самаре, так же готовы к запуску еще 4 города, но в планах у нас путеводители по 600 городам и 203 странам. Мы понимаем, что при таком объеме нужно будет отладить процесс добавления мест самими пользователями и чем-то их заинтересовать. К счастью, для решения подобных задач у нас есть отличная команда и мы всегда находим решения.
— Сколько у приложения пользователей сейчас?
— Для нас пока это не имеет большого значения, пара тысяч может быть. Мы только недавно закончили тестировать рабочую версию. Говорить о количестве пользователей нужно будет хотя бы после первого месяца рекламной кампании, когда люди начнут понимать, насколько это удобно и полезно.
— У какого количества человек в Самаре уже есть устройства, с которых можно зайти в приложение?
— Это уже больше 10% населения. Ни один городской сайт не имеет такой аудитории. И ни один сайт не имеет такого функционала.
— А что будет с сайтами?
— Они останутся, но у них нет перспективы роста. Интернет — не очень честная штука. До сих пор в нем решает сео-продвижение сайта в поисковых системах. Продвижение есть — сайт будет выдаваться в поиске и будет существовать. Если нет — сайт умрет. ***Разумеется, есть и исключения. С приложениями другая история — если оно полезно, им будут пользоваться.